Признаки и принципы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Право возникает объективно на определенном этапе человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом. Нормы права сложились в результате преобразования мононорм – древних обычаев, выражающих коллективную волю первобытной общины, в предписания, отражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........3
1. Признаки и принципы права……………………………………………4
1.1. Социальность права………………………………………………….4
1.2. Связь права с государством…………………………………………4
1.3. Принципы права……………………………………………………..6
2. Нормы права и правоотношения……………………………………..12
2.1. Особый ракурс – собственный (специальный) предмет
юридической науки………………………………………………………12
2.2. Характерна аналитическая юриспруденция только для
романо-германской «семьи»……………………………………………..13
2.3. Нормы права: системность и специализация……………………..15
2.4. Основные виды юридических норм……………………………….16
2.5. Структура нормы права…………………………………………….18
3. Характеристика основных подходов к правопониманию…………..20
3.1. Волевой характер права…………………………………………….20
3.2. Общеобязательный характер права………………………………..21
3.3. Формальная определенность права………………………………..22
3.4. Системность и динамизм права…………………………………....23
3.5. Целесообразность права……………………………………………24
4. Охрана права государством…………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………………………………. 30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 56.59 Кб (Скачать файл)

При анализе логической структуры  нормы нужно учитывать специализацию права - то обстоятельство, что между регулятивными и правоохранительными нормами произошло как бы распределение элементов:

• в регулятивных нормах, как правило, реально имеются  гипотеза (указание на условия) и диспозиция (указание на права и обязанности);

• в правоохранительных нормах, как правило, несколько иной состав элементов: гипотеза, ее подчас тоже называют «диспозицией» (указание на правонарушение), и санкция (указание на меры государственно-принудительного  воздействия, т.е. на сами санкции).

Кстати, возьмем на заметку  то обстоятельство, что слово «логическое» в отношении структуры нормы берется не в смысле формальной логики, а в особом, юридическом значении: перед нами жесткая связь между тремя элементами, позволяющими определенному положению выступать в качестве общеобязательного регулятора.

 

 

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ  ПОДХОДОВ 

К ПРАВОПОНИМАНИЮ

 

§3.1. Волевой характер права

 

Вся многообразная целенаправленная деятельность людей обусловлена их волей. Проявление общественной и индивидуальной воли присутствует и во всех областях правовой действительности. На это обращал внимание еще Г. Гегель: «Почвой права является вообще духовное, и его ближайшим местом и исходной точкой — воля...»3. Но имеется в виду воля не отдельно взятых индивидов, а воля, имеющая всеобщий характер. «Если бы воля не была всеобщей, — подчеркивает Гегель, — то не существовало бы никаких действительных законов, ничего, что могло бы действительно обязывать всех»4.

Примером всеобщего характера  воли могут служить те нормативно-правовые акты и соответствующие юридические нормы, которые были одобрены в ходе всенародного обсуждения либо приняты в результате референдума. Но это — идеальные обстоятельства. В действительности при принятии большинства нормативно-правовых актов, включая законы, воля большинства членов общества проявляется лишь опосредованно, либо вообще игнорируется, что особенно проявляется в узковедомственном правотворчестве, отражающем интересы определенной категории чиновников. Ориентируясь на правовой идеал, И. Кант верно заметил, что «законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа»5. Гармония между правом и всеобщей объединенной волей возможна, видимо, лишь в условиях реальной правовой государственности.

Относительно волевого характера  позитивного права следует подразумевать  государственную волю. Возведенная  в закон воля класса, социальной группы, элитарных властных структур (вождей, диктаторов) или всего народа (в зависимости от исторических, политических, социальных и иных условий жизни общества) становится государственной волей, совпадающей с сущностью позитивного права. Обусловленная и обеспеченная государством воля тех или иных социально-политических сил становится одним из признаков права, будучи воплощенной в законах и иных нормативно-правовых актах. 

 

§3.2. Общеобязательный характер права

 

Из всех социальных регуляторов  только позитивное право представляет собой такую систему норм, предписания и требования которых обязательны абсолютно для всех потенциальных субъектов права. Именно в общеобязательности юридических норм, законов состоит одна из главных составляющих их реализации, воплощения в реальной действительности. Общеобязательность права самым непосредственным образом связана с эффективностью регламентирования и охраной соответствующих общественных отношений.

Общеобязательный характер права в решающей степени опосредует массовое правомерное поведение, лежит  в основе уважительного отношения субъектов права к действующим законам и юридическим нормам, поскольку предписывает рассматривать право и его систему как ту данность, альтернативы которой нет и которую необходимо воспринимать в том виде и в той форме, в каких она преподнесена обществу в целом и каждому индивиду как субъекту права.

