К отраслям частного права
также относятся:
Гражданское
право – ведущая, базовая отрасль частного
права, предметом регулирования которой
являются имущественные и связанные с
ним неимущественные отношения, основанные
на равенстве, автономии воли и имущественной
самостоятельности их участников. Гражданское
право –многосоставная отрасль права,
ее содержанием охватываются такие подотрасли,
как авторское, наследственное, изобретательское
и др.
Предметом
регулирования семейного права являются
личные и связанные с ними имущественные
отношения, возникающие из брака и принадлежности
к семье. Семейный кодекс Российской Федерации,
которым регулируются эти отношения, равно
как и ч. 2 ГК РФ, вступили в действие с 1
марта 1996 г.
Трудовым
правом как частью системы частного права
регулируются отношения по применению
труда на государственных, общественных
и частных предприятиях, в учреждениях
и организациях на основе сочетания интересов
их участников. Предметом регулирования
в трудовом праве являются отношения работника
с работодателем по поводу его труда.
Земельное право – это отрасль частного
права, регулирующая отношения, связанные
с владением, пользованием и эксплуатацией
земли.
Предметом регулирования земельного права
являются отношения, складывающиеся между
гражданами, юридическими лицами, а также
государством и его органами в процессе
реализации права собственности на землю,
обеспечения ее охраны и повышения почвенного
плодородия20.
Таким образом, главными чертами частного
права считается правовое выражение и
защита частных и групповых интересов,
обеспечение юридического приоритета
воли частных лиц граждан и их объединений,
равенство сторон, децентрализованный,
диспозитивный характер регулирования,
возрастание удельного веса «дозволений»
в праве, признание государством юридической
силы договоров, актов сторон и защита
их судом. Мы видим, что и гражданское,
и трудовое, и семейное право, и международное
частное право – относятся к сфере частного
право. В которой действуют отдельные
лица, защищающие свои личные выгоды и
интересы. Однако и государство, и его
органы тоже действуют в сфере частного
права, но здесь они не властвуют, а выступают
лишь в качестве частных лиц.
2.2
Предмет и структура публичного права
Генетические
корни публичного права, как и частного
права, кроются в развивающихся общественных
отношениях.
Публичное право есть своего рода функционально
– структурная подсистема права, выражающая
государственные, и общественные отношения21.
К предмету
регулирования публичным правом относятся
следующие объекты:
1. Устройство и функционирование государства
и его институтов;
2. Институты гражданского общества;
3. Механизм и уровни самоуправления:
4. Основы правовой системы правотворчества
и правоприменения;
5. Принципы нормы и институты межгосударственных
отношений и международных организаций.
Часть предметов
регулирования публичным правом относится
к его исключительной сфере, поскольку
оно охватывает преимущественно властеотношения
как ядро правоотношений. Другая часть
предметов является как бы смежной, пронизывая
все отрасли частного нрава. Степень проникновения
является конечно, неодинаковой в различных
отраслях.
В настоящий
период произошло перемещение ряда объектов
публично-правового регулирования в сферу
частно-правового регулирования. Это касается:
– сфер деятельности предприятий и иных
хозяйствующих субъектов, где резко сужена
зона административного управления и
регулирования;
– расширение областей проявления человеческой
свободы и укрепления гарантий прав гражданина;
– открытого простора институтам гражданского
общества – партиям общественным организациям
и движениям.
– увеличения в общественной нормативной
системе удельного веса саморегуляции,
в том числе договорного регулирования.
Публичное
право заимствует и преобразует ряд институтов
частного права в частности договора. Эта тенденция
характерна для многих зарубежных государств.
Отрасли
публичного права обозначены в конституциях.
Такое чаще всего свойственно конституциям
федеративных государств, в которых разграничивается
законодательная компетенция федерации
и ее субъектов. Предметом разграничения
могут быть также отрасли законодательства,
их подотрасли, правовые институты, группы
однородных законов, отдельные законодательные
акты.
