Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 14:08, курсовая работа
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
- выделить причины и основы происхождения государства,
- рассмотреть социальные взаимоотношения в рамках первобытного общества,
- указать сходства и различия восточного и западного направлений эволюции государства,
- рассмотреть основные теории возникновения государства и права, их роль в системе развития государства.
- обобщить общие закономерности возникновения государства и права.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА: ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НА ВОСТОКЕ
3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Курсовая по теории государства и права по теме: Происхождение государства и права.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА: ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ
И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной
темы вызвана, прежде всего, тем, что
обобщение теорий происхождения
государства и права позволяет
четче определять все свойственные
им функции - основные направления их
деятельности, точнее установить их место
и роль в жизни общества и политической
системы.
Среди теоретиков государства и права
никогда не было раньше и в настоящее время
нет не только единства, но даже общности
взглядов в отношении процесса происхождения
государства и права.
В мире всегда существовало и существует
множество различных теорий, объясняющих
процесс возникновения и развития государства
и права. Это вполне естественно и понятно,
ибо каждая из них отражает или различные
взгляды и суждения различных групп, слоев,
наций и других социальных общностей на
данный процесс. Или - взгляды и суждения
одной и той же социальной общности на
разные аспекты данного процесса возникновения
и развития государства и права.
Объектом исследования данной работы
являются теории происхождения государства
и права, предметом – выделение сходств
и различий восточного и западного направлений
происхождения теорий государства и права,
а также определение причин и основ возникновения
государства.
Целью данной работы является обобщение
теорий государства и права и их всесторонний
анализ, выделение различных направлений
эволюции науки теории государства и права,
закономерностей и форм возникновения
государства.
Цель работы предполагает постановку
и решение следующего круга задач:
- выделить причины и основы происхождения
государства,
- рассмотреть социальные взаимоотношения
в рамках первобытного общества,
- указать сходства и различия восточного
и западного направлений эволюции государства,
- рассмотреть основные теории возникновения
государства и права, их роль в системе
развития государства.
- обобщить общие закономерности возникновения
государства и права.
Базой написания работы послужили учебные
пособия по данной проблематике, статьи
периодических изданий.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА: ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
О появлении признаков
государства в любой стране свидетельствует,
прежде всего, выделение из общества
особого слоя людей, не производящих
материальных или духовных благ, а
занятых лишь управленческими делами.
Об этом же свидетельствует наделение
данного слоя людей особыми правами
и властными полномочиями; введение различных
налогов и всевозможных податей, займов;
подразделение членов общества не по кровнородственному
признаку, как это было при первобытно-общинном
строе, а по административно-
О появлении признаков государственной
организации общества и вытеснении ею
первобытно-общинной организации свидетельствуют
и другие факторы. Помимо всего прочего
они указывают на то, что государство не
навязывается обществу извне. Оно возникает
на его основе естественным путем. Вместе
с ним оно развивается и совершенствуется.
Аналогичные процессы происходят с государственной
(или публичной) властью, являющейся признаком
государства, и с правом. Будучи неразрывно
связанным с государством, право в силу
тех же причин, что и государство, появляется
в мире и под воздействием тех же экономических,
социальных и политических процессов
изменяется.
До появления имущественного разделения
населения и социального неравенства
общество не нуждалось в праве. Оно вполне
могло обходиться и обходилось с помощью
обычаев, опиравшихся на власть авторитета
советов старейшин и регулировавших все
общественные отношения. Однако положение
коренным образом изменилось, когда появились
группы, слои и классы со своими собственными,
противоречащими друг другу и противоборствующими
интересами.
Прежние обычаи, рассчитанные на полное
равенство членов общества и на добровольное
соблюдение содержащихся в них правил,
в новых условиях оказались бессильными.
Появилась жизненная необходимость в
новых правилах — регуляторах общественных
отношений, которые бы учитывали коренные
изменения в обществе и обеспечивались
бы не только силой общественного воздействия,
но и государственным принуждением. Таким
регулятором стало право.
Важнейшими признаками,
свидетельствовавшими о его появлении,
стали, по мнению исследователей, следующие:
социальное и имущественное расслоение
в обществе; появление классов-антагонистов
— бедных и богатых, угнетенных и
угнетателей; постепенное сосредоточение
частной собственности и права
на нее в одних руках и полное
их отсутствие в других; появление,
наряду с имущественными, семейно-брачных
и иных правоотношений. Социальное
регулирование приходит в человеческое
сообщество от далеких предков, а
его развитие идет вместе с развитием
человеческого общества1.
При первобытнообщинном строе основным
регулятором общественных отношений были
обычаи. Они закрепляли выработанные веками
наиболее рациональные, полезные для общества
варианты поведения в определенных ситуациях,
передавались из поколения в поколение
и отражали в равной степени интересы
всех членов общества. обычаи изменялись
очень медленно, что вполне соответствовало
темпам изменения самого общества, происходившим
в тот период.
В первобытном обществе
действовали определенные правила
поведения - социальные нормы. Социальные
нормы первобытного общества, как
существующая там власть, были продуктом
исторических условий, которые не знали
отношений господства и порабощения.
Социальные нормы выражали волю всех
членов рода, в силу чего, как правило,
исполнялись добровольно.
Никакого различия между правами и обязанностями
не существовало: право воспринималось
как обязанность, а обязанность, например,
служба в ополчении или участие в народном
собрании, как право. И правом, и обязанностью
явились также кровная месть или коллективный
труд, охота и т.д. Строгое соблюдение норм
было привычкой. Если же существовавшие
правила нарушались отдельными лицами,
то принудительные меры исходили от всего
рода в целом, как уже говорилось.
