Разделение властей в правовом порядке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 13:03, контрольная работа

Описание работы

В основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очередные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.
Государственная власть в правовом государстве подзаконна.

Содержание работы

Введение
1. Историческое развитие принципа разделения властей и его
Особенности в России
1.1. Сущность принципа разделения властей
1.2. Общие положения принципа разделения властей в соответствии с
Конституцией российской Федерации 1993 года
2. Исполнительная власть в Российской Федерации
3. Законодательная власть
4. Осуществление судебной власти в Российской Федерации
4.1. Верховный Суд Российской Федерации
4.2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
4.3. Конституционный Суд Российской Федерации
Выводы.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Разделение властей правовом порядки..docx

— 63.43 Кб (Скачать файл)

должны следовать и не противоречить им.

Сегодня при установлении разграничения предметов ведения между Российской

Федерацией и субъектами республики получили право законодательной

деятельности и активно используют это право в своих интересах, создавая

собственные законодательные органы. Кроме этого, правом нормотворчества

обладают и органы других ветвей власти. Например, Президент может издавать

указы, с помощью которых можно налагать вето на принятие законов.

Правительство издает постановления и распоряжения, также являющихся

нормативно-правовыми актами. Но ни один из этих органов не имеет права

принимать федеральные законы, Именно    поэтому Федеральное   Собрание

является   высшим законодательным органом Российской Федерации и несет на

себе главные функции осуществления законодательной власти.

Субъекты Российской Федерации в зависимости от их статуса могут принимать

различные законодательные   акты   в силу принципа разграничения полномочий.

Так в соответствии с пунктом а) части первой статьи 72 Конституции республики

в составе Российской Федерации могут принимать конституции и законы; края,

области, города федерального значения,   автономная область и автономные

округа -уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Но вместе с этим та

же статья устанавливает, что обеспечение соответствия названных правовых

актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в

совместном ведении Российской Федерации и субъектов российской Федерации. Из

этого следует, что о соответствии федерального и местного законодательства

должны, равным образом, заботится как Федерация в лице своих органов, так и

субъекты Федерации. На практике же нередко создаются ситуации, когда

законодательные органы субъектов Федерации, пользуясь   предоставленным им

Конституцией правом законодательной деятельности, превышают свои полномочия

при принятии нормативных актов. В таких случаях федеральные органы используют

свои властные полномочия для обеспечения предусмотренного Конституцией

Российской Федерации   верховенства федерального   закона над

законодательством субъектов Федерации. Так, к примеру. Президент может

использовать согласительные процедуры при возникновении разногласий между

федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов

Федерации, а Конституционный Суд имеет право отменить действие нормативного

акта субъекта Федерации в случае признания его несоответствующим  Конституции

Российской    Федерации или федеральному закону.

Федеральное Собрание как высший законодательный орган имеет ряд

дополнительных полномочий в отношении иных органов государственной власти.

Однако не стоит понимать это как какое-либо исключение из принципа разделения

властей. Данные полномочия  в совокупности составляют контрольную функцию

парламента, хотя прямо в Конституции эти функции таковыми не названы и не

выделены. Контрольные функции Федерального Собрания включают в себя

следующие: ответственность Правительства перед Государственной  Думой,

участие палат в формировании государственных органов власти, контроль за

исполнением государственного бюджета, право ратификации международных

договоров, заслушивание должностных лиц и др.

6. Осуществление  судебной власти в Российской  Федерации        

Судебная власть, являясь органической частью государственной власти

Российской Федерации, представляет собой самостоятельную ветвь власти в

системе разделения властей и имеет, пожалуй, наибольшее значение, поскольку

несет на себе функции осуществления правосудия в Российской Федерации.

Статья 11 Конституции Российской Федерации закрепляет, что государственную

власть в Российской Федерации осуществляют суды. Статья 118, дополняя это

положение, устанавливает, что:

«Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,

административного и уголовного судопроизводства».

Непосредственно реализация судебной власти, или осуществления правосудия,

происходит в установленном законом процессуальном порядке. Он в целом

универсален и базируется на таких общепризнанных принципах, как равенство

граждан перед законом и судом, уважение личности, открытое судебное

разбирательство, состязательность  и равноправие сторон. Однако в зависимости

от характера рассматриваемых правоотношений, т.е. от того, нормы какой

отрасли материального права нарушены, судопроизводство приобретает некоторые

особенности. Именно поэтому осуществление судебной власти происходит путем

применения конституционного, гражданского, административного   и уголовного

судопроизводства.

Система судебных органов, т.е. учреждение судов в Российской Федерации,

устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным

конституционным законом на основании части 3 статьи 118. Система судов,

осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важное политическое и

правовое значение и,   как правило, определяется на конституционном уровне.

Причем если перечень судов закреплен именно в Конституции, то никакие другие

суды не могут быть учреждены при помощи обычного закона, ибо для этого

необходимо изменить Конституцию. Конституционным закреплением системы судов

достигаются дополнительные гарантии прав личности.

Конституция Российской   Федерации  1993 года не содержит конкретный перечень

судебных инстанций. Связано это прежде всего с тем, что в настоящее время

продолжается реформирование судебной системы, и законодатель оставляет

возможность для поиска оптимального варианта построения судебной системы.

Однако Конституция содержит следующие положения, относящиеся к структуре

судебной власти:

-  действуют Конституционный  Суд, Верховный Суд и Высший  Арбитражный Суд

российской Федерации;

- действуют также другие  федеральные суды;

- судебная система Российской  Федерации устанавливается Конституцией  и

федеральным конституционным законом;

- создание чрезвычайных  судов не допускается.

