Принципы правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что содержанием политических прав и свобод гражданина является политическая активность, общественная деятельность человека. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством. Положение человека, его права, свободы являются центральным объектом конституционного регулирования в Российской Федерации, предметом охраны и защиты иных законов — источников конституционного права. В регулировании деятельности человека и гражданина в российском обществе и государстве принимают участие все отрасли российского права, определяющие правовой статус личности в Российской Федерации, всю совокупность их прав и обязанностей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3 стр.
Основные принципы правового государства…………………..6 стр.
Принцип законности………………………………………………...7 стр.
Верховенство и прямое действие конституционного закона..........9 стр.
Гарантированность прав и свобод граждан; взаимная ответственность гражданина и государства…11 стр.
Реализация принципа разделения властей…………………...........15 стр.
Создание и поддержание в обществе режима демократии, законности и
конституционности…………………………………………………..17 стр.
Построение правового государства в России…………………..19 стр.
Условия формирования правового государства………………..21 стр.
Заключение…………………………………………………………...25 стр.
Список используемой литературы………………………………….27 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение……………………………………………………………..3 стр.

  1. Основные принципы правового государства…………………..6 стр.
  2. Принцип законности………………………………………………...7 стр.
  3. Верховенство и прямое действие конституционного закона..........9 стр.
  4. Гарантированность прав и свобод граждан; взаимная ответственность                гражданина и государства…………………………………………..11 стр.
  5. Реализация принципа разделения властей…………………...........15 стр.
  6. Создание и поддержание в обществе режима демократии, законности и
  7.  конституционности…………………………………………………..17 стр.
  8. Построение правового государства в России…………………..19 стр.
  9. Условия формирования правового государства………………..21 стр.

Заключение…………………………………………………………...25 стр.

Список используемой литературы………………………………….27 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что     содержанием политических прав и  свобод гражданина является политическая активность, общественная деятельность человека. Реализуя их, граждане участвуют  в общественно-политической жизни, в управлении государством.

Положение человека, его  права, свободы являются центральным  объектом конституционного регулирования  в Российской Федерации, предметом  охраны и защиты иных законов —  источников конституционного права.

В регулировании деятельности человека и гражданина в российском обществе и государстве принимают участие все отрасли российского права, определяющие правовой статус личности в Российской Федерации, всю совокупность их прав и обязанностей. Особая роль при этом принадлежит Конституции, положения которой о человеке, гражданине образуют ядро, основу всего правового статуса личности. В Конституции решаются наиболее принципиальные, основополагающие вопросы, определяется суть отношения государства и гражданского общества к человеку, его правам и свободам, определяются перечень этих прав и механизмы их защиты.

Совокупность конституционных  норм, закрепляющих положение человека и гражданина в российском обществе и государстве, объем его прав и свобод, а также обязанностей, образует конституционный статус личности в Российской Федерации (ст. 64 Конституции).

При этом не следует забывать различий между объективным правом — совокупностью юридических  норм, определяющих положение человека в государстве, и субъективным —  теми конкретными правами и свободами, которыми обладает каждый человек, находящийся на территории России.

На территории Российской Федерации находятся физические лица, имеющие различный правовой статус. Это граждане России, граждане иностранного государства, лица, не имеющие  ни российского, ни иностранного гражданства. Конституция учитывает особенности каждой из этих категорий физических лиц. Однако она исходит из того, что эти различия не являются главными, государство должно обеспечить достойные условия, уважительное отношение к любому человеку как личности, гарантировать защиту его жизни, здоровья, чести и достоинства.

Реализуя этот подход, Конституция России закрепляет совокупность прав человека, определенный в нормах международной; права и общепризнанный мировым сообществом минимум социальных благ и свобод, необходимых для обеспечения достойного существования любого лица, находящегося на территории России.

