Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:41, реферат
Термином “государство” мы обозначаем особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чертами: а) отношением власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным измерением. Таким образом, государство - это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство - это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов
Бюрократия обладает иерархической структурой, в ей рамках существует разделение труда. Члены её имеют более или менее высокую квалификацию для выполнения своих функций и обладают бесспорной административной властью, которую используют с различной добросовестностью и эффективностью. Как правило, хотя и не всегда, положение представителей бюрократии более стабильно, чем членов политической элиты. Имеются случаи, когда организованная и сильная бюрократия в конечном итоге навязывает свою волю, частично превращаясь тем самым в политическую элиту. Кроме того, бюрократия обладает выраженной склонностью к сохранению и расширению своей власти в государстве и, таким образом, к выражению своих собственных интересов.
Бюрократия начинает сама использовать государство. В подобных случаях она выступает как социальная группа с особыми интересами, которые она может реализовать при помощи осуществляемого ею повседневного контроля за ведением государственных дел. Однако, это не предотвращает появления конфликтующих фракций в рамках бюрократического аппарата. Бюрократия далека от того, чтобы быть однородной социальной группой, поскольку интересы её представителей, находящихся на разных уровнях иерархии, не всегда одинаковы. Поэтому говорят о "высшей", "средней" и "низшей" бюрократии; эта иерархия, как правило, соответствует делению общества на касты, сословия и классы. Однако конфликты в рамках бюрократии возникают не только по причине различия интересов её членов, находящихся на разных уровнях. Может случиться и так, что бюрократы, стоящие на одном уровне иерархии, имеют различные политические и идеологические привязанности. Например, может возникнуть конфликт между двумя бюрократическими группами в одном государстве, если каждая из них поддерживает разные фракции политической элиты. Конфликты внутри бюрократии отражаются на управлении делами государства, лишая его согласованности и последовательности.
Итак, политическая элита выполняет две главные функции: посредническую и функцию управления, - причём опирается на бюрократический аппарат, который при определённых условиях может стать самостоятельным, а в крайних случаях - присвоить себе государственную власть.
Достигая определённого уровня
организации и реальной власти, политическая
элита и бюрократический
Так, например, в конституционно-
В подобных случаях, несмотря на видимость демократии, на деле осуществляется диктатура правящей партии. Можно возразить, что, если данная партия получила поддержку на выборах большинства населения, она имеет право использовать власть, не принимая во внимание мнение меньшинства. Однако находящиеся в подобном положении правительства часто полагают, что поддержка большинства на выборах даёт право действовать им заблагорассудится. При этом политические элиты неправильно интерпретируют доверенный им мандат, переступая границы своих функций, не принимая во внимание действительные интересы того, кого они представляют.
Итак, власть элиты и государственно-