В Российской
конституции в статье 11, 71 определены разграничение
предметов ведения и предметы ведения
федерации и ее субъектов22. Среди них
прямо названы лишь некоторые отрасли
публичного права. Это – судоустройство
и прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное,
уголовно-исполнительное законодательство,
арбитражно-процессуальное законодательство.
Это – внешняя политика и международные
вопросы войны и мира, т.е., международное
публичное право.
В то же
время четко выделены важнейшие институты
ряда отраслей. Например, к конституционному
праву отнесены: 1) принятие и изменение
федеральной Конституции; 2) федеративное
устройство и территория; 3) гражданство,
регулирование прав и свобод человека
и гражданина; 4) установление системы
федеральных органов законодательной,
исполнительной и судебной власти; 5)определение
статуса государственной границы; 6) государственные
награды и почетные звания.
Как
видно, отрасли публичного права ввиду
их значимости и использование централизованных
порядков регулирования и императивных
методов составляю преимущественно федеральную
компетенцию.
Отрасли публичного права отличаются
тремя признаками: объектом регулирования,
т.е. кругом общественных отношений, методами
правого регулирования, кругом источников
права и структурой нормативного массива.
В публичном
праве используется система понятий, которые
связаны межу собой. Понятия публичного
права, с одной стороны, ведут свое происхождение
из теории права и государства, конституционного
и административно-финансового, уголовного
и международного права, будучи в них ведущими
смысловым конструкциями. С другой стороны,
эти понятия являются общими, «сквозными»
для всех отраслей частного и публичного
права.
Для источников
публичного права характерны, прежде всего,
общенормативные нормы – конституции,
законы, указы, постановления. Источниками
публичного права также можно считать
нормативные публично-правовые договоры23.
Выявление природы и общих институтов
публичного права как родового понятия
открывает возможность дать характеристику,
прежде всего тех отраслей права, которые
полностью входят в его орбиту. Эти отрасли
отличаются однородной нормативной структурой
и методами регулирования. Для них свойственны
в ярок выраженной форме правовое обеспечение
публичного интереса деятельность субъектов
обладающих властными полномочиями, принятие
общерегулирующих актов и дача обязательных
предписаний, использование правоохранительных
процедур.
Публичное право проявляется
в таких отраслях как:
Конституционное
право – ведущая отрасль национальной
правовой системы, представляющая совокупность
правовых норм, определяющих основы конституционного
строя, правовое положение человека и
гражданина и закрепляющих государственное
устройство, систему государственной
власти и местного самоуправления. Конституционное
право характеризуется особым предметом
и методом регулирования. Предметом конституционного
права являются общественные отношения,
возникающие в процессе реализации суверенитета
российского народа во всех его формах,
обеспечения функционирования институтов
представительной и непосредственной
демократии. Как отрасль публичного права
конституционное право пользуется методом
правового воздействия, присущим всем
отраслям публичного права. Вместе с тем
конституционное право имеет особый способ
конституционного воздействия – установление,
существенно отличающийся от иных способов
правового регулирования (дозволения,
предписания и запрета) (ст. 10 Конституции
РФ)24.
Административное
право – отрасль публичного права, предметом
регулирования которой являются отношения,
складывающиеся в процессе организации
и деятельности органов исполнительной
власти. Нормами административного права
регулируются публично-правовые отношения
власти – подчинения, в которых одной
из сторон обязательно выступает исполнительный
орган власти (должностное лицо), наделенный
государственно-властными полномочиями.
Финансовое
право как отрасль публичного права представлена
совокупностью норм, посредством которых
осуществляется регулирование отношений,
возникающих в процессе образования, распределения
и использования денежных фондов государства.
Особенностью финансового права является
наличие в его составе подотраслей права
– бюджетного, налогового, банковского.
Уголовное
право – отрасль публичного права, регулирующая
отношения, связанные с преступностью
и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль
права уголовное право состоит из совокупности
правовых норм. Нормы уголовного права
– это нормы-запреты. Они запрещают общественно
опасные действия и бездействия людей
под угрозой применения особых средств
государственного принуждения – уголовного
наказания.
