Принципы разделеения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 13:14, контрольная работа

Описание работы

Принцип разделения властей это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..….3
1. Теоретическая характеристика принципа разделения властей………………...5
2. Характеристика основных конституционно закрепленных элементов…….…8
3. Виды нормативных правовых актов РФ……………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….…12
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ТГП Контр.раб.docx

— 35.27 Кб (Скачать файл)

 

Введение…………………………………………………………………………..….3

1. Теоретическая характеристика принципа разделения властей………………...5

2. Характеристика основных конституционно закрепленных элементов…….…8

3. Виды нормативных правовых актов РФ……………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….…12

Список используемой литературы………………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Принцип разделения властей это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей. Согласно ст.10 Конституции РФ - государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В данной статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в РФ принцип разделения властей. Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения Функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима.

 

Теоретическая характеристика принципа разделения властей

 

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.         На федеральном уровне организации государственной власти в РФ система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом: · Законодательный орган Федеральное Собрание принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ. · Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.      Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила чиновничий аппарат, "силовые" министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти. ·

 Самой высокой  степенью независимости призвана  обладать судебная власть (органы  правосудия). Особая роль суда  обусловлена тем, что он арбитр  в спорах о праве. Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный  суды РФ имеют право законодательной  инициативы по вопросам их  ведения (ст. 104 Конституции). Эти суды  в пределах своей компетенции  рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие  федеральные органы государственной  власти.           В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду РФ. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125).        Являясь главой государства, Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент РФ обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму. Существует мнение, что реализация принципа разделения властей ведет к многовластию. Это суждение ошибочно. Власть в РФ едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народ РФ. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Сама по себе государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти. Положение ст.10 Конституции РФ относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов РФ. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах РФ отнесено Конституцией к совместному ведению РФ и ее субъектов. Поскольку в ст.10 Конституции РФ говорится о принципе разделения властей как о принципе организации государственной власти, он не может рассматриваться как принцип организации местного самоуправления в РФ. Согласно ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Подведем итог вышесказанному: принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. · Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на "своей" работе), создаются условия для роста профессионализма их работников.    Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. · В-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе. Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия. 

 

 

 

Характеристика основных конституционно закрепленных элементов

 