К социальным нормам
относились главным образом обычаи
- исторически сложившиеся
По моему мнению,
следует отметить тот факт, что
некоторые, и притом весьма важные обычаи
первобытного общества, не могли быть
ни открыты, ни изобретены, ни даже порождены
повторением известных
Общая собственность на землю и орудия
труда, равенство членов общества и кровная
связь, лежащая в основе родов и племен,
т.е. той всей общественной структуры,
которая пришла на смену орде, составляет
в совокупности действительное основание
для всей массы обычаев, несмотря на их
разнообразие. Возможность закрепления
обычаев, правил, навязанных человеку
в силу взаимной зависимости индивидов,
между которыми поделен труд, породили
трудовые процессы, сформировав язык с
его способностью к общению, абстракциям.
Многие обычаи являлись
одновременно нормами первобытной
морали и религии, были связаны отправлением
укоренившихся обрядов и
Принятие существовавших норм поведения
как «своих», безусловная солидарность
с ними была связана и с тем, что первобытный
человек не отделял себя от общества, не
мыслил себя отдельно от рода и племени.
И поскольку все нормы расценивались как
ниспосланные свыше, правильные, справедливые,
то, естественно, у многих народов за содержанием
этих норм, а нередко и за самими нормами
и их совокупностью закрепились такие
наименования, как «право», «правда» и
т.п. В этом смысле право появилось раньше
государства и обеспечение его реализации,
соблюдение всеми правовых предписаний
было одной из причин возникновения государства.
Так или иначе, в любом государственно-организованном
обществе тем или иным способом нормы
права возводятся в закон, освященный
свыше, поддерживаемый и обеспеченный
государством. Правовое регулирование
общественных отношений становится важнейшим
методом государственного руководства
обществом. Но в то же время возникает
и противоречие между правом и законом,
поскольку последний перестает выражать
всеобщую справедливость, отражает интересы
только части, и, как правило, меньшей части,
общества3.
Государство это естественный процесс
человеческого развития. Можно выделить
несколько основных причин:
Необходимость единого
руководства обществом, управление
обществом. В основе лежит закон
возрастающего разнообразия форм деятельности
людей как следствие
Потребность в масштабных работах, эта
причина характерна для восточного пути
возникновения государства. Необходима
была управляющая единица, которая смогла
бы организовать огромные людские массы
для проведения масштабных работ, этой
единицей и выступило государство.
Необходимость поддержания общественного
порядка, общество сложная, конфликтная
и противоречивая система, государство
выступило важным элементом общественной
стабильности. Государство также выступило
как главный элемент урегулирования конфликтных
отношений между бедными и богатыми.
Необходимость ведения военных действий
и организации защиты, лишь государство
могло организовать все население определённой
территории на ведение военных действий
(нападение, защита)4.
2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ
И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
НА ВОСТОКЕ
Рассматривая закономерности
и формы происхождения
Восточный путь происхождения права. Характерен
для тех стран, в которых господствующее
положение занимала государственная собственность.
Основной источник (способ фиксирования
правовых норм) - сборники нравственно-религиозных
положений. Нормы носят казуальный характер
и дополняются в случае необходимости
другими обычаями или установлениями
монарха.
Западный путь происхождения права. Присущ
странам, где явно доминировала частная
собственность, которая устанавливала
равенство собственников, нормы отличаются
более высокой степенью формализованности
и определённости. Очень хорошо развито
гражданское право.
Периодизация связана со сменой власти.
На востоке всё происходило медленно,
право развивается эволюционным путём
(в отличии от Европы). Периодизация привязана
к государству и власти. Трудно чётко определить
периодизацию, так как право и государство
сменяли друг друга эволюционно, нет чёткого
разрыва.
Древний Египет
Раннее царство (3100 - 2800 до н.э). Первые три
династии царствуют.
Древнее (старое) царство (2800 – 2250 до н.э).
3-4 династия.
Среднее царство (2250-1700 до н.э). 11-12 династия.
Новое царство (1575-1087 до н.э). 17-20 династия.
Новое царство – первая мировая империя,
созданная путём завоеваний соседних
народов. В конце нового царства Египет
приходит в упадок и становится добычей
персов и римлян 30 г до н.э.
Египет развился от протогосударства
до империи с Африкой и частью Азии.
Древний Вавилон
В отличии от Древнего Египта, здесь рано
складывается шумерская цивилизация с
высоким уровнем земледелия. Здесь рано
сложились догосударственные формы, которые
привели к развитию городов, ремесла и
земледелия. Каждый город стремился занять
верховное положение (Урук, Лагаш, Ур, Умма,
Киш…).
Население постоянно росло, сложились
условия для социального неравенства.
С 4-го по 3-ие тысячелетие бурное развитие
городов. Очень рано возникают особо сильные
города, Вавилон, который объединил и захватил
регион Шумера и Акада. За эти цели боролись
Урук и Акада, а в результате победил Вавилон.
К 18 столетию до н.э. Вавилон становится
главной силой объединения городов Междуречья.
Расцвет Вавилона при царе Хаммурапи.
Вавилон во время его правления становится
империей, в состав которой вошли города
Междуречья (реки Тигра и Евфрата). К 7-6
в до н.э. возникает нововавилонское царство
и в 3-м в до н.э. прекращает своё существование.
Цивилизация Шумеры и Акады погибла.
Древняя Индия