Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 15:44, контрольная работа
Написание данной работы преследовало собой цель рассмотреть теоретические аспекты разложения первобытной общины и возникновению такой формы общности как государство.
Для достижения поставленной цели был произведен анализ учебной литературы из ниже перечисленного списка литературы. Особо хочется отметить из них учебник под редакцией Пиголкина А.С. «Теория государства и права». В нём доходчивее всего описаны многие этапы разложения первобытно-общинного строя и появления государства.
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Первобытно-общинный строй и родоплеменная организация общества………………………………………...............
4
Глава 2. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе……………………………………………………………………
7
Глава 3. Разложение первобытно-общинного строя и появление государства…………………………………………............................
10
Глава 4. Завершение процесса возникновения государства………. 15
Глава 5. Происхождение права……………………………………… 17
Тесты…………………………………………………………………... 19
Заключение………………………………………………………………….. 20
Список литературы…………………………………………………………. 22
Новосибирский государственный аграрный университет
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства
Контрольная работа по теории государства и права
Тема: «Происхождение государства и права»
Выполнил: Жориков Н.В.
Курс: 1
Шифр: ДЮ 11032
Дата: 25/09/2013
Проверил:
Дата:
Подпись:
Новосибирск – 2013
Содержание: |
|
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Первобытно-общинный
строй и родоплеменная организация общества………………………………………....... |
4 |
Глава 2. Общественная власть
и социальные нормы при родовом строе………………………………………………………………… |
7 |
Глава 3. Разложение первобытно-общинного
строя и появление государства…………………………………………... |
10 |
Глава 4. Завершение процесса возникновения государства………. |
15 |
Глава 5. Происхождение права……………………………………… |
17 |
Тесты………………………………………………………………… |
19 |
Заключение…………………………………………………… |
20 |
Список литературы…………………………………………………… |
22 |
Введение
В ходе данной работы мы рассмотрим вопрос о постепенном разложении первобытно-общинного строя. Сначала выделение из рода старейшин, вождей, предводителей охоты, базировался выбор рода исключительно на авторитете, глубоком уважении всех членов рода к старшим, к их опыту, мудрости, храбрости. Дальнейшее разделение рода на племена, семьи. В более позднее время это уже деление по имущественным, сословным, кастовым или классовым различиям. И в конце концов возникновении государства, как формы организации общества, призванной обеспечивать его целостность и управляемость.
Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства коренятся в разных областях: экономики, морали, религии, социальной сфере жизни людей. Они в разных степенях в разные эпохи повлияли на организацию общности.
Написание данной работы преследовало собой цель рассмотреть теоретические аспекты разложения первобытной общины и возникновению такой формы общности как государство.
Для достижения поставленной цели был произведен анализ учебной литературы из ниже перечисленного списка литературы. Особо хочется отметить из них учебник под редакцией Пиголкина А.С. «Теория государства и права». В нём доходчивее всего описаны многие этапы разложения первобытно-общинного строя и появления государства.
Глава 1. Первобытно-общинный строй
и родоплеменная организация общества
Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Такой исторический подход необходим для познания и уяснения сущности государства и права. Рассмотрим некоторые закономерности происхождения государства и права. К числу таких закономерностей, выявленных и подтвержденных современной наукой, относится тот факт, что государство и право существовали не извечно, а появились на определенной ступени развития человечества. По новейшим данным антропологии, только история современного кроманьонского человека, или неоантропа, насчитывает около 40 тыс. лет. Между тем первые государственные образования в истории человечества возникли лишь около 5 тыс. лет назад. Иными словами, люди существовали без понятия о государстве и праве десятки тысяч лет, на протяжении которых оно и формировалось. Этому периоду соответствовали другие формы организации человеческого общества. Их остатки сохраняются у некоторых народов и в настоящее время.
Самые ранние формы объединения предков современного человека – архоантропов и палеоантропов – были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями, с необходимостью защиты от внешней среды и совместного добывания пищи. Наиболее известны группы, образующие первобытное стадо, возникшее уже среди охотников донеандертальской, олдувайской культуры около 2 млн. лет назад. Эти формы связаны лишь с применением примитивных орудий, которыми служили грубо обработанные палки, колья, камни. Только спустя тысячелетия первобытные люди научились делать своими руками более совершенные орудия палеолитической культуры: грубо обработанные каменные копья, топоры, скребки, костяные и каменные «крючки» для рыбной ловли, стали добывать огонь, строить примитивные жилища. В это время возникают более устойчивые формы общего труда и тесных связей первобытных людей, появляется первобытная родовая община, ставшая основной общественной ячейкой первобытного человека.
Прежние «дородовые» объединения не были устойчивыми, не могли обеспечить условий сохранения и развития человека как биологического вида. Изготовление и совершенствование орудий труда требовало развития не только инстинктов, но и памяти, навыков сознания, членораздельной речи, закрепления и передачи их последующим поколениям. Преемственность поколений не могла быть осознана и закреплена без объединения рода как наиболее устойчивой формы естественной связи между предками и потомками первобытного человека. Кровнородственная организация соответствовала и потребности здорового физического развития человека, поскольку кровосмешение не давало здорового потомства.
