Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:29, реферат
Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет при решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач.
Щукин Дмитрий Владиславович
Проблема информационной функции государства
Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет при решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач.
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Все это обуславливается тем, что информация - это единственный ресурс, который в ходе эволюции человеческого общества не уменьшается, а постоянно увеличивается. "Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Итак, в процессе развития общества появились определенные факторы, которые привели к возрастанию роли информации, а следовательно, к более четкому выделению информационной функции государства. К таким факторам можно отнести:
1) формирование
единого мирового информационного пространства
и
углубление процессов информационной
интеграции;
2) повышение уровня доступности, распространения
и использования
информации, а также ее реальное обеспечение
техническими средствами;
3)становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
5)усиление значимости проблем обеспечения
информационной
безопасности личности, общества и государства.
Важным представляется вопрос о содержании понятия "информационной функции государства". Единого определения информационной функции наукой не выработано, более того отсутствует единство ученых даже в названии информационной деятельности государства. Как замечает Н.Н Федосеева, "в современной теории государства единой научное название рассматриваемой функции также отсутствует. Исследователями проводятся следующие ее определения: "информационная", "информационно- коммуникативная"," функция информационного обслуживания", "функция информационного обеспечения и др."1 Среди ученых на сегодняшний день также отсутствует единое мнение касающееся содержания информационной функции. По мнению Титова: "Государство собирало, обрабатывало, хранило и распространяло информацию на протяжении своей истории. Вместе с тем он полагает, что, хотя информационная деятельность и осуществлялась государством издревле, признать ее функцией государства нельзя, так как условия для придания этой деятельности государства центрального целенаправленного характера сформировались сравнительно недавно."2 Другой точки зрения придерживается Ю.Г. Просвирин, он считает что, с момента возникновения государство осуществляло сбор, хранение, обработку и распределение информации по различным направлениям деятельности: для принятия управленческих решений, проведения бюджетной и налоговой политики, осуществления разведывательной и контрразведывательной деятельности, охраны правопорядка и т.п. Все это осуществлялось, как правило, специально предназначенными для тех или иных целей органами. Таким образом, информационная функция всегда существовала как функция государственных органов, то есть как реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества."3 Также интересна точка зрения А.Н. Васениной, которая в своем исследовании, делая акцент на необходимость обеспечения государством общества публично значимой информации определяет информационную функцию как "обусловленное потребностями социально-политического развития комплексное направление деятельности государственного механизма по обеспечению граждан, их объединений, в целом общества и государства актуальной в конкретный временной период публично значимой информации посредством ее производства, распространения и контроля в законодательно установленных формах"4.
Анализируя подходы правоведов к пониманию информационной функции государства, можно заметить, что хотя указанные точки зрения достаточно точно указывают на происходящие в информационной сфере процессы, но они не дают полного представления об информационной функции государства. Полагаем, нельзя согласиться с тем, что содержание информационной функции сводится к информатизации государства по различным направлениям. Внедрение информационных технологий в сфере производства и управления создает материально техническую базу современного государства, обеспечивая эффективность экономики, развития частного сектора, так и сферы управления и защиты государства. В этом смысле можно говорить о том, что информатизация выступает необходимым элементом реализации не только информационной, но и многих других, в частности, экономической, политической, социальной, оборонной и прочих функций современного государства.
Политика
любого современного государства направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
Одним из таких условий является информатизация
общества и государства. Мы изучили несколько
документов, одним из которых является
"Концепция развития государственной
информационной политики", которая была
одобрена этим Комитетом 15 октября 1998
г., а также на заседании Постоянной палаты
по государственной информационной политике
Политического консультативного совета
при Президенте РФ 21 декабря 1998 г. После
проведения анализа мы пришли к выводу
что данная концепция устарела и требует
замены, это в первую очередь связано с
тем что основные задачи, поставленные
данной концепцией были выполнены, а также
не нужно забывать, что за последние 15
лет прогресс в области информационных
технологий шагнул далеко вперед. Еще
одним документом, который мы не оставили
без внимания, является "Стратегия
национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года". В частности
там указывается что " Угрозы информационной
безопасности в ходе реализации настоящей
Стратегии предотвращаются за счет совершенствования
безопасности функционирования информационных
и телекоммуникационных систем критически
важных объектов инфраструктуры и объектов
повышенной опасности в Российской Федерации,
повышения уровня защищенности корпоративных
и индивидуальных информационных систем,
создания единой системы информационно-
Что касается реализации данной функции, то в России с начала 2008 года была разработана, а затем одобрена концепция "Электронного правительства".Однако основная работа по формированию электронного правительства была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815 в соответствии с которой был выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства. В настоящее время разработаны и функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры электронного правительства, в том числе:
Отдельного внимания заслуживает "Единый портал государственных и муниципальных услуг". Помимо информирования о порядке получения государственных и муниципальных услуг и функций, он обеспечивает возможность для заявителей подавать заявления в электронной форме на получение государственных услуг, получать в электронной форме информацию о ходе рассмотрения заявлений, а также юридически значимый результат рассмотрения заявления. Кроме того, пользователь может в электронной форме оставить отзыв о качестве предоставленных ему услуг.
Стремление России к вхождению в мировое сообщество предполагает доведение системы информационного обеспечения общественных отношений хотя бы до среднеевропейского уровня. Данное обстоятельство, в свою очередь, актуализирует проблему реализации информационной функции государства, от эффективности осуществления которой во многом зависит становление Российской Федерации в качестве полноправного участника межгосударственных отношений. Без сомнения, информационная функция играет роль показателя состояния государственного режима, и это обусловлено в первую очередь принципом гласности и рядом иных демократических свобод. Такая индикация вполне наглядна и понятна каждому субъекту социального общения: чем ниже уровень информационной открытости, взаимозависимости и взаимосогласованности между отдельными компонентами государственного механизма, чем выше авторитарные устремления либо установки одного из звеньев к возвеличиванию собственной роли и значения, тем очевидней общий негативный диагноз для государственного организма.
Подводя итог, можно сказать, что информационная функция государства представляет собой деятельность государства, направленную на управление обществом путем активного информационного воздействия на него, при котором государство как самостоятельно распространяет информацию, так и контролирует деятельность альтернативных источников массовой информации. С современным уровнем развития информационных систем данная функция в скором времени может занять центральное место среди всех функций государства и дальнейший ее анализ будет способствовать решению задач по разработке и принятию нормативно - правовой базы движения к информационному обществу, охватывающей все области информационного пространства, а также регулированию процессов обработки, распространения и использования информации всеми социальными институтами и гражданами страны.
1 О средствах массовой информации. Закон от 27 декабря 1991г. № 2124-1// Росс. Газ. 1992. 8 февраля. №32.
2 Титов А.С К вопросу о понятии информационной функции Российского государства// Государство и право,2008 вып. 11 С.9.
3 О средствах массовой информации. Закон от 27 декабря 1991г. № 2124-1// Росс. Газ. 1992. 8 февраля. №32. С.33.
4 О средствах массовой информации. Закон от 27 декабря 1991г. № 2124-1// Росс. Газ. 1992. 8 февраля. №32. С. 18.
5 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена указом президента Российской Федерации 12 мая 2009г. № 537// Росс. газ. 2009. 19 мая. №4912.
Информация о работе Проблема информационной функции государства