Экологическое право – относительно
«молодая» ветвь права, нормы которой
регулируют отношения людей, организаций
в целях рационального использования
природных ресурсов, защиты окружающей
среды.
В систему
публичного права входят и процессуальные
отрасли права –уголовно-процессуальное
и гражданско-процессуальное (судебное
право). Нормы уголовно-процессуального
права предназначены для регулирования
деятельности по расследованию, рассмотрению
и разрешению уголовных дел. Гражданско-процессуальное
право имеет своим служебным назначением
установление порядка и процедуры разрешения
судами гражданских дел25.
Международное
публичное право – не являющаяся составной
частью национальной системы права совокупность
норм и принципов, содержащихся в конвенциях,
международных договорах, актах и уставах
международных организаций, которые регулируют
отношения между государствами и иными
участниками международного общения.
Таким образом, делаем вывод о том, что
публичное право заимствует и преобразует
ряд институтов частного права, а в частности договора. Отрасли публичного
права четко обозначены в конституциях. Отрасли публичного
права отличаются тремя признаками: объектом
регулирования, методами правого регулирования,
кругом источников права и структурой
нормативного массива. Для источников публичного права характерны:
общенормативные нормы – конституции,
законы, указы, постановления. Источниками
публичного права можно считать и нормативные
публично-правовые договоры.
2.3 Взаимодействие
публичного и частного права
Итак, частное
и публичное право являются двумя необходимыми
компонентами системы права. Однако, отмечая
сам факт существования двух подсистем
права – частного и публичного, нельзя
не обратить внимания на явление взаимодействия
между ними.
Определить
взаимодействие между различными частями
права, в том числе между частной и публичной
его подсистемами, возможно как их взаимную
связь, обусловленную функционированием
соотносящихся правовых образований в
рамках целого – права, и служащую достижению
общей цели права – упорядочению массива
взаимопересекающихся общественных отношений.
Важно подчеркнуть, что подобная связь
является развивающейся, динамичной, хотя
бы потому что границы между теми или иными
правовыми образованиями могут быть исторически
изменчивыми., на что указывается в научной
литературе, например, по отношению к частному
и публичному праву С.С.Алексеевым, Ю.А.Тихомировым,
а также другими авторами. Кроме того,
в научной литературе справедливо отмечается,
в частности Н.В.Колотовой, что под взаимодействием
следует понимать не только взаимные связи
между явлениями, но и всякое активное
отношение между ними. Представляется,
что при оценке такого явления как взаимодействие
в праве указанная позиция, несомненно,
должна быть учтена26.
В.Ф. Яковлев
справедливо указывает: «Если нет развитого
частного права, рассчитывать на эффективное
развитие общества не приходится. Если
нет развитого публичного права, частное
право не может быть действенным»27.
Системный
характер связи частного и публичного
права обуславливает невозможность реального
совершенствования правового регулирования
исключительно в рамках одного из них,
без учета взаимодействия.
Так, Ф.М
.Раянов пишет, что частное и публичное
право есть «...парные категории, которые
работают во взаимодействии друг с другом»28.
Т.Н. Нешатаева указывает, что: «...деление
права на публичное и частное... предполагает
постоянное взаимодействие частноправовых
и публично-правовых норм. Совершенство
правовой системы зависит от соблюдения
баланса между этими частями, разумного
использования отсылок от одних норм к
другим»29.
Характеризуя
связь частного и публичного права, В.Ф.Яковлев
справедливо отмечает: «...нужно, чтобы
было обеспечено тесное взаимодействие
публичного и частного права... без этого
частное право эффективно функционировать
не может. Оно должно подкрепляться нормами
публично-правового воздействия и защитой,
исходящей от публичного права»30.
Таким
образом, нормы частного и публичного
права не могут эффективно действовать
друг без друга. При этом, публичное право
устанавливает правосубъектность индивидов,
обеспечивает правосубъектность и безопасность
угрозой наказания для тех, кто посягает
на жизнь, личную свободу, собственность
и другие правовые ценности.