В связи с этим на государство  возлагается миссия предпринимать необходимые меры для того, чтобы действующие законы и правовые нормы становились общеизвестными, без чего они не могут стать и общеобязательными.

 

§3.3. Формальная определенность права 

 

Нормативно-правовые установки, предписания и требования обладают таким специфическим свойством, как формальная определенность их юридического содержания, и состоит она в четкости, логичности, однозначности регулятивно-охранительного потенциала каждой юридической нормы, каждого правила поведения, адресованных субъектам права. С. С. Алексеев отмечает: «Определенность содержания представляет собой способность права (главным образом при помощи письменных нормативных документов — законов, иных источников права) предельно точно фиксировать в формализованном виде необходимые признаки жизненных ситуаций, требующих решения с позиций права, стороны и грани внешнего поведения лиц, их поступков, детали и подробности поведения, поступков, в том числе — самым точным образом определять границы внешней свободы, а также — последствия нарушения этих границ»6.

Благодаря формальной определенности юридических норм, субъекты права  имеют полное представление о  своих правах, обязанностях, о видах и характере юридической ответственности в случае совершения проступков и преступлений.

Значение формальной определенности законов, подзаконных актов и  юридических норм состоит также  в том, что она в значительной степени позволяет избегать их произвольного толкования, вносит логичность, четкость, детализированность в процессы реализации соответствующих предписаний и требований.

Формальная определенность права в решающей степени обусловлена тем, что законы, иные нормативно-правовые акты соответственно принимаются специально уполномоченными на то государственными органами, органами местного самоуправления в рамках их компетенции. При этом указанные акты облекаются в соответствующие официальные юридические документы, имеющие необходимые (предусмотренные) реквизиты. Правовые нормы, изложенные в этих актах, характеризуются четкостью, логичностью содержания, имеют лаконичный слог и обладают другими качествами, отработанными многовековой правотворческой практикой.

 

§3.4. Системность и динамизм права

 

Действующие юридические  нормы находятся в состоянии  тесной взаимосвязи и согласованности, то есть обретают свойство системности, которое привносится в право законодательством. Позитивное право есть ни что иное как система действующих в обществе правовых норм. Правотворческий орган, устанавливая новые юридические нормы, непременно согласовывает их с уже действующими. Разрозненно, в отрыве от других однопорядковых, однотипных юридических норм, вне нормативной системы правовые предписания не могут быть реализованы, а их внутренний потенциал окажется не востребованным. Только при налаженной и четко функционирующей системе права возможно стабильное и продуктивное регламентирование наиболее важных общественных отношений.

Сила, жизненная значимость права в значительной степени  проявляется в его динамизме, то есть в достаточно оперативной подвижности, в склонности к своевременным изменениям тех правовых положений, которые не соответствуют новым жизненным требованиям. В условиях проведения кардинальных реформ и преобразований, затрагивающих основополагающие стороны общественной жизни, право и законы должны обладать высокой степенью оправданного, прогнозируемого динамизма, позволяющего вносить своевременные коррективы в действующее законодательство.

 

§3.5. Целесообразность права

 

Право является тем социально-нормативным  регулятором, который упорядочивает, направляет, закрепляет, регламентирует определенные жизненные устои, исходя из полезных, созидательных, творческих и иных устремлений, отвечающих интересам и потребностям общества и каждого его члена. Созидательно-полезная направленность права как одно из его ценностных свойств позволяет субъектам права рационально, с наименьшими издержками, доступными и реальными средствами добиваться реализации тех жизненных целей и намерений, которые лежат в плоскости правового опосредования. Все это есть не что иное как проявление элементов целесообразности в процессе функционирования механизма правового регулирования. Ценность права в том и состоит, что с помощью его компонентов (законов, юридических норм) возможно более оперативным, эффективным и надежным образом, по сравнению с другими социальными регуляторами, разрешить многие жизненные проблемы, то есть поступить целесообразно, практически надежно.

 

 

4. ОХРАНА ПРАВА ГОСУДАРСТВОМ 

 

Это один из ведущих и  специфических признаков права, абсолютно отсутствующий у неправовых социально-нормативных регуляторов.

