Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
- выделить причины и основы происхождения государства,
- рассмотреть социальные взаимоотношения в рамках первобытного общества,
- указать сходства и различия восточного и западного направлений эволюции государства,
- рассмотреть основные теории возникновения государства и права, их роль в системе развития государства.
- обобщить общие закономерности возникновения государства и права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА: ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НА ВОСТОКЕ

3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 47.25 Кб (Скачать файл)

Курсовая по теории государства и права по теме: Происхождение  государства и права.

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА: ВЛАСТЬ И  СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ 

2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ  И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НА ВОСТОКЕ 

3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ  ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И  ПРАВА 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной  темы вызвана, прежде всего, тем, что  обобщение теорий происхождения  государства и права позволяет  четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место  и роль в жизни общества и политической системы. 
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права.  
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.  
Объектом исследования данной работы являются теории происхождения государства и права, предметом – выделение сходств и различий восточного и западного направлений происхождения теорий государства и права, а также определение причин и основ возникновения государства. 
Целью данной работы является обобщение теорий государства и права и их всесторонний анализ, выделение различных направлений эволюции науки теории государства и права, закономерностей и форм возникновения государства. 
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач: 
- выделить причины и основы происхождения государства, 
- рассмотреть социальные взаимоотношения в рамках первобытного общества, 
- указать сходства и различия восточного и западного направлений эволюции государства, 
- рассмотреть основные теории возникновения государства и права, их роль в системе развития государства. 
- обобщить общие закономерности возникновения государства и права. 
Базой написания работы послужили учебные пособия по данной проблематике, статьи периодических изданий.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА: ВЛАСТЬ И  СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

О появлении признаков  государства в любой стране свидетельствует, прежде всего, выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а  занятых лишь управленческими делами. Об этом же свидетельствует наделение  данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов; подразделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытно-общинном строе, а по административно-территориальному признаку; появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, дружин, признанных, с одной стороны, защищать территорию и общество от нападения извне, а с другой — вести самим новые территориальные завоевания. 
О появлении признаков государственной организации общества и вытеснении ею первобытно-общинной организации свидетельствуют и другие факторы. Помимо всего прочего они указывают на то, что государство не навязывается обществу извне. Оно возникает на его основе естественным путем. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется. 
Аналогичные процессы происходят с государственной (или публичной) властью, являющейся признаком государства, и с правом. Будучи неразрывно связанным с государством, право в силу тех же причин, что и государство, появляется в мире и под воздействием тех же экономических, социальных и политических процессов изменяется. 
До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться и обходилось с помощью обычаев, опиравшихся на власть авторитета советов старейшин и регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, противоречащими друг другу и противоборствующими интересами. 
Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах — регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспечивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право.

Важнейшими признаками, свидетельствовавшими о его появлении, стали, по мнению исследователей, следующие: социальное и имущественное расслоение в обществе; появление классов-антагонистов — бедных и богатых, угнетенных и  угнетателей; постепенное сосредоточение частной собственности и права  на нее в одних руках и полное их отсутствие в других; появление, наряду с имущественными, семейно-брачных  и иных правоотношений. Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а  его развитие идет вместе с развитием  человеческого общества1.  
При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период.

В первобытном обществе действовали определенные правила  поведения - социальные нормы. Социальные нормы первобытного общества, как  существующая там власть, были продуктом  исторических условий, которые не знали  отношений господства и порабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно.  
Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность, например, служба в ополчении или участие в народном собрании, как право. И правом, и обязанностью явились также кровная месть или коллективный труд, охота и т.д. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили от всего рода в целом, как уже говорилось.

К социальным нормам относились главным образом обычаи - исторически сложившиеся правила  поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени  и стали естественной потребностью людей. Обычаи были естественным порождением  самого первобытнообщинного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Обычаи возникали  в связи с общественной потребностью охватить общими правилами ежедневно  повторяющиеся акты производства, распределения  и обмена продуктов, создать такой  порядок, при котором отдельный  человек был бы подчинен общим  условиям производства2.