Следовательно, требуются публично-властные
институты, обеспечивающие правовую свободу
и принуждающие к соблюдению правовых
запретов.
Соответственно требуются нормы публичного
права, которые устанавливают правомочия
этих властных институтов, необходимые
для защиты правопорядка, для пресечения
и наказания нарушений правовых запретов,
для разрешения конфликтов. Наконец, нужны
нормы, регулирующие участие индивидов-субъектов
права в формировании и осуществлении
государственной власти.
Круг индивидуальных
субъектов политического участия и степень
их участия определяют, в какой мере государственно-властные
субъекты будут признавать, соблюдать
и защищать правовую свободу.
Основанием,
критерием выделения публичного права
выступает общий, государственный интерес
(осуществление общественных целей и задач),
тогда как частного права – особенный,
частный интерес (реализация целей отдельных
лиц, граждан, организаций). Публичное
право регулирует отношения субординационные,
базирующиеся на власти и подчинении,
на механизме принуждения обязанных лиц.
В нем доминируют императивные (категоричные)
нормы, которые не могут быть изменены,
дополнены участниками правоотношений.
К сфере публичного права традиционно
относят конституционное, уголовное, административное,
финансовое, международное публичное
право, процессуальные отрасли, основные
институты трудового права и т.д.
Частное
право опосредствует отношения «горизонтального»
типа, отношения между равноправными независимыми
субъектами. Здесь преобладают
диспозитивные нормы, действующие лишь
в той части, в которой они не изменены,
не отменены их участниками. В сферу частного
права входят: гражданское, семейное, торговое,
международное частное право, отдельные
институты трудового права и некоторые
другие. В то же время, происходит постоянное
сближение частного и публичного права.
Так, нормы Конституции, закрепляющие
экономические права граждан Российской
Федерации, получают развитие в отраслевом
законодательстве. Происходит сближение
норм конституционного и гражданского
права. Вот что по этому поводу пишет Г.А.Гаджиев:
«Итак, с одной стороны, конституционное
право начинает регулировать важнейшие
экономические отношения, в том числе
ранее считавшиеся монополией частного
права, с другой стороны, происходит усиление
публичных начал в гражданском праве».
Тесное взаимодействие публичного и частного
права приводит к «размыванию границ между
публичным и частным правом, к образованию
комплексных правовых отраслей и институтов,
в которых нормы гражданского и публичного
права теснейшим образом взаимосвязаны»31.
При этом в разных сферах соотношение
публичных и частных методов неодинаково.
Есть отношения, требующие базового регулирования,
есть большие сферы публично-правовых
отношений, основой развития которых являются
гражданский оборот, гражданские права
на имущество и сделки. Такова связь институтов
залога, пени, поручительства в гражданском,
налоговом и таможенном законодательстве.
Властные отношения остаются в сфере гражданского
права, когда речь идет о возмещении вреда,
причиненного актом власти32.
В то же время понятия и виды госорганов,
их компетенция, юридические режимы, определяемые
в сфере публичного права, должны строго
использоваться в частном праве.
Хорошим
примером сочетания публично-правовых
и частноправовых начал является трудовое
право. Возросшая роль коллективного трудового
договора, расширение объема договорного
регулирования сочетаются с государственным
регулированием и установлением минимальных
гарантий, с государственной охраной труда
и участием госорганов в разрешении трудовых
конфликтов33.
Такое пояснение места трудового права
в системе российского права позволяет,
далее, установить его связь с гражданским
и административным правом, с правом социального
обеспечения. При этом следует отметить
и ряд проблем, связанных с взаимодействием
частного и публичного права. Более того,
несмотря на непрерывно увеличивающееся
число конфликтов между частноправовыми
и публично-правовыми положениями в российском
законодательстве и правоприменительной
практике, а также обострение существующих
между ними противоречий, приобретающих
иногда угрожающие размеры, данная проблема
не получила адекватного отражения ни
в законодательстве, ни в правовой доктрине.