Происхождение политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:03, реферат

Описание работы

Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которой понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
С чем был связан генезис политики? История политической мысли дает разные ответы на этот вопрос.
Первым представлением о природе политики было теологическое, объясняющее ее природу, как и в целом человеческой жизни, из божественной воли.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 23.04 Кб (Скачать файл)

1. Происхождение политики

Термин "политика" в  научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил  ее как искусство управления государством, под которой понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло  задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч  лет назад, она формируется значительно  позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.

С чем был связан генезис  политики? История политической мысли  дает разные ответы на этот вопрос.

Первым представлением о  природе политики было теологическое, объясняющее ее природу, как и  в целом человеческой жизни, из божественной воли.

Вторым распространенным подходом стало антропологическое  трактовки, обосновывающая необходимость  политики человеческой природой. Так, определение человека как существа политического, высказанное Аристотелем, подчеркивало, что политическое общение  соответствует природе человека и его стремлению к благам. Вне  политики он либо животное, или божество, ибо животное и бог не нуждаются  законов и прав. Начальными формами  политического общения выступали  семья и поселения, а высшей формой - государство. Политика позволила человеку обуздать собственную эгоистическую  основу и воплотить общую пользу и справедливость. Близкую мнение в XV в. выскажет английский мыслитель  Г. Гоббс, который трактовал природу  человека как эгоистическую и  жадную, что порождает в обществе "войну всех против всех". Инстинкт самосохранения и естественный разум  подсказывает людям необходимость  создания такого политического института, как государство. Таким образом, политика формируется благодаря  выходу человека из собственного животного  состояния, а сама политика превращает животное в человека. Гоббс исходил  из биологической природы человека, распространяя на нее свойства живой  природы.

Признание общих для человеческого  и животного основ (общих инстинктов, моделей поведения) лежит в основе современных биологических трактовок  природы и политики. Так, согласно представлениям австрийского этолога  К. Лоренца, человеку, как и любой  животному, присутствуют агрессивность  и инстинкт борьбы за выживание, при  этом, в отличие от более опасных  животных, менее опасные существа - люди - обладают более слабым, сдерживающим агрессивность началом. Именно агрессивностью Лоренц объяснял многочисленные войны, конфликты и революции, хотя считал возможным ее ослабление и ограничение  проявлений в открытых формах посредством  контроля.

Биологические трактовки  происхождения политики очень часто  имеют много общего с психологическим  объяснением политических процессов. Суть этого подхода заключается  в том, что в природе человека заложены потребности, интересы, эмоции и влечения. Именно они порождают  политические взаимодействия.

Оригинальную теорию перехода общества из передсоциального в социальное, в том числе и политическое состояние, разработает З. Фрейд. Он исходит из того, что политика является проявлением либидозной энергии  индивидов. Да, государство и право  выступают как заменители некогда  существующего прародителя "отца", который был убит сыновьями, восставших против его монополии на сексуальное  наслаждение. Таким образом, природа  власти и политики коренится в  бессознательном - в либидозному  комплексе и в ощущении вины. Фрейд  считал, что в отношении людей  к лидерам и государства проявляется  детский поезд взрослого человека к некогда существующего отца. К ним индивид будет испытывать противоположные чувства - одновременно требовать защиты (патернализма) и ненавидеть (критика и недовольство властью).

Согласно социальным трактовкой политика имеет общественное происхождение. В частности, широкое обоснование  получил подход, рассматривающий  ее формирование в ходе исторической эволюции общества как результат  роста ее неоднородности и сложности  организации. Первобытное общество было социально однородным. В нем  не было политических учреждений и  организаций, не было политики, хотя была власть, которая осуществлялась всеми  взрослыми членами рода. Усложнения общества по мере его развития, появление  в нем противоречивых интересов  обусловили возникновение государства, а вместе с тем и политики. Политика возникает как деятельность по организации  совместной жизни людей в социально  неоднородном обществе вместе с делением на руководителей и управляемых, богатых и бедных. Общественные изменения  были производными от политической революции, которая изменила все формы хозяйства  и образ жизни людей. С неолитической  революцией историки связывают появление  металлических орудий труда, переход  от присваивая типа хозяйства (охота  и собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), к оседлому образу жизни, появлению городов. В  итоге это привело к изменению  во властных отношениях.

Логику появления политики можно показать следующим образом:

1. Рост продуктивной деятельности человека сделал возможным появление дополнительной продукции, которая трансформировалась в частную собственность.

Частная собственность способствовала:

*дальнейшему разделению труда и развитию экономики, в частности, росту обмена, торговли, появлению ремесел, городов, тем самым складываются различные социальные группы, усложняются формы экономических взаимоотношений;

*роста автономии личности, ее независимости от власти "целого" (рода, племени). С тех пор социальный статус обособленного человека стал определяться не родственными связями, а экономическими возможностями и богатством. Это вызвало к жизни формирование институтов, направленных на обеспечение прав и самостоятельности личности;

*усилению имущественного расслоения, составление различных классов и групп с противоположными интересами и конфликтными формами взаимоотношений.

2. Углубление социальной дифференциации по этническим и религиозным признакам.

3. Рост плотности населения и потребности расширения сферы земледелия и скотоводства привело к территориальных претензий племен друг к другу. Актуальной стала проблема сохранения территориальной целостности и независимости от внешних претензий.