Главное, определяющее в государстве - его сущность. Это то основополагающее начало, которое характеризует природу государства, его назначение и функции. Сущность государства двуедина по своей природе. С момента возникновения и на протяжении довольно длительного исторического времени государства (рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные) в основе своей деятельности имели насилие. Сущность современных государств - общесоциальный компромисс, управление обществом в целях его гармонии и всестороннего развития.         Российская Федерация - демократическое государство. Это видно из общепризнанных политических и иных прав граждан (ст. 2 и 6); из перечня форм народовластия - непосредственного и представительного (ст. 3), осуществляемого как на всех уровнях государственной власти, так и на всех уровнях местного самоуправления (ст. 12); из признания идеологического и политического плюрализма, многопартийности (ст. 13); из многих статей последующих глав. Демократизм государства выражается в том, что все его устройство и деятельность соответствуют воле народа; что государственные властные решения принимаются большинством народа (или его представителей) при уважении воли и прав меньшинства и при нерушимости прав и свобод отдельного лица.       Российская Федерация есть федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации, т.е. государственных образований, являющихся членами данного единого государства. Это конкретизируется затем в положениях: о суверенитете России, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т.д. (ст. 4); о составе равноправных субъектов Федерации и основах федеративного устройства (ст. 5); о единстве российского гражданства (ст. 6); органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации (ст. 11) в ряде глав этой Конституции (гл. 2, 3 и др.).    Российская Федерация есть правовое государство. Эта характеристика, долгое время считавшаяся неприемлемой буржуазной выдумкой для обмана трудящихся при современном капитализме, теперь принята и у нас. Зато отвергнуто отождествление права с законом, открывавшее путь к подмене права, которое законодатель обязан соблюдать, законом, который законодатели нередко принимают произвольно. Правовое государство - это не просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, которая должна быть выражена в актах международного уровня, в Конституции, в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права в жизни общества и государства, гораздо более широкая по объему нежели идея только правового государства, служащего справедливым интересам общества и являющегося не только одним из субъектов, но и важнейшим объектом правового регулирования, - это современный этап тысячелетних поисков источника для юридического нормотворчества. Этот источник видели то в Божественной воле, то в «духе» народа, то в экономическом базисе и т.п. Маркс считал государство не творцом норм, а только переводчиком объективных потребностей на язык права.           Российская Федерация - Россия есть демократическое государство. Это проявляется в том, что в современном российской государстве закрепляется народовластие, поскольку единственным источником власти Конституция признает российский многонациональный народ. Свою власть он реализует в двух формах демократии - представительной и непосредственной. Суть представительной демократии в том, что народ управляет государственными делами через выбранных им Президента, депутатов Государственной Думы, депутатов представительных органов субъектов Федерации и глав администрации, через органы местного самоуправления. Непосредственная демократия проявляется в непосредственном решении каждым гражданином государственных, общественных, производственных, организационных и иных вопросов путем референдумов, обсуждения законопроектов, собраний учредителей и др. Необходимыми условиями демократии в нашей стране являются народовластие, разделение властей, плюрализм мнений и многопартийность, нормативное закрепление прав и свобод граждан.   Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции в верховенстве Конституции и в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им не от государства, а от рождения (ч. 2 ст. 17); оно только обязано признавать и соблюдать их, защищать их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования над обществом в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.    Республиканская форма правления характеризуется отсутствием монарха - обычно наследственного главы государства - и наличием власти у избираемых народом органов. Исторический опыт России привел к тому, что монархия нередко понимается как самодержавие, абсолютизм. Но вопрос гораздо сложнее. Демократические режимы многих современных парламентарных конституционных монархий (Великобритании, Нидерландов, Швеции, Дании, Японии и др.) вряд ли предпочтительнее тоталитарных или авторитарных политических режимов многих "республик" (Ирака, Сирии, Румынии и др.). Россия является федеративным государством. В основе федеративного государственного строя России лежат глубокие исторические, социально-экономические, геополитические и этнические корни.

Некоторые важнейшие характеристики Российской Федерации, которые, как и уже названные, еще предстоит полностью оправдать на деле, не «попали» в комментируемую статью. Прежде всего это определение Российской Федерации как социального государства - оно дано в ст. 7 (см. комм. к ней). Российская Федерация охарактеризована как светское государство в ст. 14 Конституции. Многие демократические государства многосторонне охарактеризованы не в разных статьях, а в их единых главных конституционных определениях. Термин «светское государство», вероятно, был сочтен не настолько важным, чтобы включить его в данную статью. Но единая сводная конституционная характеристика Российского государства, конечно, охватывает все эти его свойства. Российская Федерация включает три типа субъектов: национально-государственные (республики), административно-территориальные (края, области, города федерального подчинения), национально-территориальные (автономная область, автономные округа). Россия как федеративное государство построена по смешанному национально-территориальному принципу. Республики, автономные области, автономные округа в основе своей имеют национальный принцип, края и области - территориальный.

 

 

 

 

 

 

 

Виды нормативных правовых актов РФ

Нормативный акт

Название

Дата принятия

Дата вступления в силу

Ссылка на официальный источник

1

Кодекс

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

N 230-ФЗ

18декабря 2006г

Согласно Федеральному закону от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ настоящий Кодекс вводится в действие с 1 января 2008 г

Текст Кодекса опубликован в "Российской газете" от 22 декабря 2006 г. N289, в "Парламентской газете" от 21 декабря 2006 г. N 214-215, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2006г. N 52(1ч.) ст. 5496

2

Кодекс

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 188-ФЗ

29 декабря 2004 г

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004г. N 189-ФЗ настоящий Кодекс вводится в действие с 1 марта 2005 г.