Содержанием политических прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Поэтому подавляющее большинство  прав и свобод принадлежит только гражданам РФ. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством. Сюда относятся:

свобода слова, право  свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29 Конституции РФ1);

право на объединение  в общественные организации (ст. 30);

право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст.31);

право участвовать в  управлении делами государства (ст. 32, п. 1);

право избирать и быть избранным (ст. 32, п. 2),

равный доступ к государственной  службе (ст. 32, п. 4);

право участвовать в  отправлении правосудия (ст. 32, п. 5);

право на обращения (индивидуальные и коллективные) в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Взаимодействие государства  и личности в настоящее время  наиболее оптимально осуществляется в  гражданском обществе. Одной из целей  российских реформ является как раз  построение гражданского общества. За эпитетом «гражданское», несмотря на его  условность, стоит обширное и богатое содержание. Смысл данного феномена многогранен и неоднозначен, толкуется учеными по-разному. Однако ясно, что не всякое общество, состоящее из граждан, является гражданским, подобно тому как не любое государство, где действует право, можно назвать правовым. Например, советское общество никогда не было и не могло быть ни правовым, ни гражданским, равно как и российское еще не стало таковым. Но сегодняшняя Россия провозгласила эту цель.

Цель курсовой работы – изучение политических прав гражданина.

В связи с поставленной целью были выработаны и решены следующие  задачи:

Изучение понятия политических прав гражданина и их закрепление  в российском законодательстве.

Исследование практики применения законодательных норм о  политических правах гражданина и изучение политической активности граждан по реализации своих конституционных прав.

Объект исследования – политические права гражданина.

Предмет исследования –  роль и значение политических прав гражданина.

Методы исследования – анализ периодической литературы, монографий, правовой практики и статистической информации.

 

 

 

 

 

 

 

1. основные принципы правового государства

Учёными – юристами проведены  глубокие научные исследования этой проблемы. Так, В. Н. Кудрявцев и Е. А. Лукашева отмечают, что формирование правового государства требует последовательного проведения в жизнь следующих основополагающих принципов: господство закона во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства и его органов, незыблемость свободы личности, её прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность; взаимная ответственность государства и личности; наличие эффективных форм контроля за осуществлением законов2[23].

В. В. Лазарев отмечает, что правовое государство характеризуют: сосредоточение всех полномочий государственно-властного регулирования в системе государственных институтов; «разделение властей», т. е. недопустимость подмены выполнения функций одной государственной подсистемы другой; наличие развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; верховенство и прямое действие конституционного закона; установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах; соответствие внутреннего законодательства обще призванным нормам и принципам международного права; правовая защищённость всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было; возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти; единство прав и обязанностей граждан; взаимная ответственность государства и личности 

1.1 Принцип законности.

В. Д. Зорькин довольно чётко сформулировал свою точку  зрения на правовое государство и, в  частности, на место закона в государстве3[25]. Он говорит, что правовое государство – это такое государство, которое живёт в виде права. Образ государства, живущего в виде права, записывается в Конституции. Конституция – это и есть закодированное юридическим языком государство. Оно предполагает прежде всего определённое системное сцепление в единое целое всех правовых актов в данном государстве, которое представляется Зорькину в виде пирамиды. Разрушая в недалёком прошлом административно-командную систему, практически разрушалось государство как пирамида.

Пирамида – образ  правовой жизни. Наверху её – принципы и высшие нормы, которые фиксируются  в Конституции и которые прямо  или косвенно фиксируют тот или  иной вектор развития, ту или иную общую  цель, а также образ будущего и  общий идеал. Далее пирамида идёт вниз, разрастаясь в бесконечность в виде последовательных, иерархически соподчинённых друг другу пластов – законов, потом различного уровня подзаконных актов, судебной практики и прочих правоприменительных актов в центре и на местах. Держаться эта пирамида может только в том случае, если соблюдается жёсткая иерархия всех этих актов и их нахождение в данной пирамиде в целом. Эта жёсткая, но вместе с тем простая и уникальная конструкция позволяет людям существовать в режиме права.

Принцип законности включает в себя ряд требований (предложенных В. И. Ерёменко4[28]), предъявляемых к государству, его органам, организациям, юридическим лицам, общественным объединениям, государственным служащим, должностным лицам и гражданам.

