Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 17:08, курсовая работа
Прямое действие – одно из основных требований к сегодняшней демократической конституции. Такой принцип содержится и в Конституции Российской Федерации, что значит, что любой гражданин при защите своих прав может ссылаться прямо на Конституцию, а не на законы, уточняющие ее. При этом судья не имеет право отклонить иск из-за существования развивших статью конституции законов.
После вступления в силу Конституции РФ ВС РФ принял ряд постановлений, направленных на то, чтобы суды в своей практике применяли ее как акт прямого действия. Постановлением Пленума ВС РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснил, что закрепленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ. В целях единообразного применения судами конституционных норм при осуществлении правосудия Пленум ВС РФ указал, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.
Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. ВС РФ определил следующие критерии применения Конституции РФ как непосредственно действующего законодательного акта:
- когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
- когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
- когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с ее соответствующими положениями;
- когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения КС РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части. Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).
В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, обращается в КС РФ с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом первой, кассационной (апелляционной) или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела. О необходимости обращения с запросом в КС РФ суд выносит мотивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа. В запросе о проверке конституционности примененного или подлежащего применению при рассмотрении конкретного дела закона суд в соответствии с требованиями ст. 37 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» должен указать точное название, номер, дату принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке законодательном акте, а также мотивы, по которым он пришел к выводу о направлении указанного запроса. В силу ст. 38 Закона к запросу необходимо приложить текст закона, подлежащего проверке, и перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке. В связи с обращением в КС РФ с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению закона производство по делу или исполнение принятого решения, исходя из требований ст. 103 Закона, приостанавливается до разрешения запроса КС РФ, о чем должно быть указано в названном выше определении (постановлении) суда.
ВС РФ обратил внимание судов на то, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. Оценке с точки зрения соответствия. закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и федеральных служб, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).
Конституцией РФ каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции РФ). В соответствии с указанным конституционным положением вышестоящий суд не вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду. В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по каждому делу обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств. Таким образом, ВС РФ указал на прямое действие Конституции РФ, а также основные условия и действия судов в обеспечение верховенства Конституции РФ и ее прямого действия.
Система арбитражных судов в Российской Федерации в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» также организует свою деятельность и рассматривает дела, обеспечивает прямое действие Конституции РФ по всем категориям дел при оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов; обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров; обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции. ВАС РФ является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики в соответствии с Конституцией РФ.
Заключение
Прямое действие конституции
Ее способность быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно на основе конституционных предписаний разрешаются дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти. П.д.к. означает, что она подлежит реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих ее нормативных актов. Конституция закрепляет преимущественно главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах. Ряд статей Конституции РФ содержит указания на необходимость принятия ФКЗ и ФЗ, определяющих порядок реализации конституционных норм. Во многих нормах содержится прямая отсылка к закону, что неизбежно связывает данную норму с текущим законодательством. Сфера П.д.к. не ограничивается самостоятельным применением конституционных норм государственными органами и общественными организациями. Даже когда конституционные нормы реализуются наряду с нормами текущего законодательства, действие Конституции РФ не утрачивает непосредственного характера. П.д.к. — необходимое условие соблюдения законности. Это означает, что каждый, чьи права нарушены, если они не обеспечены правилами в текущем законодательстве, может обратиться к аппарату государственного принуждения для защиты своего права. В оценке П.д.к. следует учитывать и такой важный момент: некоторые конституционные нормы, воздействуя на основные общественные отношения опосредованно. одновременно оказывают прямое действие на общественные отношения, связанные с правотворческим процессом, результатом которого должен быть закон (иной акт), касающийся отношений, обозначенных конституционной нормой. Издание предусм. отренного Конституцией РФ закона тоже является способом ее непосредственной реализации.Таким образом, конституционные нормы — это нормы либо прямого действия, либо сочетающие прямое и опосредованное действия. П.д.к. провозглашено в самой Конституции РФ (ст. 15 ч. I): предусм. отрено также, что "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими" (ст. 18). К сожалению, реализация этого принципа еще встречает немало трудностей.На этом фоне Весьма конструктивными выглядят усилия Верховного Суда РФ. Сразу после вступления в силу Конституции РФ он принял ряд постановлений, направленных на то.чтобы суды в своей практике применяли ее как акт прямого действия. Пленум ВС РФ разъяснил: "Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение ов) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации,находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит -Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассм. атриваемые судом правоотношения, отсутствует".Обеспечение П.д.к. возложено и на Конституционный Суд РФ, который уделяет большое внимание этому направлению своей деятельности.
