Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 18:59, курсовая работа
Положение о равенстве перед законом и судом отвечает ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом. Это положение устанавливает юридическое (формальное) равенство всех перед законом независимо от многих обстоятельств - от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др.
Введение
Глава 1
3
1 Теоретические основы права, равенства и равноправия
6
1.1 Понятие, основные признаки и принципы права
6
1.2 Право как формальное равенство
11
1.3 Равноправие как равенство перед законом
Глава 2
14
2 Равенство и равноправие в Кыргызстанском праве
17
2.1 Правовой статус человека и гражданина с точки зрения равноправия
18
2.2 Равенство конституционных прав и свобод индивидов
19
2.3 Равенство перед законом и судом
22
2.4 Равноправие в социальном государстве
23
Заключение
25
Список использованных источников
2.2 Равенство конституционных
Часть 2 ст.19 гласит: "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". Очевидно, что второе предложение нуждается в расширительном толковании. А именно: запрещаются и любые формы ограничения (по этим признакам) прав, гарантированных иностранным гражданам и лицам без гражданства; запрещаются любые формы ограничения прав и свобод по всем признакам, перечисленным в первом предложении ч.2 ст.19 (например, по признакам пола). Конституционный Суд КР в ряде случаев усматривает прямую дискриминацию тех или иных категорий физических лиц, существенно дополняя не закрытый в ч. 2 ст. 19 перечень недопустимых ограничений; например, еще до принятия Конституции КР 1993 г. недопустимой была признана дискриминация по возрасту (Постановление Конституционного Суда КР от 4 февраля 1992 г. по делу о проверке конституционности правоприменительной практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 11 статьи 33 КР).
Принципу равенства противоречит дискриминация по любому признаку, фактически отличающему одних людей (или граждан) от других. Конституция запрещает ущемление прав и свобод человека и гражданина при приеме на работу (службу) или учебу в государственные организации и учреждения, осуществлении избирательных, жилищных, земельных, иных прав и свобод.
Наиболее сильной мерой государственного гарантирования от дискриминации является уголовно-правовой запрет посягательства на равноправие (ст. 136 УК КР), устанавливающей ответственность за преступное нарушение принципа равенства, при котором был причинен вред правам и законным интересам граждан.
Часть 3 ст. 19 гласит: "Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации" .
Хотя фактор
пола упоминается в числе
Согласно ст.1 этой Конвенции понятие "дискриминация в отношении женщин" означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.
Кыргызское государство через законодательство, управленческую деятельность и суд пытается предотвратить возможные случаи дискриминации по признакам пола. Так, например, ст. 145 УК КР говорит об уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей до 3 лет.
Однако равноправие мужчины и женщины в действительности не означает равные возможности для реализации мужчинами и женщинами их равных прав и свобод. Например, частные лица вправе ставить мужчин и женщин в формально неравные условия при приеме на работу (частные лица не обязаны гарантировать равноправие); они вправе нанимать только мужчин (или только женщин), вправе объявлять о конкурсном приеме на работу только мужчин, несмотря на то, что предполагаемую работу могут выполнять и женщины. А традиции российского общества таковы, что реально предпочтение отдается мужчинам. Это предполагает, что уровень безработицы среди женщин может быть выше, чем среди мужчин. Следовательно, женщины будут соглашаться на менее выгодные условия труда, чем мужчины, и т.д. Другое дело, что государственные предприятия, организации и учреждения не вправе ставить женщин в формально неравные условия с мужчинами (если специфика работы или службы не требует ее выполнения преимущественно мужчинами), ибо в своей сфере государство гарантирует равноправие. Но и здесь формальное равенство не означает, что мужчины и женщины фактически будут приобретать одинаковые субъективные права и обязанности.
Такого же рода соображения относятся ко всем вариантам фактических различий между индивидами: равноправие, равенство конституционных прав и свобод фактически различных индивидов, носителей определенных групповых различий означает для них фактически разные возможности реализации их равных прав и свобод.
Равноправие как формальное равенство предполагает неравенство в фактически приобретаемых субъективных правах. Например, при конкурсном приеме на работу (службу) или учебу в государственные организации и учреждения установление равных квот по признакам половой принадлежности (50% мест для женщин) будет нарушением равноправия. Установление любых квот ради тех, кто в условиях равноправия оказывается в фактически невыгодном положении, означает неравноправие ("позитивная дискриминация"). Иначе говоря, равноправие означает запрет привилегий, а уравнивание в фактически приобретаемых субъективных правах возможно лишь через предоставление привилегий.
