Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Формирование и развитие государства очень длительный и сложный процесс. Как только появляется общество, у него сразу возникает потребность в управлении, у каждого члена общества были свои интересы, без обсуждения которых оно не могло спокойно существовать, так как каждый вопрос играл важную роль в управлении. Для нормальной жизнедеятельности необходимо было направить интересы каждого на благие цели, но для того чтобы всех объединить нужен был контроль. Соединяя личную выгоду и общественную пользу, необходимо было создать правила поведения (нормы), а для обеспечения этих норм нужна была власть. Отсюда и появляется первобытнообщинный строй.

Содержание работы

Введение.
Общие черты и различия происхождения государства у различных народов.
Причины, факторы, предпосылки теорий происхождения государства.
Причины происхождения права.
Основные учения о праве
Естественно - правовое учение о праве.
Историческое учение о праве.
Материалистическое учение о праве.
Психологическое учение о праве.
Социологическое учение о праве.
Классификация теорий происхождения права.
Основные теории происхождения государства.
Теологическая теория.
Договорная теория.
Теория насилия.
Органическая теория.
Ирригационная теория.
Классовая теория.
.Психологическая теория.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Баркуева Баина 1 курс.docx

— 57.56 Кб (Скачать файл)

— находятся в сознании людей, существуют в неписаной форме

— находят внешнее выражение  в письменных правовых актах

• по времени вступления в силу:

— возникают и отмирают постепенно

— вступают в силу или  прекращают действие в строго установленном порядке, официальным путём

• по способу обеспечения  исполнения:

— осуществляются в силу привычки, традиций; в случае нарушения принуждение исходит от рода

— обеспечиваются принудительной силой государства.

Можно выделить некоторые  характерные признаки права.

  1. Право связано с государством.
  2. Право имеет нормативный характер.
  3. Право характеризуется общеобязательностью.
  4. Право есть совокупность норм, строго согласованная целостная система- системность.

Первые письменные памятники  права древности (Законы Ману, Законы XII таблиц, Кодекс законов царя Хаммурапи  и др.) и средневековья («Салическая правда», «Русская правда» и др.)

        Причины и условия, вызвавшие происхождение права аналогичны причинам возникновения государства. Право и государство поддерживают друг друга и сообща функционируют.

Таким образом, право возникает, как регулятор общественных отношений. Право - это самый цивилизованный способ разрешать социальные конфликты. Право направлено на исключения из жизни людей острых конфликтов, произвола  со стороны отдельных представителей общества и государства к своим  гражданам.

 

4.Основные учения  о праве.

Существуют основные концепции  права: естественно-правовая, историческая, материалистическая, психологическая, социологическая.

 

Рассмотрим их поподробнее.

 4.1.  Естественно-правовое учение о праве.

Естественно - правовая теория получила распространение в период буржуазных революций 17- 18 вв. Представители данной теории - Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев и другие.

Основные идеи этого учения выступают:

1)в данной доктрине  происходит раздел права и  закона. Вместе с позитивным правом, т. е законами,  принимаемыми  государством, существует высшее  право, данное человеку от рождения. Эти неотъемлемые права данные  человеку от природы выступают  критериями позитивного права.

2)право существует наряду  с моралью. По мнению представителей данной теории, справедливость, мораль, свобода, равенство, являются ядром права.

3)источник прав человека  содержится не в самом законодательстве, а в сознании людей, права  даются от рождения.

Достоинства этой теории заключается  в том, что многие буржуазные революции  совершались благодаря этой доктрине, на смену феодальным отношениям приходит новый более свободный строй.

Сторонники данной теории хорошо подметили, что законы могут  быть и неправомерными, но они должны основываться в соответствии с правом, т.е. с нравственными ценностями, такими как справедливость, свобода, равенство и пр.

Недостатки: данное понимание права принижает формально- юридические свойства, в результате чего теряется грань между законным и противозаконным, ведь определить его с точки зрения справедливости, равенства весьма затруднительно.

Такое понимание связано  не только с правом, но в основном с правосознанием, которое может  быть разным у различных людей.

4.2.Историческое  учение о праве.

Историческая школа права  сформировалась в конце 18- начале 19 века. Ее представителями были: Г. Гуго, К. Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие.

Основные идеи данной доктрины:

  1. Право - историческое явление, которое не устанавливается договором или по чьему-либо указанию, а возникает постепенно.
  2. Право - в первую очередь это правовые обычаи (исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой определенные последствия)
  3. Эта теория возникла в эпоху феодализма и поэтому ее представители отвергали права человека.

 

Достоинства:

 было обращено впервые  внимание на культурно - исторические  и национальные особенности права.

 подчеркивается эволюционность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может сам создавать нормы права по своему желанию.

  выделяется понятие  правовой обычай.

 

Недостатки:

Представители теории переоценивали  роль правовых обычаев не в пользу законодательства, между тем в  новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властными  полномочиями и рыночными отношениями.

 

4.3.Материалистическое  учение о праве.

Материалистическая теория права  возникла в 19- 20 в.

 Ее представителями  выступили К. Маркс, Ф. Энгельс,  В.И Ленин, Г.В Плеханов.

Основные идеи данной доктрины:

1)право – возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. это классовое явление.

2)право – это социальное явление, в котором классовая воля получает государственно – нормативное содержание. Право – нормы, устанавливаемые и охраняемые законом.

Позитивные моменты:

  представители данной  теории понимали право как  закон, т.е.  они выделяли четкие  критерии правомерного и противоправного.

  они обратили внимание  на связь права с государством, которое устанавливает и реализует  правовые нормы.

 

Негативные моменты:

   преувеличивали классовую  роль в жизни общества

  слишком жестко связывали  право с материальными факторами.

 

4.4.Психологическое  учение о праве.

Психологическая теория права завершила свое развитие в 20 в. Представители: Л. И Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие.

Основные идеи данной доктрины: 

     психика людей  – главный фактор, который определяет  развитие общества (мораль, право,  государство)

понятие и  сущность права  исходят не из законодательства и его деятельности, а из психологических закономерностей – правовых эмоций людей, которые представляют собой переживания чувства, связанное с правомочием.

Право делится на два типа – позитивное (от государства) и интуитивное (личное).

Достоинства:

  обращено внимание  на психологические моменты и  их роль в процессе реализации  права. Отсюда следует, что  законы нельзя издавать без  учета социальной психологии.

  выделяют роль правосознания  в правовой системе общества.

Недостатки:

Преувеличивали роль в  правовой сфере психологических  факторов ы ущерб другим, от которых  зависела природа права.

Нет четких границ между  правомерным и неправомерным, законным и незаконным.

 

4.5.Социологическое  учение о праве.

Социологическая теория права  была сформирована в 20 веке Е.Эрлихом, Жени, С. А Муромцевым.

Основные идеи заключаются  в следующем:

  1. Разделяют право и закон.
  2. Право – юридические действия, практика, правопорядок, применение законов. Право – реальное поведение субъектов правоотношений ( физических и юридических лиц)4

Достоинства:

   обращают внимание  на реализацию права.

    приоритет общественных  отношений как содержания права

Недостатки:

    нет четких  границ между правомерным и неправомерным

     весь центр  тяжести находится в руках  судей и администраторов, что  может привести за собой некомпетентное  применение права, произвола со  стороны должностных лиц.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в разную историческую эпоху право оценивается  по-разному. Названные теории являются основными  вехами в процессе формирования и  понимания права. Каждая из доктрин  имеет положительные и отрицательны моменты. Но важно знать все и  плюсы и минусы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Классификация теорий происхождения государства

 

       В мире всегда существовало множество теорий, объясняющих естественно и понятно, если учесть сложность таких понятий как государство и право. А с другой стороны, факт, что каждая из этих теорий отражает или различные взгляды и суждения тех или иных групп, слоёв, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты процесса происхождения государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.