Считается что переход к экзогамии (запрет брачных отношений между членами родственного коллектива в эпоху первобытно-общинного строя) в первобытно-общинном строе обусловлен:
1) необходимостью
избежать вредных последствий
от браков между кровными
2) стремлением
расширить социальные контакты
и завязать отношения с
3) необходимостью установления социального мира в коллективе, поскольку половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы;
Это явилось одной из важнейших закономерностей эволюции человечества.
Большое значение имел род, как устойчивая форма общежития и для развития первобытного производства, его материальной культуры. Экономика первобытной общины базировалась на низком уровне развития производительных сил. В эпоху палеолита и мезолита хозяйство родового строя было добывающим, то есть получающим готовый продукт от дикой природы благодаря охоте, собирательству плодов, рыбной ловле. Лишь на позднейших этапах родового строя появляются зачатки мотыжного земледелия. Такое хозяйство могло обеспечить только минимальные потребности родовой общины, зачастую при максимальном напряжении объединенных усилий. Все члены родовой общины, не исключая и подростков, должны были трудиться на общее благо, коллективно защищать интересы своего рода. Полученный продукт, добытый охотой и рыбной ловлей, собирательством плодов, составлял общую собственность общины и делился среди членов рода поровну, с учетом заслуг каждого охотника, добытчика первобытного хозяйства. Однако прибавочного, избыточного продукта такое хозяйство, как правило, не приносило.
Возникший кровнородственный принцип объединения первобытной общины был в те времена единственно возможной, естественной формой связи людей. Происхождение ребенка от матери было наиболее очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К тому же собирание плодов, а затем и мотыжное земледелие, которым занимались женщины, давало постоянный, хотя и более скромный, доход, нежели охота мужчин, не всегда удачная. Поэтому в первобытной общине роль женщины часто бывала ведущей, а род у многих предков современных народов строился на основе матриархата. Известны, однако, и древние патриархальные роды, например, в Древнем Египте, Иудее, Индии, у скифов и восточных славян.
Другой закономерностью является и тот факт, что родовая община сохраняла свою роль не только в глубокой древности, но и на последующих ступенях развития цивилизации – в период становления раннефеодальных государств у древних германцев, англосаксов, славянских народов.
Таким образом, род (первобытная родовая община) представлял собой первичную ячейку организации первобытно-общинного строя, объединяемую кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства и проистекающими из этих условий равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода.
Глава 2. Общественная власть
и социальные нормы при родовом строе
Общая собственность на продукты производства и социальное единство внутри родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины.
В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Все важные общие дела, касающиеся всего рода, решались общим собранием.
Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин, вождей. Власть старейшин и вождей базировалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости охотников, воинов. Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей, порицания старших, в особенности вождей, старейшин. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов, как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть сородича. Все эти функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления. Они осуществлялись самими членами рода. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.
Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм. По современной этнографической терминологии это было потестарное правление (лат. potestas – власть), но еще не политическая власть.
Огромную роль в родовой общине играли обычаи, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. В формировании и поддержании обычаев большое значение имели религиозные, мистические представления первобытных людей. В них тесно переплетались мистификация сил природы в виде грозных, могущественных духов и культ духа предков, от которых проистекали обычаи рода. В обычаях содержались непререкаемые запреты (табу) или ритуальные действия, а также мифы, создававшие образцы для подражания героям, защитникам рода, верным хранителям очага, традиций и долга продолжения рода.
На основе генетических связей и языческих культов соблюдение обычаев становилось прочной привычкой, органической потребностью каждого члена рода. Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие непримиримых противоречий между ними. В обычаях родового строя не было еще видового различия традиционных, нравственных, религиозных и правовых норм, как это имеет место в более развитых цивилизованных обществах.
На поздних стадиях существования родового строя начался процесс отпочкования новых родовых общин от первоначальных, происходило деление крупных родов на мелкие роды или большие семьи. Связи между ними сохранялись в виде более крупных образований – братств (фратрий) и племен. Тем не менее племена и братства еще долгое время сохраняли черты родоплеменной организации. Племя, как правило, имело свою территорию, свое имя, язык или диалект однородной основы с языком объединившихся племен, общие для племени религиозные и бытовые обряды. Организация племенной власти основывалась на началах родоплеменной демократии: племенной совет, состоявший из верховных вождей (старейшин) родов, входящих в состав племени, и военного вождя племени. Все они избирались соплеменниками.
Деятельность племенных органов содействовала расширению связей между родами и братствами, урегулированию межродовых конфликтов, отношений с другими племенами. Основные распределительные, брачно-семейные и другие внутриродовые отношения продолжали оставаться в ведении органов родовой общины. По мере развития производительных сил центр тяжести власти перемещался к племенным органам, сфера регулирования дел племенными нормами постепенно расширялась.
Глава 3. Разложение первобытно-общинного
строя и появление государства
Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему – скотоводству и пахотному земледелию. Этот процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10–12 тыс. лет назад и продолжался – у разных народов – несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита, на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять сначала цветные металлы – медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилизации.