Происхождение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – все отношения, возникающие на протяжении всего времени становления права.
Предметом исследования является вопрос становление и возникновения права.
Цель исследования: рассмотрение вопросов происхождения и развития права.
Задача выполнения нашей курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития для того, что бы правильно и целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Есть и другие определения, например: право – официальный, цивилизованный и наиболее эффективный регулятор общественной жизни, важнейшая социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности. Данное определение не противоречит первому, а они лишь дополняют друг друга.

Подчёркивая сложность и богатство свойств права, американский юрист Лоуренс Фридмэн заметил: «Право имеет множество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, неуловимых, как время».

Однако известный постулат из «Манифеста» о том, что право есть «возведённая в закон воля господствующего класса», сегодня неприемлем, и российскими учёными-правоведами отвергнут, как и концепция Вышинского о превалирующей роли принуждения в праве. Подобные идеи в наше время стали анахронизмами, пройденным этапом.

Исторически право и государство возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно, в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно – не значит одномоментно и адекватно. Речь идёт о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства, условия их формирования имеют свои собственности. Но в принципе «родословная» у названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают.

В дальнейшем, на протяжении тысячелетий, они тесно взаимодействовали в осуществлении своих функций. Взаимодействуют и сейчас. Именно поэтому во всех юридических вузах государство и право изучаются вместе, в качестве единой дисциплины, ибо нельзя правильно понять, уяснить государство без права, а право – без государства.

Возникновение, характер, природа права обусловлены многими факторами – экономическими, политическими, культурными, национальными, религиозными и другими.Но наиболее важным фактором, как показывает опыт, является всё же экономическая необходимость, которая чаще всего оказывает на общественные процессы решающее детерминирующее воздействие.

В науке широко известно классическое и достаточно обоснованное положение Ф. Энгельса о том, что «на определённой, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинялся общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, - публичная власть, государство».

«Люди забывают о происхождении права из экономических условий, подобно тому, как они забыли о своём собственном происхождении из животного царства». – указывал Ф. Энгельс. Право возникает как реакция общества на объективную необходимость иметь более жёсткий и властный регулятор социальных отношений, снабжённый принудительной силой, ибо моральные и другие подобные нормы с этой задачей уже не справлялись.

Сущность права заключается в том, что оно выражает и закрепляет баланс интересов различных социальных слоёв, групп, классов общества, представляет эти интересы в виде государственных и общезначимых. Воля народа трансформируется в законы и другие основополагающие правовые акты, которые становятся обязательным для всех, кому они адресованы.

Право есть публичная форма согласования интересов, средство достижения социального компромисса. И в этом качестве оно объективно необходимо любому современному обществу. Иными словами, главная миссия права – быть объективным, справедливым и эффективным (властным) регулятором общественных отношений, участники которых и являются носителями соответствующих интересов и потребностей. Последние получают своё выражение прежде всего в принадлежащих им (субъектам отношений) юридических правах и обязанностях, других элементах право, регулирующего механизма. В этом – социальная и функциональная ценность права.

Следует оговориться: приведённое выше положение о воплощении в праве государственной воли народа вовсе не означает, что оно выражает интересы всех без исключения представителей этого народа. Могут быть законы, идущие в разрез с чаяниями отдельных членов общества или даже целых групп, слоёв населения. Именно этим объясняются периодически возникающие протесты людей против несправедливых, с этих точки зрения, законодательных мер, предложений. Или уже принятых актов. Живой пример – закон о замене льгот денежными компенсациями.

Вообще любой закон не может нравиться всем – всегда буду недовольные. В этом смысле право никогда не может добиться полного (стопроцентного) согласия с собой. Но оно должно стремиться к данной цели и оставаться всё же средством сглаживания или снятия указанных конфликтов. Задача права – развязывать узлы социальных противоречий.