Во-первых, это единообразное понимание, применение и исполнение законов и подзаконных актов всеми, везде и всегда. Во-вторых, недопустимость подмены законопредписаний любой целесообразностью (революционной, пролетарской, демократической), поскольку целесообразней законоположений в государстве, обществе ничего быть не должно. Такого рода целесообразность есть, по мнению Ерёменко, либо злоупотребление властью, либо превышение служебных полномочий. Законопредписания же должны учитывать, когда можно принять альтернативное решение, например, в случае крайней необходимости, необходимой обороны, права на обоснованный риск. В-третьих, это неотвратимость юридической ответственности за любое отступление от законопредписаний, от кого бы оно ни исходило. Четвёртым требованием является непозволительность несоблюдения презумпции невиновности лица. Это означает, что виновным может быть признан только тот гражданин, в отношении которого имеются вступившие в законную силу обвинительный приговор либо решение или определение суда. И, наконец, в-пятых, принцип законности включает требование неразрывности связи между законностью, демократическими преобразованиями и гласностью о состоянии, содержании, направленности первых двух составляющих правовое демократическое государство.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Верховенство и прямое действие конституционного закона. Возвышение суда.

Конституция РФ 1993 года закрепляет, что наше государство является правовым, но это более идеал, к которому надо стремиться, а не реальность. Это - нормативно закреплённая идея. В новой Конституции нашли своё признание и закрепление основные компоненты правовой государственности – гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (правовые требования к закону и иным нормативным актам) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей)5[29].

По мнению А. Венгерова, «в духовной сфере, в правосознании, в мировосприятии прямое действие Конституции  выполняет роль «мотора», преобразователя. Десятилетиями насаждавшееся утопическое  общественное сознание через мифологический этап устремляется ныне к сознанию рациональному, деятельному, побуждающему. А в нравственной сфере возврат к доброму и разумному религиозному ядру моральных заповедей и начал, которые содержатся не только в православии, но и у всех религиозных систем, также находят опору в Конституции»6[30].

П. 1 статьи 15 устанавливает  высшую юридическую силу Конституции, её прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации.

Частная жизнь, альтернативная гражданская служба, свобода передвижений, выбор места жительства, достоинство личности, равенство перед законом и судом и многие другие жизнеобеспечивающие блага – всё это предмет непосредственного, прямого действия Конституции. Исключения из прямого действия Конституции имеются, но они устанавливаются самой Конституцией, которая указывает на конституционный федеральный закон или федеральный закон, который должен развивать её положения, конкретизировав их.

Важную роль в правовом государстве должна играть судебная власть. Но для этого надо повышать роль и престиж суда; оградить судей от внешнего давления, обеспечить им полную независимость, исключить воздействие на них властей; кроме того, надо усилить степень реализации качества принудительности, добиться практических возможностей для правового воздействия на политические органы.

Если в деятельности Конституционного суда Конституция  выступает как объект толкования, разъяснения, как образец для  сопоставления с обычным законом, иным правовым актом, словом для объяснения права, то для других правоприменительных органов, в том числе обычных судов, Конституция – это основа разрешения конкретного спора. Принципу правового закона соответствует введённое Конституцией РФ право любого суда ставить вопрос о конституционности закона, что обязывает судей давать оценку правового содержания закона и тем самым исключить возможность действия и применения неправового, правонарушающего закона. Это правомочие судей расширяет их ответственность за укрепление конституционной законности в государстве и обществе.

Создание Конституционного Суда М. Н. Марченко относит к зачаткам правового государства. Но он подчёркивает, что упущена возможность в  плане создания прецедента, что является важной, новой для нас формой права. Формулируя основные цели и задачи созданного в 1991 г. Конституционного Суда в России, закон о Конституционном Суде РФ закрепляет, что в целях охраны суверенитета народов России, защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека, прав и законных интересов граждан и юридических лиц, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции России на всей территории РФ Конституционный Суд РФ устанавливает соответствие Основному Закону РФ международных договоров, законодательства России и субъектов Российской Федерации, а также практики применения законодательства России.

Информация о работе Принципы правового государства