Признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:43, реферат

Описание работы

Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации государственных функций, деятельность государства в осуществлении государственных функций, формы и методы правового регулирования общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации государственных функций.docx

— 15.68 Кб (Скачать файл)

Предметом исследования выступают  общественные отношения  в части реализации государственных  функций, деятельность государства в  осуществлении государственных  функций, формы и  методы правового  регулирования общественных отношений.

Издание законов и правил, обязательных для всех граждан данного государства. Государство обладает монополией на издание одного вида формы права – нормативного правового акта. Право и отражающее его законодательство являются эффективным инструментом государственной власти. Правотворческая функция является одной из важнейших, так как именно право позволяет осуществлять иные функции государства. Законодательный орган государственной власти создается непосредственно для принятия законов. Исполнительная власть также занимается правотворчеством, например, правительство издает постановления. Законодательство является формой закрепления государственной власти. Иные формы права, например обычай, возникают без участия государственной власти. Деятельность государства по отношению к обычаю называется санкционированием (признание, принятие).

 Прерогатива правотворчества  - признак, выделяемый В.К.Бабаевым, но не М.Н.Марченко и не В.В.Лазаревым.  По мнению В.К.Бабаева, «только  государство посредством общеобязательных  актов может устанавливать правовой  порядок в обществе и принуждать  к его соблюдению». А.С. Пиголкин выделяет немного отличный от данного по смыслу признак государства: «связанность правом». Именно он, по мнению учёного, отличает государство «от догосударственных форм общественной организации». 

На наш взгляд, В.К.Бабаев подчёркивает очень важные моменты, касающиеся основных признаков  государства: «иногда в качестве основных признаков государства  указывают на единый язык общения, наличие  армии… Однако их нельзя отнести к важнейшим, определяющим». В подтверждение своей позиции он приводит следующие примеры: «в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции 1947 г. Японии запрещено иметь армию». 

Таким образом, содержание ключевых признаков государства  по мере развития науки уточняется, и расширяется. На них не существует единого взгляда среди учёных, однако многие деятели науки имеют  схожее представление на их определение. 

Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины. 

 Механизм государства  есть та реальная организационная  материальная сила, располагая которой,  государство осуществляет власть. Механизм является структурным  и предметным олицетворением  государства, представляет собой  материальное «вещество», из которого  оно состоит. Можно сказать,  что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение  государства. Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. 

 Характерные признаки  механизма (аппарата) государства1: 

- целостная иерархическая  система государственных органов  и учреждений, которая обеспечивается  едиными принципами организации  и деятельности государственных  органов и учреждений, едиными  задачами и целями их деятельности; 

- первичными структурными  частями (элементами) механизма являются  государственные органы и учреждения, в которых работают государственные  служащие (чиновники, иногда их  называют управленцами), они связаны  между собой началами субординации  и координации. 

- для обеспечения  государственных властных велений  он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие  техническому уровню каждой эпохи,—  вооруженные отряды людей, тюрьмы  и др. Без них не может обойтись  ни одно государство. 

- при помощи механизма  практически осуществляется власть и выполняются функции государства 

 г) государство  обладает монополией правотворческой  деятельности - правом издавать властные  общеобязательные веления (юридические  нормы). Только оно может издавать  такие предписания, которые обязательны  для исполнения всеми членами  общества, и обеспечены принудительной  силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются  законы, устанавливающие рамки осуществления  государственной власти, деятельности  органов государства. При этом  оно вправе отменить, признать  ничтожным любое проявление всякой  другой общественной власти; 

 д) государство имеет особые средства для осуществления политического принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. 

 Государственное  принуждение — это психологическое,  материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов  и должностных лиц государства  на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства1. 

 Само по себе  государственное принуждение —  острое и жесткое средство  социального воздействия. Оно  основано на организованной силе, выражает ее и потому способно  обеспечивать безусловное доминирование  в обществе воли властвующего  субъекта. Государственное принуждение  ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда  у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью.  Посредством принуждения подавляются,  тормозятся интересы и мотивы  антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение. 

 Государственное  принуждение бывает правовым  и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным. 

 Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:  

 а) подчинено  общим принципам данной правовой  системы,  

 б) является  по своим основаниям единым, всеобщим  на территории всей страны,  

 в) нормативно  регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,  

 г) действует  через механизм прав и обязанностей,  

 д) оснащено развитыми процессуальными формами1. 

 Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым. 

 Формы государственного  правового принуждения достаточно  многообразны. Это меры предупредительного  воздействия — проверка документов  с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение  движения транспорта, пешеходов  при авариях и стихийных бедствиях  и др.; правовое пресечение —  административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты  — восстановление чести и доброго  имени и другие виды восстановления  нарушенных прав.

Информация о работе Признаки государства