Важным аспектом права является то, что оно выступает официальной мерой, шкалой свободы личности, свободой юридически признанной, гарантированной, выраженной (оформленной) в виде законов и иных нормативных актов. Законы – это «…положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. А свод законов есть библия свободы» (К. Маркс).

Само собой разумеется, что право является так же мерой ответственности личности, ибо хорошо известно: свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Поэтому право представляет собой сочетание дозволений и запретов, поощрений и наказаний; оно – преграда на пути своеволия и произвола. Неупорядоченная свобода не менее опасна, чем диктатура.

Таким образом, можно выделить некоторые наиболее характерные признаки права, раскрывающие его содержание и роль в обществе.

  1. Право связано с государством, которое либо непосредственно само устанавливает соответствующие юридические нормы, либо санкционирует уже действующие правила поведения, либо делегирует правотворческие полномочия отдельным общественным организациям. Наиболее важные правовые акты, например конституции, выносит на референдум. Но в любом случае правовые нормы исходят в конечном счёте от  государства как официального представителя всего общества. Никто не может создавать «своё» право без ведома или вопреки воле государства. В противном случае нельзя говорить о его суверенности.
  2. Право имеет нормативный характер, т.е состоит из норм, их совокупности. Данное положение в российской правовой науке является общепризнанным. Правда, некоторые учёные не ограничиваются этим признанием и включают в понятие права, помимо норм, ряд дополнительных элементов – правоотношения, правосознание и т.д. Но и они считают нормативность важнейшей чертой рассматриваемого явления.
  3. Право характеризуется общеобязательностью. Не в том смысле, что все его предписания относятся ко всем и к каждому. Общеобязательность – не синоним общеохватности. В праве есть нормы, которые касаются лишь определённых категорий граждан (к примеру только женщин, только пенсионеров, только военнослужащих и т.д.). Право обязательно и неприкасаемо в принципе, в нём изначально заложен момент императивности. Это властный социальный институт, с которым должны считаться участники общественной жизни и соотносить с ним своё поведение. Тем более, что многие важнейшие правовые акты (конституции, кодексы и другие базовые законы) действительно распространяются на всех членов общества, которые обязаны их неукоснительно соблюдать.
  4. Право обеспечивается возможностью государственного принуждения, применения санкций за его нарушение. Этим оно отличается от других социальных регуляторов, например морали. За правом всегда стоит официальная (публичная) власть, её органы, аппарат. Там, где есть право, есть и принуждение. Отсюда не следует, что субъекты права соблюдают его предписания по принуждению; большинство из них делают это добровольно. Между правом и властью существует тесная взаимосвязь неограниченная правом, опасна, право, необеспеченное властью, - бессильно.
  5. Волевая природа права. Она проявляется в том, что право – это продукт сознания и воли людей – тех, кто создаёт, творит право, его нормы (законодатели, других субъектов правотворчества). Право реализуется через волевую деятельность индивидов, воздействуя в свою очередь на их сознание и поведение. Наконец, право, как отмечалось выше, служит формой выражения государственной воли общества, различных его слоёв, групп, структур. Словом, право немыслимо вне волевой сферы жизнедеятельности людей и их коллективов. Право и воля – сопрягаемые понятия.
  6. Формальная определённость. Правовые нормы – это строго формализованные правила поведения, в них даётся детальное описание запрещаемого или разрешаемого действия, указываются меры ответственности за их нарушение. Нормы права фиксируются в соответствующих юридических актах, которые именно поэтому называются нормативными. Кроме того, отдельно взятая правовая нормы имеет чёткую внутреннюю структуру, а именно, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Закон формален, в этом заключается его важнейшее положительное качество, а «формализм» для юридической науки – вовсе не ругательное слово.
  7. Системность. Право есть совокупность норм, но это неслучайное и нехаотическое их нагромождение, не механическая масса, а строго согласованная целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определённом порядке. Перед нами – сложное, иерархическое образование, включающее в себя такие слагаемы, как отрасль, институт, норма, другие компоненты. Они и определяют системность данного феномена.