Система судебных органов Российской Федерации имеет следующую структуру:

а) суды общей юрисдикции: Верховный Суд Российской Федерации; Верховные суды

республик в составе Российской Федерации; краевые, областные суды, суды

автономной области, автономных округов; Московский и   Санкт-Петербургский

городские суды; районные (городские) народные суды.

б) военные суды, рассматривающие дела о преступлениях военнослужащих и лиц,

приравненных к ним по закону, учреждаются в гарнизонах, армиях, флотилиях,

воинских соединениях, военных округах, группах войск, флотах, видах

Вооруженных Сил.

в) суды, рассматривающие экономические споры и правонарушения в сфере

управления: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Высшие Арбитражные

суды республик в составе Российской Федерации;

арбитражные суды краев, областей, автономной области, автономных округов.

Московский и Санкт-Петербургский городской арбитражный суды;

г) Конституционный Суд российской Федерации.

6.1. Верховный Суд  российской Федерации                

Статья  126 Конституции Российской Федерации определяет статус Верховного

Суда Российской Федерации:

«Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по

гражданскому, уголовному, административным и иным делам, подсудным судам

общей юрисдикции, осуществляет, в предусмотренных федеральным законом

процессуальных формах, судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения

по вопросам судебной практики.»

Придание Верховному Суду статуса высшего судебного органа не имеет

абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции:

дела, подсудные судами «общей юрисдикции». Следовательно, по делам о проверке

конституционности законов и иных Нормативных актов, а также по делам об

экономических спорах Верховный  Суд не является высшим судебным органом.

Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда

высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и

административных дел, в статье 126 названы еще и иные дела. Это положение

отражает ведущиеся поиски более совершенных форм судебной деятельности. Так,

в частности, высказываются предложения о создании специализированных

подсистем общей юстиции - судов по делам несовершеннолетних, судов по

трудовым спорам и т.д. В случае принятия этих предложений законодателем

статья 126 Конституции не станет препятствовать их реализации.

В состав Верховного Суда входят Пленум, Президиум, Судебная и Военная

коллегии. Верховный Суд рассматривает дела в качестве суда первой инстанции,

в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся

обстоятельствам.

Что касается полномочий Верховного Суда как суда первой инстанции по делам

вверенной ему компетенции, то в соответствии с Концепцией судебной реформы,

предлагается максимально ограничить их либо вовсе убрать. Однако необходимо

сохранить право судьи, обвиняемого  в совершении преступления, настаивать на

рассмотрении его дела Верховным Судом Российской Федерации по первой

инстанции.

Долгое время считалось, что   руководящие   указания Пленума Верховного Суда

обязательны    для судов. Однако это положение противоречит принципу

независимости судей и подчинения их только закону. Статья 126 изменила данное

положение и сегодня уже не рассматривает вышеназванные разъяснения в качестве

обязательных для судей.

6.2. Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации.           

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, в соответствии со статьей 127

Конституции, является высшим судебным органом по решению экономических споров

и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Система арбитражных судов в России состоит из Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации, Высших арбитражных судов республик в составе Российской

Федерации, краевых, областных, городских арбитражных судов, арбитражного суда

автономной области, арбитражных судов автономных округов; арбитражные суды в

своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации и

федеральным законом.

Конституция возлагает на Высший Арбитражный Суд выполнение следующих функций:

разрешение отнесенных к его ведению споров в качестве суда первой и второй

инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов;

осуществление судебного надзора, т.е. проверки законности вступивших в силу

решений и определений арбитражных судов; дачу разъяснений по вопросам

судебной практики.

Высший Арбитражный Суд имеет свою внутреннюю структуру; в его состав входят

различные коллегии (по разрешению дел по экономическим спорам, по разрешению

дел в сфере управления, по проверке в кассационном порядке законности решений

арбитражных судов). Пленум, Председатель Высшего Арбитражного Суда, его

заместители; секретари Пленума и др.

Основной функцией Высшего Арбитражного Суда является разрешение экономических

споров, вытекающих из гражданских правоотношений, возникающих в связи с

признания права собственности на имущество, с истребованием имущества,

находящегося в и федеральной собственности и т.д. Кроме этого статья 127

предусматривает и иные   правомочия Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации. К   таким правомочиям относится рассмотрение дел в сфере

управления с участием государственных и иных органов Российской Федерации,

таких как о признании недействительности актов государственных и иных

органов, о возмещении убытков, причиненных этими актами и т.п. Наконец,

Конституция возложила на   Высший   Арбитражный Суд судебный надзор за

деятельностью иных арбитражных судов. Этот надзор осуществляется на основании

Федерального закона в процессуальных,   а не административных формах, так как

арбитражные суды  независимы и не находятся в административном подчинении

Высшего Арбитражного Суда.

6.3. Конституционный  Суд Российской Федерации.             

Конституционный Суд Российской Федерации - специализированный орган правовой

охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный

характер, и в этом смысле Конституционный Суд является основным инструментом

в системе сдержек и противовесов. Такое положение Конституционного Суда

определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не

соответствующих    Конституции Российской   Федерации.  Основными

принципами     деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

является независимость, коллегиальность, гласность, состоятельность и

равноправие сторон.

Часть вторая статьи 125 регулирует полномочие Конституционного Суда в области

контроля за соответствием Конституции Российской Федерации правовых актов.

Прежде всего дан четкий перечень субъектов возбуждения такого рода дел в

Конституционном Суде: Президент, Совет Федерации, Государственная Дума ( или

одна пятая часть их членов). Правительство Российской Федерации, Верховный и

Высший Арбитражные  Суды Российской Федерации, органы законодательной и

исполнительной власти субъектов Федерации. Установлена конкретная форма

обращения о проверке конституционности - запрос. Конституционный Суд не имеет

Информация о работе Разделение властей в правовом порядке