В любом цивилизованном и  подлинно демократическом обществе значительная часть юридических предписаний соблюдается и исполняется сознательно и добровольно, адекватно сложившемуся уровню правосознания и правовой культуры, на основе внутреннего убеждения. Однако в случае негативного отношения к правовым велениям со стороны кого бы то ни было в действие вступает сила государственного принуждения. Это означает, что компетентные государственные органы в целях охраны соответствующих правовых норм применяют к правонарушителям соответствующие меры юридической ответственности. Тем самым достигается восстановление нарушенного правового порядка в обществе, одновременно срабатывают функции предупредительного и воспитательного свойства.

Авторитет и сила государства, стоящие практически за каждой юридической  нормой, обеспечивают общеобязательность правовых предписаний и реализацию права в целом.

Охрана права государством включает в себя не только государственное принуждение, но и целую систему организационных, технических, профилактических, предупредительных, ограничительных, информационных, воспитательных и иных мер, содействующих соблюдению и исполнению юридических норм всеми субъектами права. Государство, обретающее черты и особенности правового государства, самым непосредственным образом содействует внедрению в общественную жизнь принципа приоритета права и верховенства закона. Вот почему первостепенное значение отводится и такому свойству позитивного права, «как государственная обеспеченность (гарантированность), т.е. прочность, надежность, высокая гарантированность действия права, возможность сделать реальным (главным образом при помощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей, «переводить» его в реальные жизненные отношения, что позволяет обществу или личности при помощи юридических механизмов «настоять на своем», добиться реального результата, обозначенного правом».

Правовое государство  в условиях гражданского общества при  обеспечении полноценного функционирования права как общесоциальной (общечеловеческой) ценности не манипулирует организованным принуждением, не насаждает страх, как это имеет место при тоталитаризме, а лишь пользуется возможностью государственного принуждения, когда это диктуется жизненными обстоятельствами и абсолютно соответствует требованиям самого права.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, характеристика многообразных  концептуальных подходов к правопониманию, выявление основных признаков права предоставляют определенные возможности для определения понятия права, но не разрешают саму проблему, поскольку речь идет лишь об очередном варианте формулирования понятия права на интеграционной основе, методом обобщения. Более того, в российской юридической науке этот вопрос приобрел еще большую остроту, стал более актуальным, что связано с обстоятельной переоценкой положений марксизма, в течение десятилетий лежавших краеугольным камнем у истоков понимания государственно-правовых явлений, внедрением принципов плюрализма и свободы научного творчества, существенными изменениями в государственно-правовых сферах жизни общества.

Одновременно необходимо учитывать и то обстоятельство, что  право такой богатый, многогранный и динамичный общественный феномен, который не укладывается в рамки даже весьма обстоятельного, логичного и аргументированного определения.

В каждом варианте современного правопонимания содержатся научные  рациональные теоретически обоснованные подходы, расширяющие и усиливающие представления о праве как общественном феномене, важнейшем средстве цивилизованного жизнебытия людей. Поэтому можно поддержать теоретические обобщения, которые сделал Ж.-Л. Бержель. Он пишет: «Объективное право главным образом определяется как совокупность правил поведения, регулирующих отношения, которые могут установиться в более или менее организованном обществе. Юридические нормы всегда сопоставимы с предписанием, предназначенным для упорядочения социальных отношений путем введения четких правил поведения, соблюдение которых гарантируется государственной властью»7. «...Право, — продолжает он, — это одновременно фундамент того, что должен выполнять человек, живущий в обществе, и совокупность правил, регулирующих отношения между людьми. Право — это одновременно моральная и социальная система, а также позитивные юридические правила. Правовая норма, посредством которой находит внешнее выражение юридический порядок и которая, следовательно, выступает всего лишь элементом формы, не может быть отделена от глубинной правовой основы, то есть от оснований и целей юридической системы. Отсюда всякое определение права предполагает одновременное изучение юридического феномена и феномена правовой нормы, глубинной сути и внешней формы»8, право как таковое «является одновременно продуктом событий социального порядка и проявлений воли человека, явлением материальным и совокупностью моральных и общественных ценностей, идеалом и реальностью, явлением исторического плана и нормативного порядка, комплексом внутренних волевых актов и актов подчинения внешнему, актов свободы и актов принуждения... Что касается различных проявлений права, они носят частный характер и выражают в большей или меньшей степени то, что зависит от конкретной юридической системы: либо социальное устройство, либо моральные ценности, индивидуализм или коллективизм, власть или свободу...»9. Право, следовательно, как отражение наиболее сущностных сторон общественной жизни фиксирует и аккумулирует в себе все те ценностно-регулятивные начала, которые способны направлять поведение людей в нужное русло, обеспечивать их права и свободы, гарантировать достижение ими определенных целей и устремлений.

Информация о работе Признаки и принципы права