Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 10:01, курсовая работа
Объект исследования – все отношения, возникающие на протяжении всего времени становления права.
Предметом исследования является вопрос становление и возникновения права.
Цель исследования: рассмотрение вопросов происхождения и развития права.
Задача выполнения нашей курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития для того, что бы правильно и целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.
Есть и другие определения, например: право – официальный, цивилизованный и наиболее эффективный регулятор общественной жизни, важнейшая социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности. Данное определение не противоречит первому, а они лишь дополняют друг друга.
Подчёркивая сложность и богатство свойств права, американский юрист Лоуренс Фридмэн заметил: «Право имеет множество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, неуловимых, как время».
Однако известный постулат из «Манифеста» о том, что право есть «возведённая в закон воля господствующего класса», сегодня неприемлем, и российскими учёными-правоведами отвергнут, как и концепция Вышинского о превалирующей роли принуждения в праве. Подобные идеи в наше время стали анахронизмами, пройденным этапом.
Исторически право и государство возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно, в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно – не значит одномоментно и адекватно. Речь идёт о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства, условия их формирования имеют свои собственности. Но в принципе «родословная» у названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают.
В дальнейшем, на протяжении тысячелетий, они тесно взаимодействовали в осуществлении своих функций. Взаимодействуют и сейчас. Именно поэтому во всех юридических вузах государство и право изучаются вместе, в качестве единой дисциплины, ибо нельзя правильно понять, уяснить государство без права, а право – без государства.
Возникновение, характер, природа права обусловлены многими факторами – экономическими, политическими, культурными, национальными, религиозными и другими.Но наиболее важным фактором, как показывает опыт, является всё же экономическая необходимость, которая чаще всего оказывает на общественные процессы решающее детерминирующее воздействие.
В науке широко известно классическое и достаточно обоснованное положение Ф. Энгельса о том, что «на определённой, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинялся общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, - публичная власть, государство».
«Люди забывают о происхождении права из экономических условий, подобно тому, как они забыли о своём собственном происхождении из животного царства». – указывал Ф. Энгельс. Право возникает как реакция общества на объективную необходимость иметь более жёсткий и властный регулятор социальных отношений, снабжённый принудительной силой, ибо моральные и другие подобные нормы с этой задачей уже не справлялись.
Сущность права заключается в том, что оно выражает и закрепляет баланс интересов различных социальных слоёв, групп, классов общества, представляет эти интересы в виде государственных и общезначимых. Воля народа трансформируется в законы и другие основополагающие правовые акты, которые становятся обязательным для всех, кому они адресованы.
Право есть публичная форма согласования интересов, средство достижения социального компромисса. И в этом качестве оно объективно необходимо любому современному обществу. Иными словами, главная миссия права – быть объективным, справедливым и эффективным (властным) регулятором общественных отношений, участники которых и являются носителями соответствующих интересов и потребностей. Последние получают своё выражение прежде всего в принадлежащих им (субъектам отношений) юридических правах и обязанностях, других элементах право, регулирующего механизма. В этом – социальная и функциональная ценность права.
Следует оговориться: приведённое выше положение о воплощении в праве государственной воли народа вовсе не означает, что оно выражает интересы всех без исключения представителей этого народа. Могут быть законы, идущие в разрез с чаяниями отдельных членов общества или даже целых групп, слоёв населения. Именно этим объясняются периодически возникающие протесты людей против несправедливых, с этих точки зрения, законодательных мер, предложений. Или уже принятых актов. Живой пример – закон о замене льгот денежными компенсациями.
Вообще любой закон не может нравиться всем – всегда буду недовольные. В этом смысле право никогда не может добиться полного (стопроцентного) согласия с собой. Но оно должно стремиться к данной цели и оставаться всё же средством сглаживания или снятия указанных конфликтов. Задача права – развязывать узлы социальных противоречий.
Важным аспектом права является то, что оно выступает официальной мерой, шкалой свободы личности, свободой юридически признанной, гарантированной, выраженной (оформленной) в виде законов и иных нормативных актов. Законы – это «…положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. А свод законов есть библия свободы» (К. Маркс).
Само собой разумеется, что право является так же мерой ответственности личности, ибо хорошо известно: свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Поэтому право представляет собой сочетание дозволений и запретов, поощрений и наказаний; оно – преграда на пути своеволия и произвола. Неупорядоченная свобода не менее опасна, чем диктатура.
Таким образом, можно выделить некоторые наиболее характерные признаки права, раскрывающие его содержание и роль в обществе.
Тесная связь государства и права отражена в понятии источники права. Источники права – это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, предания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения.
Современные правовые системы основываются на нескольких источниках права, среди которых выделяют правовой обычай, судебный прецедент, судебную практику, нормативный договор, правовую доктрину и нормативно – правовой акт. Для каждой правовой системы характерна своя ведущая форма права. Так, в странах англосаксонской правовой системы эту роль играет судебный прецедент, для континентальной системы важнейшим источником права является нормативно-правовой акт, в формировании права большинства стран Африки и Азии, сохраняющих основы традиционного общества, главным источником права служит правовой обычай.
Сложность права, высокая степень обобщения и абстрактность его норм требуют частного привлечения учёных-юристов к разъяснению тех или иных аспектов права участникам правоотношений и юридических процедур. Уже в Древнем Риме формулы и суждения известных юристов по поводу спорных или неясных проблем права включались в различные сборники законов и даже были составной частью нормативно-правовых актов. Правовая доктрина как источник права широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных, брачно-семейных споров.
Важнейшим источником права в большинстве стран мира (в том числе и в России) является нормативно-правовой акт (НПА). НПА – это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером и имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства. НПА является разновидностью правового акта, под которым понимается документ, принятый государственным органом или должностным лицом и направленный на установление, изменение или отмену правовой нормы или её реализацию. К правовым актам относят и индивидуально-правовые. Индивидуально-правовые акты направлены на реализацию правовых норм, содержат индивидуальные предписания и рассчитаны на однократное действие. Поэтому, являясь правовыми, но не устанавливая норм права, эти акты не могут быть отнесены к нормативным. Примером таких актов могут являться приговоры суда по конкретным делам, приказы руководитель организаций о вынесении дисциплинарных взысканий и т.п.
В зависимости от юридической силы НПА делятся на законы и подзаконные акты.
Действие НПА во времени определяются моментом вступления НПА в силу и моментом прекращения действия НПА.
НПА вступает в силу либо с момента принятия, либо по истечении установленного срока после его принятия или опубликования, либо с того времени, которое указано в самом НПА или акте о введении его в действие.