По моему мнению, следует отметить тот факт, что  некоторые, и притом весьма важные обычаи первобытного общества, не могли быть ни открыты, ни изобретены, ни даже порождены  повторением известных процессов. Равенство всех членов общества, включал  женщин, которое представляется таким  достижением сейчас, вытекало из наличных отношений первобытнообщинного  строя, как естественноисторический  результат сложения индивидов в  первоначальные формы коллектива. Равенство  существовало потому, что не было почвы  для неравенства и последнее  не сознавалось как нечто возможное, что не исключало авторитета и  признания особых качеств, выдвижения некоторых чем - либо выдающихся индивидов. То же самое можно сказать и  обычае общей земельной собственности. 
Общая собственность на землю и орудия труда, равенство членов общества и кровная связь, лежащая в основе родов и племен, т.е. той всей общественной структуры, которая пришла на смену орде, составляет в совокупности действительное основание для всей массы обычаев, несмотря на их разнообразие. Возможность закрепления обычаев, правил, навязанных человеку в силу взаимной зависимости индивидов, между которыми поделен труд, породили трудовые процессы, сформировав язык с его способностью к общению, абстракциям.

Многие обычаи являлись одновременно нормами первобытной  морали и религии, были связаны отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Например, естественное разделение функций  в трудовом процессе и даже самое  простое разграничение обязанностей между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривается одновременно и как обычай, и как норма  морали, и как веление религии. 
Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда» и т.п. В этом смысле право появилось раньше государства и обеспечение его реализации, соблюдение всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства. 
Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части, общества3. 
Государство это естественный процесс человеческого развития. Можно выделить несколько основных причин:

Необходимость единого  руководства обществом, управление обществом. В основе лежит закон  возрастающего разнообразия форм деятельности людей как следствие постоянного  роста потребностей. Неолитическая  революция -> производящее хозяйство -> дифференциация труда -> скачок производства -> социальное неравенство -> частная  собственность. Потестарная власть сменилась политической властью.  
Потребность в масштабных работах, эта причина характерна для восточного пути возникновения государства. Необходима была управляющая единица, которая смогла бы организовать огромные людские массы для проведения масштабных работ, этой единицей и выступило государство.  
Необходимость поддержания общественного порядка, общество сложная, конфликтная и противоречивая система, государство выступило важным элементом общественной стабильности. Государство также выступило как главный элемент урегулирования конфликтных отношений между бедными и богатыми.  
Необходимость ведения военных действий и организации защиты, лишь государство могло организовать все население определённой территории на ведение военных действий (нападение, защита)4. 
 
2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НА ВОСТОКЕ

Рассматривая закономерности и формы происхождения государства  необходимо выделить два основных направления, с точки зрения которых рассматривается  развитие: восточное и западное, т.е. уместно рассмотреть в отдельности  развитие государства на Древнем  востоке и в Европе. 
Восточный путь происхождения права. Характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.  
Западный путь происхождения права. Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право.  
Периодизация связана со сменой власти. На востоке всё происходило медленно, право развивается эволюционным путём (в отличии от Европы). Периодизация привязана к государству и власти. Трудно чётко определить периодизацию, так как право и государство сменяли друг друга эволюционно, нет чёткого разрыва.  
Древний Египет 
Раннее царство (3100 - 2800 до н.э). Первые три династии царствуют.  
Древнее (старое) царство (2800 – 2250 до н.э). 3-4 династия.  
Среднее царство (2250-1700 до н.э). 11-12 династия.  
Новое царство (1575-1087 до н.э). 17-20 династия. 
Новое царство – первая мировая империя, созданная путём завоеваний соседних народов. В конце нового царства Египет приходит в упадок и становится добычей персов и римлян 30 г до н.э. 
Египет развился от протогосударства до империи с Африкой и частью Азии. 
Древний Вавилон 
В отличии от Древнего Египта, здесь рано складывается шумерская цивилизация с высоким уровнем земледелия. Здесь рано сложились догосударственные формы, которые привели к развитию городов, ремесла и земледелия. Каждый город стремился занять верховное положение (Урук, Лагаш, Ур, Умма, Киш…).  
Население постоянно росло, сложились условия для социального неравенства. С 4-го по 3-ие тысячелетие бурное развитие городов. Очень рано возникают особо сильные города, Вавилон, который объединил и захватил регион Шумера и Акада. За эти цели боролись Урук и Акада, а в результате победил Вавилон. К 18 столетию до н.э. Вавилон становится главной силой объединения городов Междуречья. Расцвет Вавилона при царе Хаммурапи. Вавилон во время его правления становится империей, в состав которой вошли города Междуречья (реки Тигра и Евфрата). К 7-6 в до н.э. возникает нововавилонское царство и в 3-м в до н.э. прекращает своё существование. Цивилизация Шумеры и Акады погибла. 
Древняя Индия

Информация о работе Происхождение государства и права