Среди теоретиков государства  и права никогда не было раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права.5 Поэтому существует множество классификаций теорий происхождения государства. Каждый человек, изучавший данную проблему, может выдвинуть свою классификацию по какому- либо признаку. Мы же рассмотрим классификацию по локальному и глобальному признаку, исходя из того, что каждый учёный, выдвигавший ту или иную теорию происхождения государства, изучал её, опираясь либо на какую- то определённую территорию, либо же эта теория распространялась на весь мир. И среди тех теорий, которые первоначально изучались на каких- либо определенных территориях, находились такие, который распространялись на все остальные территории. Исходя из этого, к локальным теориям происхождения государства мы отнесём: ирригационную, патриархальную, спортивную, патримониальную, диффузионную теории. А к глобальным теориям происхождения государства: теологическую, расовую, инцестную, органическую, экономическую, психологическую, договорную теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Основные теории происхождения государства.

6.1. Теологическая теория происхождения государства.

         Представителями данной теории были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологи католической церкви. Ее основателем считается Фома Аквинский(1225-1274), его сочинения стали некой энциклопедией церковной идеологии тех времен. По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт божественной воли. Власть государства вечна и незыблема, зависит, прежде всего, от религиозных организаций и деятелей. Каждый обязан подчиняться государю во всем. Социально- экономическое неравенство людей предопределено божественной волей, с чем обществу приходится мириться и не должно оказывать сопротивления. Следовательно, непослушание государю приравнивается как непослушание Всевышнему.

Идеологи теологической  теории придают государю и государству  святость, поднимают их престиж, способствуют утверждению в обществе порядка, согласия и духовности. Особое внимание заостряется “посредникам” между Богом и государственной властью – церкви и религиозным организациям.

Но данная доктрина принижает  социально- экономические и другие материальные отношения на государство. К тому же теологическая теория происхождения в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

Патриархальная теория происхождения  государства.

К наиболее известным представителям этой теории можно отнести древнегреческого философа Аристотеля, мыслителя 17 века Р. Фильмера, русского социолога Н.К. Михайловского и других.

Люди существа коллективные, которые стремятся к взаимному  общению, приводящему к возникновению  семьи. Государство – продукт  разросшейся семьи. Семьи разрастаются в племена, племена в союзы, союзы  в союзы племен. Собственно, государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящая во власть государя, власть монарха. Важным элементом являлась кровная связь.

Создатели данной теории опирались  на страну, в которой они проживали _ Древняя Греция. На этой земле плохо вырастал хлеб и люди стали разводить мелкий скот, но они продолжали размножаться, и им нужны были продукты питания. Люди обращают свое внимание на море и тем самым они вступают в отношения с Передней Азией. Происходит взаимообмен, утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенной семейной основы.

Представители теории упрощают процесс происхождения государства, используют понятие “семья” на понятие “государство”. К тому же понятие семья развивалась с государством параллельно.

6.2. Договорная теория происхождения государства.

      Получила  распространение в 17-18 в. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж Руссо, А.Н Радищева и других. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в первобытном состоянии.

Государство - рациональное объединение людей на основе соглашения между ними.

Государство имеет полное право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и  прочее, но в то же время обязано  защищать права и свободы граждан  и свою территорию. Граждане в свою очередь должны соблюдать законы, платить налоги, но и имеют право на защиту своего имущества и свободы. В случае злоупотребления властью, граждане вправе расторгнуть с ними договор даже путем свержения.

С одной стороны договорная теория сделала большой шаг вперед в познании государства. С другой стороны, слабым звеном данной теории было идеализированное представление  о первобытном обществе. Будто  бы на определенном этапе своего развития общество осознало роль между народом  и государством.

6.3. Теория насилия.

      Была распространена в 19 веке, в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других.

Причина возникновения государства, по мнению представителей данной теории в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами требовался аппарат принуждения, которое и стало играть роль государства.

Каутский и его сторонники указывают, что в своём развитии государство проходит следующие  фазы:

Информация о работе Происхождение государства и права