2.3 Равенство перед законом и судом
Равенство всех перед законом, гарантированное в ч.1 ст. 19, это необходимое, но не достаточное условие равноправия. Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает права определенной категории лиц, то равенство всех перед таким законом означает неравноправие. В Постановлении Конституционного Суда от 3 мая 1995 г. по делу о проверке конституционности статей 2201 и 2202 Уголовно-процессуального кодекса КР установлено: "Равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем. Однако это не должно приводить к ограничению прав и свобод, в отношении которых, согласно Конституции Кыргызской Республики, такое ограничение недопустимо".
Положения статьи
19 Конституции о юридическом
- установление
пресекательных сроков
- ограничение времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении (постановление от 27 января 1993 года);
- выселение
граждан из самоуправно
- изменение требований к порядку подсчета голосов на этапе выборов в Государственный Совет Кыргызской Республики, что привело к неравенству при осуществлении избирательных прав в разных избирательных округах (постановление от 10 июля 1995 года);
- лишение льгот переселенцев, пострадавших от радиации в районе реки Теча, если переселение произведено лишь в пределах населенного пункта (постановление от 11 марта 1996 года), и др." .
Как и в странах, развитых в государственно-правовом отношении, в России допускается неравенство перед законом. В ряде случаев оно является необходимым с точки зрения защиты других конституционно-правовых ценностей. Это относится к порядку привлечения к юридической ответственности судей, депутатов представительных органов власти, некоторых других категорий должностных лиц государства. Это неравенство перед законом (иммунитет) представляет собой привилегию, обеспечивающую правовую безопасность и независимость этих должностных лиц.
Равенство всех перед беспристрастным судом означает равноправие, формальное равенство участников спора о праве. Перед лицом суда все формально равны независимо от имущественного и должностного положения и т.д. В частности, этим объясняется допустимость ограничения прав только на основании судебного решения.
Принцип равенства
перед законом и судом
2.4 Равноправие в социальном государстве
В социальном государстве принцип равноправия нарушается предоставлением законных льгот и привилегий по признакам принадлежности к той или иной категории, социальной группе и т.п. Например, положение части 3 ст.40 Конституции: "Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату..." означает формальное неравенство граждан, применение к лицам с разным имущественным положением разного масштаба. Не каждый гражданин, а только тот, кто является "малоимущим" в смысле соответствующего закона или принадлежит к иной законодательно определенной категории граждан, вправе рассчитывать на то, что если он нуждается в жилище (опять же критерий нуждаемости устанавливается законодателем), оно будет предоставлено ему на условиях, названных в данной статье Конституции и конкретизированных в законе.
Такого рода неравноправие Конституционный Суд КР посчитал принципом равенства (в смысле ч.1 ст. 19) в социальном государстве (ст.7 Конституции), который в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством некоего справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов. И это несмотря на то, что ч. 2 ст. 19 говорит о равенстве прав и свобод независимо от имущественного положения.
Заключение
Принцип равенства всех
перед законом и судом
Часть 1 статьи 19 Конституции КР соответствует положениям международных конвенций, в частности, статье 7 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., статье 14 и части 2 статьи 20 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.
Конституционный принцип равенства перед законом и судом закреплен в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном законодательстве.
Неравенство перед законом допускается в целях защиты других конституционно-правовых ценностей, например, публичных интересов. Исключениями из принципа равенства перед законом и судом являются, в частности, положения о неприкосновенности Президента Кыргызской Республики, депутатов ЖК и судей.
Установление фактических и юридических преимуществ, льгот и привилегий посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов в целях обеспечения принципа социальной справедливости и социального равенства является «позитивной дискриминацией», которая совместима с ценностями социальной и правовой государственности. В этой связи представляется спорным с точки зрения соблюдения принципов социальной государственности Постановление Конституционного Суда КР от 24 января 2002 г. N 3-П, которым часть 2 статьи 170 ранее действовавшего Кодекса законов о труде Кыргызской Республики, не допускающая увольнение работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими 18 лет и совершивших дисциплинарные проступки, признана не соответствующей части 1 и части 2 статьи 19 Конституции.
Часть 2 статьи 19 гарантирует равенство независимо от природных свойств (пол, раса, национальность) и общественных черт (языковая принадлежность, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, религиозное исповедание, убеждения, партийная принадлежность, участие в общественных объединениях) человека. Конституционный перечень этих черт и свойств не является исчерпывающим, указывается возможность учета «других обстоятельств» (например, места жительства, наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, состояния здоровья, возраста или сексуальной ориентации). Конституционный Суд КР, усматривая в ряде своих постановлений дискриминацию тех или иных категорий физических лиц, дополняет перечень недопустимых ограничений.
Вместе с тем, как удалось выяснить, существуют и проблемы обеспечения как юридического, так и фактического (в значительно большей степени) равенства в КР.
Информация о работе Равенство и равноправие в Кыргызстанском праве