Таким образом, политика формируется  как результат неравного распределения  богатства, различия статусов, разных интересов социальных групп, неотвратимости противоречий и конфликтов в обществе. Ее появление было связано с тем, что классовые, этнические и религиозные  проблемы, межплеменные конфликты, с  которыми столкнулось общество, уже  не могли быть решены с помощью  предыдущих регуляторов - традиций, обычаев, моральных норм. Для решения этих проблем стали нужными новые  регуляторы (правовые и политические) и новая организационная структура - государство. Наконец, говоря о происхождении  политики, следует учитывать и  природные различия людей: биологические, психологические, интеллектуальные (например, физическая сила или четко выраженное желание к доминированию - у одних, и, наоборот, желание к подчинению - в других). Это естественное неравенство людей имеет тенденцию закрепляться в неравенстве социальной, то есть в разном доступе к богатству, власти, в престиже и т.д.

Политика непосредственно  связана с такими явлениями, как  власть и государство. Власть является главным инструментом политики и  основным объектом политической борьбы. В первобытном обществе она не носила политического характера.

Французский политолог М. Дюверже выделил три исторических формы власти:

1) анонимная, которая распылена между всеми членами рода (у некоторых племен даже не было старейшин, принятие решений осуществлялось всеми взрослыми членами рода);

2) индивидуализированная, связанная с выделением особого статуса вождя племен;

3) институционализирована, связанная с появлением особого института - государства.

Первые две формы власти носят догосударственный характер, а такие общества называют потестарно (лат. potestas - власть). Как правило, возникновение  политики исследователи ассоциируют  с возникновением государства, когда  власть приобретает государственно-публичного характера.

С появлением государства (первые государства возникли пять тысяч  лет назад в Месопотамии и  Египте) связывают переход от неполитической (племенной кровно-родственной) к  политической организации общества. Государство стало новой социальной силой, призванной поддерживать целостность  общества посредством рычагов административного  и правового регулирования общественных отношений. Потребность в защите своих интересов породила объединение  людей, создавших различные ассоциации (партии, общественные объединения).

2. Сущность политики

политика общество власть государство

Рассуждая о политике, чаще ведут речь о власти одного класса над другим, одной социальной группы над другими, одной личности над  массой т.д. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и  использование власти, одновременно политическая власть представляет собой  реальную способность социальных сил  реализовать свои специфические  объективные интересы, проводить  свою волю в политике и правовых нормах. Таким образом, политика - сфера  властных отношений: «Политика в любом обществе, на любых исторических этапах его развития становится средством обеспечения прежде собственных интересов индивида или больших групп людей: состояний, территориальных единиц, классов и наций. Целью политики как осознанной деятельности является нацеленность на обеспечение оптимально возможного в данном обществе и конкретных условиях осуществления общественных процессов, изучение их и регулирования и развитие в том направлении, которого желает доминирующая или оппозиционная группа. Политика - это реализация определенных целей преимущественно через отношения противоборства (не обязательно революционности, ведь политический компромисс, например, - также преодоление, преодоление собственных амбиций одной из сил, преодоление нетерпимости к другим)".

Структура политики

Наличие и взаимодействие структурных элементов политической организации предоставляет политике внутренней целостности, благодаря  чему она имеет возможность выполнять  определенные функции. К структурных  составляющих политики следует отнести:

* политические отношения, отражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти;

* политическое сознание, характеризующее зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим интересам;

* политический интерес, который представляет собой внутреннее, осознанное источник политического поведения, которое побуждает людей к постановке определенных политических целей и к действиям, направленных на воплощение этих целей в жизнь;

* политическая деятельность субъектов политики; субъектами политики выступают преимущественно: государство, политические партии, общественные организации, или же политический индивид, действия которого четко очерчены законами и моральными нормами, иногда и социальные институты, которые призваны выполнять преимущественно неполитические задачи, нередко производят достаточно сильное влияние на политику: церковь, университеты, ассоциации и т.п.;

* политический процесс как совокупность видов деятельности субъектов политики, охватывающих все стадии функционирования политической системы и для достижения политических целей;

* политическая организация, отражающий роль институтов публичной власти как центров управления системными процессами. Это совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, партийных и общественных организаций, групп давления, представляющие политические интересы разных слоев общества в целом, составляют организационный костяк политики. Политическая организация концентрирует властное волеизъявление народа, включая принятие и организацию управленческого решения, задавая тем самым определенную направленность всему политическому процессу.

Функции политики

В политологии существуют различные взгляды на функции  политики. Толкотт Парсонс относит  к ним определение коллективной цели общественного развития, мобилизации  и принятия решений, сохранение стабильности в обществе и распределение ресурсов. Французский политолог Рене Д. видел  функции политики в сохранении целостности  и стабильности общества; Дэвид Истон - в авторитарном присвоении ценностей.

В отечественной политологии  выделяют такие функции политики:

* руководство и управление обществом, сохранение организованности и общего порядка;

* обеспечение защиты основных прав человека;

* управленческая (политическое руководство обществом;

* интегрирующая, обеспечивающей консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;

* регулятивная, что способствует упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;

* теоретико-прогностическую, цель, которой - выработка концепции, курса развития общества;

* содействие выявлению интересов различных групп общества;

* нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;

* социализации личности - функция привлечения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду;

* обеспечение общества действенным принципом распределительной справедливости;

* обеспечение преемственности и инновационности социального развития как общества в целом, так и отдельной личности;

* гарантирование как внутри самого государства, так и за ее пределами безопасности для всех групп и слоев общества.

Вместе политике присущи  и латентные функции. Американский социолог, нобелевский лауреат, Роберт Кинг Мертон считал, что в конкретном обществе отдельные функции могут  быть неразвитыми, по характеру осуществления  основных функций можно определить зрелость политической жизни общества и государства.

3. Функции политики в обществе

Политика выполняет в  общественной жизни следующие функции:

1. Выражение общественно значимых интересов всех групп и слоев общества. Выражение интересов включает в себя: а) осознание интересов; б) их оформление в идеологии; в) институализацию интересов посредством создания политической партии или общественного движения.

Информация о работе Происхождение политики