Проблемы и перспективы взаимодействий государства и церкви в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в анализе закономерностей и способов взаимодействия государства и церкви.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
Определить способы взаимодействия государства и церкви;
Описать проблемы и перспективы взаимодействия государства и церкви.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 31.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

Исторические процессы, происходящие в России, позволяют заявить о глубокой трансформации всех сторон общественной жизни: культурной, политической, экономической, социальной. Распад Советского Союза, крушение коммунистической идеологии, переход к иным формам хозяйствования и управления обществом привели не только к ухудшению материального положения российских граждан, но и к духовному кризису, побуждающему искать выход из него, в том числе обращаясь к традиционным духовным ценностям. К одной из таковых следует отнести религию - будь то христианство, ислам, или буддизм.

Несомненную важность представляет проблема церковно-государственных отношений в современном обществе, отсюда такое внимание со стороны как политической власти, так и общественности к процессам институциализации данных связей, в том числе к соответствующему законодательству, регулирующему эти отношения.

Объектом исследования является государство и церковь. В качестве предмета исследования рассматриваются закономерности и способы взаимодействия государства и церкви.

Цель исследования состоит в анализе закономерностей и способов взаимодействия государства и церкви.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

  • Определить способы взаимодействия государства и церкви;
  • Описать проблемы и перспективы взаимодействия государства и церкви.

 

 

 

 

1.1 Способы взаимодействия государства и церкви.

 

Государство с точки зрения Церкви не является изначально богоустановленным феноменом, оно призвано охранять «погрязший во грехе» мир от еще большего развращения и греха [10, стр. 35]. Принято выделять несколько моделей взаимодействия церкви и государства. В православной традиции наиболее известной является концепция «симфонии Церкви и Государства», когда в их отношениях устанавливается обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для проповеди и для духовного «окормления» своих чад, являющихся одновременно гражданами государства. Католицизм среди наиболее приемлемых признает доктрину "двух мечей", согласно которой обе власти, церковная и государственная, одна непосредственно, а другая опосредованно, восходят к Римскому епископу. В странах, где победила Реформация, а затем и в некоторых католических странах в государственно-церковных взаимоотношениях установился принцип территориализма, суть которого заключается в полном государственном суверенитете на соответствующей территории, в том числе и над находящимися на ней религиозными общинами. Девизом этой системы взаимоотношений стали слова чья власть, того и религия.

В рамках правового обеспечения сотрудничества Церкви и государства в различных сферах были заключены соглашения между Церковью и отдельными государственными ведомствами. Подготовлены совместные церковно-государственные программы, в которых приняли участие общественные и научные силы. Сегодня все чаще звучит мнение, что для постоянного и профессионального взаимодействия Церкви с государственными органами в правовой сфере необходимо создать в епархиях специальные правовые отделы. Целью такой работы может являться рассмотрение принимаемых региональных законов и других правовых актов, подготовка рекомендаций по их развитию и совершенствованию, особенно в сферах образования, культуры и других, а также разработка региональных программ сотрудничества Церкви и государства.

Проведение с 1992 года Общеобразовательных Рождественских чтений стало крупнейшим примером сотрудничества Церкви, государства и общества в педагогической сфере. Чтения объединяют на пленарных заседаниях и в десятках секций тысячи специалистов из разных научных областей и духовенство из десятков регионов России. Просветительская деятельность Церкви в школах ведется в различных формах. Уже более 10 лет существуют православные гимназии, где создается гармоничное сочетание веры и знания. Создаются национальные школы. Ведутся просветительские программы и в детских садах. Так, в частности в Московской, Белгородской и Курской областях ведется преподавание курса «Основы православной культуры».

С 2000-го года в вузах Санкт-Петербурга проводятся просветительские научно-практические конференции и чтения — Кирилло-Мефодиевские, Покровские педагогические, Знаменские, Татьянинские и другие [9, стр. 19]. Для дальнейшего развития просветительских и социальных программ в молодежной и студенческой среде создана Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», учредителями которой стали 10 вузов Санкт-Петербурга, Духовная академия и Совет ректоров. В ряде учебных заведений открыты храмы, которые содействуют воспитанию учащихся на основе традиционных ценностей, создают нравственную атмосферу среди преподавателей и студентов, организуют просветительские беседы, встречи и семинары.

Потребность в более серьезном и постоянном сотрудничестве Церкви и науки привела к созданию в 1999 г. Объединенного научно-религиозного собрания в Москве и в перспективе — в регионах России. В 2000 г. на конференции по взаимодействию Церкви и научных центров России в Троице-Сергиевой лавре было поддержано предложение о необходимости существования постоянно действующего коллегиального органа, объединяющего Церковь и научные центры. В начале 90-х годов для более активной просветительской и социальной работы в молодежной среде было создано Всероссийское православное молодежное движение (ВПМД). Центральным направлением работы ВПМД стала поддержка детских организаций: скаутов, разведчиков и следопытов. Другим важным направлением деятельности ВПМД на федеральном уровне стало противодействие экспансии сект и деструктивных культов в молодежной среде. При штаб-квартире ВПМД работает реабилитационный центр для помощи пострадавшим в тоталитарных сектах.

Таким образом, церковно-государственные отношения в современной России в основном строятся по принципу относительного невмешательства церкви и государства. Наиболее широким представляется сотрудничество в социально-культурной сфере. Однако, и здесь православная церковь и православие в ее лице, как один из источников морально-нравственного возрождения страны, не является даже реальным конкурентом современной массовой культуре.

 

 

 

 

 

 

1.2 Проблемы и перспективы взаимодействий государства и церкви в современной России.

 

Последние 10 лет сохраняется устойчивая тенденция: возрастание роли религиозного фактора в общественной жизни. Постепенно возрастает число верующих, открываются вновь восстановленные храмы. О своем доверии к Церкви заявляет большая часть населения страны. Причем численность "доверяющих" Церкви существенно превышает процент верующих. Высокий уровень доверия к Православию встречается не только среди его приверженцев. За "хорошее" и "очень хорошее" отношение к Русской Православной Церкви высказываются около 90% населения России [1, стр. 17]. Даже далекие от Церкви люди в большинстве считают, что религия необходима как основа национального самосознания и культуры, как носительница ценностей. В сознании нашего народа во все века существования страны имелась самая тесная связь между Православием и национальной идентичностью. Православие идентифицируется с национальным образом жизни, выступает символом национального своеобразия, тем стержнем, который связывает воедино сегодняшнюю Россию с ее тысячелетней историей [2, стр. 24].

Давно уже привычным фактом стало сотрудничество Церкви и государственных структур. Их взаимодействие оказывается востребованным при решении многих социальных проблем, в частности, в вопросах нравственного и патриотического воспитания, благотворительности и др. Не представляется возможным без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил общество. Пьянство, наркомания, преступность заставляют прислушиваться к тем ценностям, которые проповедует Православие: к идеям духовности, милосердия и внимания к другому человеку.

Информация о постоянном контакте Предстоятеля Церкви с высшей государственной властью не сходят с экрана телевизора и газетных полос. Ни одно значительное событие нашей общественной жизни, ни один визит главы зарубежного государства не обходится без участия Патриарха. Церковно-государственные отношения поддерживаются не только на высшем уровне. На центр равняются администрации городов и областей России. Правящие архиереи, благочинные округов нередко становятся весьма значимой фигурой в жизни своего региона.

Между тем, когда человек обращается к российскому законодательству, он обнаруживает, что последнее имеет мало общего с реальным положением вещей в области церковно-государственных отношений. Все религиозные объединения в России одинаково отделены от государства и равны перед законом. Отношения с религиозными организациями в нашей стране основывается на нормах международного права. Ратифицированная нами Конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 г.), гласит: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или придерживаться убеждений как индивидуально, так и сообща с другими" [3, стр. 215]. Государство должно уважать убеждения всех граждан. Этого требует принцип свободы совести. Каждому гражданину открыта возможность свободного выбора любого вероисповедания. Российская Федерация - светское государство.