Текст Кодекса опубликован в "Российской газете" от 12 января 2005 г. N1, в "Парламентской газете" от 15 января 2005 г. N 7-8, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. N 1 ст. 14

3

Федеральный конституционный закон

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

N 2-ФКЗ

5 февраля 2007 г

В соответствии со статьей 5 данный документ вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки

Текст Федерального конституционного закона опубликован в "Российской газете" от 9 февраля 2007 г. N 28, в "Парламентской газете" от 8 февраля 2007 г. N 20, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 7 ст. 829.

4

Федеральный закон

О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ

N 135-ФЗ

26 июля 2006 г

Согласно Статьи 54.настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 26 июля 2006 г. N 162, в "Парламентской газете" от 3 августа 2006 г. N 126-127, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31(1ч.) ст. 3434.

5

Указ Президента РФ

ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ

N927

19 июля 2004 г

Согласно ст.7. настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Текст Указа Президента РФ опубликован в "Российской газете" от 21 июля 2004 г. N 154, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. N 30 ст. 3149.

6

Постановление Правительства РФ

О СОЗДАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА

N 71

3 февраля 2007 г

Согласно Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763. акты Правительства РФ,…. вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу.

Текст Постановления Правительства РФ опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 7 ст. 892.

7

Распоряжение Правительства РФ

 

N 222-р

21 сентября 2004г.

в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" было введено специальное условие: постановления Правительства РФ,что распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Текст Распоряжения Правительства РФ опубликован в "Российской газете" от 29 сентября 2004 г. N213, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 39 ст. 3881


 

               
               
               
               
               

Дефенитивная норма: «Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами» (п.1 ст.17 ГК РФ). Указанная норма является дефинитивной, т.к. дефинитивные нормы дают определения понятий, категорий, явлений, имеющих юридическое значение.    Норма с альтернативной гипотезой:  «Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели» (п. ст.45 ГК РФ). Данная норма является нормой с альтернативной гипотезой поскольку ставит действие норм в зависимости от нескольких перечисленных в законе обстоятельств.     Диспозитивные нормы содержат такие правила поведения, которые действуют лишь постольку, поскольку участники общественных отношений не установили для себя в этих отношениях иного правила поведения. Они рассчитаны на отсутствие соглашения между сторонами по определенным вопросам, и их диспозиция формулируется по схеме: «Должно быть то, если иное не установлено законом или договором». Диспозитивной является, например, норма, устанавливающая обязанность нанимателя производить за свой счет текущий ремонт нанятого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Диспозитивность является общеправовой категорией. Свойство диспозитивности проявляется в различных отраслях права, относящихся как к частному, так и к публичному праву. В то же время характер диспозитивности в каждой отрасли права имеет свои особенности. Некоторые исследователи (Е. В. Васьковский) выделяют два вида диспозитивности: материальная -- представляет собой распоряжение объектом процесса; формальная --составляет право распоряжения процессуальными средствами защиты и нападения, т. е. средствами процессуальной борьбы. По сфере или объему регулирующего действия нормы права подразделяются на общие, специальные и исключительные.      Бланкетная норма - в статье лишь называются правила, либо устанавливается ответственность за их нарушения, но сами правила поведения содержатся в другом нормативном акте. Бланкетный способ является разновидностью отсылочного способа. Здесь отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы нормы указываются в статьях не того же кодекса, а в статьях других нормативных правовых актов. Например: абз. 2 ст. 10 Федерального закона о введении в действие части первой ГК РФ гласит: «К предусмотренному пунктом 2 статьи 181 Кодекса иску о признании оспариваемой сделки недействительной о применении последствий ее недействительности, право на предъявление которого возникло до 1 января 1995 г., применяется срок исковой давности, установленный для соответствующих исков ранее действовавшим законодательством». Отсылочный и бланкетный способы позволяют избежать ненужных повторений, а также обеспечить стабильность правового регулирования. Вместе с тем для практического использования наиболее удобно прямое изложение.

Информация о работе Принципы разделеения властей