Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:19, доклад
Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством
Рассмотрим основные признаки правового государства.
Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством
Основные признаки правового государства:
1. Принцип
разделения властей. По Конституции
РФ «органы законодательной, исполнительной
и судебной власти
2. Принцип
верховенства права и закона.—
« Все граждане государства, все
должностные лица, органы государственной
власти должны исполнять
3. Принцип верховенства Конституции— « Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и другие правовые акты не должны ей противоречить ».
4. Принцип независимости судебной власти — ст.120 (Конституции РФ), в кᴏᴛᴏᴩой также заложены нормы несменяемости и неприкосновенности судей. «Вмешательство органов государственной власти в работу судебных органов запрещено и преследуется по закону».
5. Принцип
«Приоритета международного
6. «Человек, его права и ϲʙᴏбоды — высшая ценность государства». Согласно Конституции России, человеку гарантированы личные, политические, экономические, социальные и культурные неотчуждаемые права.
Стоит отметить, что основные обязанности государства ϲʙᴏдятся к признанию, соблюдению и защите прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина.
Статья 1 Конституции РФ 1993 года провозглашает Российскую Федерация демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Однако следует различать концепцию правового государства, официально признанные принципы правового государства и существующую государственно-правовую реальность.
Конституционное провозглашение правового государства ещё не означает, что правовое государство в нашей стране уже построено. До настоящего времени в нашей стране верховенство права и верховенство закона ещё не стали незыблемыми принципами деятельности государственных органов, законы даже правовые не всегда должным образом реализуются, имеют распространение произвол чиновников. Зачастую грубо нарушаются права и свободы человека, не всегда обеспечивается их эффективная защита.
Недостаточно развито гражданское общество, невысока правовая культура в обществе, имеет распространение правовой нигилизм граждан. Путь России к правовому государству долог и непрост, для построения правового государства необходимо создать должную правовую базу, завершить судебную реформу, преодолеть упомянутые негативные явления. Однако идея правового государства и её конституционное закрепление побуждают совершенствовать существующее государство, правовые нормы, существующий правовой порядок, общественные отношения и в целом содействуют социальному прогрессу.
В развитии российского правового государства наблюдаются диспропорции, когда развитость одних элементов сдерживается слабостью других. Громадному нормативному массиву не соответствует степень его реализации. Права и свободы человека часто нарушаются и выступают скорее не в качестве цели и обязанности, а лишь как один из аспектов деятельности государственных институтов.
В реальной жизни России, наблюдается сложное восприятие и реализация принципов и норм. На практике часто допускаются нарушения конституционных и иных правовых норм, коррупционные проявления, что сопровождается «теневым» правом и заметными отклонениями от нормативно-ценностных ориентиров, разрыв между словесным и письменным признанием и реальными делами.