1.4 Источники права

Тесная связь государства и права отражена в понятии источники права. Источники права – это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, предания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения.

Современные правовые системы основываются на нескольких источниках права, среди которых выделяют правовой обычай, судебный прецедент, судебную практику, нормативный договор, правовую доктрину и нормативно – правовой акт. Для каждой правовой системы характерна своя ведущая форма права. Так, в странах англосаксонской правовой системы эту роль играет судебный прецедент, для континентальной системы важнейшим источником права является нормативно-правовой акт, в формировании права большинства стран Африки и Азии, сохраняющих основы традиционного общества, главным источником права служит правовой обычай.

  • Правовые обычаи – это устойчивые, сложившееся в результате многократного их применения правила общественного поведения людей, которые санкционированы государством и соблюдение которых гарантируется государственным принуждением. Государство санкционирует только те обычаи, которые отвечают его интересам. Обычное право играло огромную роль на ранних этапах правового развития, регулируя прежде всего семейно-брачные, поземельные, имущественные отношения.
  • Судебный прецедент – это придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении других аналогичных дел. Законы и иные нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в обобщённой, абстрактной форме. Но жизнь всегда богаче, сложнее любых формальных установлений. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения данного дела. Отказаться от рассмотрения спора на этом основании суд не может, поэтому у него остаётся два варианта действий: либо, исходя из общих принципов той или иной правовой системы, установить новую норму, либо так истолковать сходную действующую норму, чтобы распространить её на рассматриваемый случай и положить в основу своего решения. Так создаются новые нормы, которые применяются в практике другими судами, получая обязательную силу и становясь судебным прецедентом.
  • Под судебной практикой понимают такую деятельность судебных органов в результате которой детализируются и конкретизируются законы, вырабатываются правоположения. Судебная практика как система результатов итогов судебной деятельности обобщается и закрепляется в тех или иных руководящих разъяснениях высших судов.
  • Нормативные договоры – это соглашение двух или более субъектов права, которому государство придаёт общеобязательный характер. В нормативных договорах выражается согласованная воля нескольких государств (международные договоры) или нескольких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры).

Сложность права, высокая степень обобщения и абстрактность его норм требуют частного привлечения учёных-юристов к разъяснению тех или иных аспектов права участникам правоотношений и юридических процедур. Уже в Древнем Риме формулы и суждения известных юристов по поводу спорных или неясных проблем права включались в различные сборники законов и даже были составной частью нормативно-правовых актов. Правовая доктрина как источник права широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных, брачно-семейных споров.

Важнейшим источником права в большинстве стран мира (в том числе и в России) является нормативно-правовой акт (НПА). НПА – это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером и имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства. НПА является разновидностью правового акта, под которым понимается документ, принятый государственным органом или должностным лицом и направленный на установление, изменение или отмену правовой нормы или её реализацию. К правовым актам относят и индивидуально-правовые. Индивидуально-правовые акты направлены на реализацию правовых норм, содержат индивидуальные предписания и рассчитаны на однократное действие. Поэтому, являясь правовыми, но не устанавливая норм права, эти акты не могут быть отнесены к нормативным. Примером таких актов могут являться приговоры суда по конкретным делам, приказы руководитель организаций о вынесении дисциплинарных взысканий и т.п.

В зависимости от юридической силы НПА делятся на законы и подзаконные акты.

  • Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой НПА, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы могут основными и обыкновенными.
  • Подзаконные акты – правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных ситуаций и индивидуальных интересов.

Действие НПА во времени определяются моментом вступления НПА в силу и моментом прекращения действия НПА.

НПА вступает в силу либо с момента принятия, либо по истечении установленного срока после его принятия или опубликования, либо с того времени, которое указано в самом НПА или акте о введении его в действие. 

Информация о работе Происхождение права