На этом тезисе об отделении Церкви от государства настаивает и священноначалие нашей Церкви. Принятые на юбилейном Архиерейском соборе "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" дают довольно сдержанную оценку синодальному периоду истории Русской Церкви, когда она официально была государственной. Святейший Патриарх не раз подчеркивал, что в отношениях между Церковью и государством принцип отделения религиозных объединений от государства должен оставаться незыблемым. "В России, в отличие от некоторых западных стран, государственной религии нет и быть не может. Что, разумеется, не отменяет исторической роли Православия в становлении национальной государственности, культуры, духовно-нравственного облика русского человека. Как не отменяет того факта, что до 80% населения современной России крещено в православной вере" [5, стр. 84].

В настоящее время созидательной духовной силой общества выступают традиционные религии. Голос в защиту семьи, нравственных ценностей, национальных интересов страны звучит со стороны Православия. Поддержание стабильности в Российской Федерации - это, во многом, заслуга традиционных религий. Цель государства в области отношений с религиозными организациями - не только прочный межрелигиозный мир и согласие, не только сохранение исторически сложившейся духовной самобытности, национальных духовных традиций. Принцип отделения церкви от государства не значит, что государство должно отказываться от учета позитивного наследия и опыта традиционных религий, и тем более этот принцип не предполагает, что государство не имеет права сотрудничать с ними в решении социальных проблем. Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с Церковью. Это не противоречит принципу взаимного невмешательства в дела друг друга. Светскость государства нельзя понимать как полное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, как отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач. Напротив, этот принцип предполагает лишь определенное разделение сфер компетенции Церкви и власти, а также невмешательство их во внутренние дела друг друга. Государство, которое задумывается о своем будущем, должно проводить такую политику в сфере отношений с религиозными объединениями, которая отвечала бы социальным реалиям и историческому опыту.

Таким образом, статус Русской Православной Церкви не только должен учитываться в политической и культурной жизни страны, но и в полной мере найти отражение в федеральных законах.

 

Заключение

 

Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Русская православная церковь в настоящее время сращивается с российским государственным аппаратом. Следствие сращивания православия с государством в России – перерождение православной церкви. В настоящее время православие имеет тенденцию к отделению от исконного христианства, превращаясь в новое религиозное течение, «нео-православие», причудливую смесь политики, христианства и славянского язычества. Церковь из наместницы Бога на земле становится политическим институтом, при этом радикально меняются ее цели и способы их достижения, которые зачастую являются нехристианскими и незаконными. Провозглашая в России светское государство, политические институты не следуют этому принципу. В соответствии с российским правом контроль над соблюдением законодательства религиозными организациями осуществляет именно государство. В Росси такого контроля, нормального и продуктивного, просто нет. В России отсутствуют специализированные органы контроля, которые бы занимались надзором за соблюдением законодательства в области религии.

Согласно «Основам концепции Русской Православной Церкви» - официальной социально-политической и социально-экономической программе Церкви, принятой в 2000 г. прописано, что церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством. Реализуя данное стремление, церковь не участвует в политической борьбе, не поддерживает каких-либо кандидатов или политические партии, а священнослужителей не благословляет выдвигаться в органы власти. Православные миряне могут создавать общественно-политические организации и действовать при духовном попечении Церкви.

В настоящее время созидательной духовной силой общества выступают традиционные религии. Голос в защиту семьи, нравственных ценностей, национальных интересов страны звучит со стороны Православия. Поддержание стабильности в Российской Федерации - это, во многом, заслуга традиционных религий. Цель государства в области отношений с религиозными организациями - не только прочный межрелигиозный мир и согласие, не только сохранение исторически сложившейся духовной самобытности, национальных духовных традиций. Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с Церковью. Это не противоречит принципу взаимного невмешательства в дела друг друга. Светскость государства нельзя понимать как полное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, как отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач. Напротив, этот принцип предполагает лишь определенное разделение сфер компетенции Церкви и власти, а также невмешательство их во внутренние дела друг друга. Государство, которое задумывается о своем будущем, должно проводить такую политику в сфере отношений с религиозными объединениями, которая отвечала бы социальным реалиям и историческому опыту. Исполнение Церковью ее спасительной миссии в этом мире неизбежно служит благу личности и общества. Будущее нашей страны во многом определяется и будет определяться ролью и местом в нашей жизни, Церкви, являющейся религией большинства и опорой российской государственности.

Информация о работе Проблемы и перспективы взаимодействий государства и церкви в современной России