Список использованных источников
Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: БЕК, 2010. – 42 с.
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс в 2 томах. - Том 2. - М.: Юристь, 2010. - 749 с.
Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Проспект, 2010. – 377 с.
Беспалый И.Т. Государственное право Российской Федерации: Учебное пособие. - Часть 1. - Изд-во «Самарский университет», Самара, 2004. - 140 с.
Конституционное право России: Учебник /Под ред. авторов С. В. Васильева, В. А. Виноградова, В. Д. Мазаева. – М.: «Эксмо», 2010. - 560 с.
Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. - Москва: Омега-Л, 2011. – 443 с.
Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. - 2008. - № 6. - С. 94.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: «Проспект», 2012. – 592 с.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник: 5 издание переработанное. - М.: «Проспект», 2013. – 592 с.
Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Под. редакцией Г. Н. Комковой, Е. В. Колесникова, М. А. Липчанской. – М.: «Юрайт», 2013. – 464 с.
Краткий юридический словарь; отв. ред. А.В. Малько. - М.: Изд-во «Проспект», 2010. - С. 157.
Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. – М.: «Юрайт», 2012. – 352 с.
Нудненко Л.А. Конституционное право России: Учебник. – М.: «Юрайт», 2013. – 606 с.
Самигуллин В.К. Конституционное право России: курс лекций. – Уфа: РИО БашГУ, 2004. – 347 с.
Конституционное право России: Учебник / Под редакцией автора С.Г. Сергеева - М.: Издательство: «Дашков и К», 2010. – 576 с.
Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: Учебное пособие для вузов. - М.: «Закон и право», ЮНИТИ, 2007. - С. 59-60.
Самигуллин В.К. Конституционное право России: курс лекций. – Уфа: РИО БашГУ, 2004. – С. 19.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: «Проспект», 2012. - С. 25.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.- М.: «Проспект», 2013. - С. 27.
Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. – М.: «Юрайт», 2012. – С. 49.
Беспалый И.Т. Государственное право Российской Федерации: Учебное пособие. - Часть 1. - Изд-во «Самарский университет», Самара, - 2004.
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс в 2 томах. - М.: Юристь, 2010. – С. 22.
Конституционное право Российской Федерации: Учебник /Под. редакцией Г. Н. Комковой, Е. В. Колесникова, М. А. Липчанской. – М.: «Юрайт», 2013. – С. 45.
Конституционное право России: Учебник /Под ред. авторов С. В. Васильева, В. А. Виноградова, В. Д. Мазаева. – М.: «Эксмо», 2010. - С. 51.
Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. - 2008. - № 6. - С. 94.
Краткий юридический словарь; отв. ред. А.В. Малько. - М.: Изд-во «Проспект», 2010. - С. 157.
Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Проспект, 2010. - С. 17.
Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб. 8-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2011. - С. 210.
Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: Учебное пособие для вузов. - М.: «Закон и право», ЮНИТИ, 2007. - С. 59.
Нудненко Л.А. Конституционное право России: Учебник. – М.: «Юрайт», 2013. - С. 33.
Нудненко Л.А. Конституционное право России: Учебник. – М.: «Юрайт», 2013. - С. 35.
Конституционное право России: Учебник / Под редакцией автора С.Г. Сергеева - М.: Издательство: «Дашков и К», 2010. - С. 37.