Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:32, доклад
На протяжении многих столетий идея государства занимала и продолжает занимать умы миллионов людей, пытающихся понять, что такое государство, как и для чего оно создается, в чем его смысл и назначение. Многочисленные споры ведутся вокруг вопросов о том, как возникает и развивается государство, каковы его естественные границы, каковы его сущность и пределы вмешательства в частную и общественную жизнь.
Эти и другие им подобные вопросы каждый раз по-особому встают, и с неизбежностью будут вставать перед каждым новым поколением людей - исследователей государственно-правового материала.
Уральская государственная юридическая академия.
Институт государственного и международного права.
Доклад
Дисциплина : Теория государства и права
На тему: "Разнообразие подходов к определению государства".
Выполнила студентка
1 курса 132 группы
Акопян Р. С.
Екатеринбург 2013
Государство – это как политико-правовая организацию общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.
Основными признаками которого являются: 1. территория
На протяжении многих столетий идея
государства занимала и продолжает занимать
умы миллионов людей, пытающихся понять,
что такое государство, как и для чего
оно создается, в чем его смысл и назначение.
Многочисленные споры ведутся вокруг
вопросов о том, как возникает и развивается
государство, каковы его естественные
границы, каковы его сущность и пределы
вмешательства в частную и общественную
жизнь.
Эти и другие им подобные вопросы каждый
раз по-особому встают, и с неизбежностью
будут вставать перед каждым новым поколением
людей - исследователей государственно-правового
материала.
Уже древних занимали такого рода вопросы,
и уже древние оставили нам философские
учения о государстве.
Известный русский учёный-юрист Б.Н.Чичерин (1828-1904 гг.) писал, что древнее государство отличалось от нового тем, что оно "в несравненно большей степени подчиняло себе личность. Древний гражданин жил для государства. Частная жизнь, обеспеченная рабством, служила ему только средством для исполнения гражданских обязанностей".
Совершенно обратным порядком идет мышление Нового времени. "Там мысль исходила от объекта и затем перешла к субъекту; здесь, напротив, она исходит от субъекта и затем переходит к объекту. Там точкой отправления было государство как объективный организм, созданный самой природой вещей; только в дальнейшем движении поглощенная им личность предъявляет свои права и постепенно разлагает этот порядок. Здесь, наоборот, точкой отправления служат субъективные требования лица, которые постепенно ведут к восстановлению необходимого для их удовлетворения общественного строя и, наконец, к идее государства как высшего единства общественной жизни".
Таким образом, неоднозначность восприятия государства - его идеи, представления о нем, о его понятии, роли и назначении - обусловлена, прежде всего, самим временем, в рамках которого оно возникает и развивается, а следовательно, уровнем развития общества, общественного сознания и мышления.
Многие мыслители пытались понять, что представляет собой государство, почему оно возникает и необходимо человечеству, какова природа государства, что отличает ее от других организаций, созданных людьми. На эти вопросы существует много разных ответов. Некоторые совпадали, другие выглядели совершенно независимыми, поскольку были принципиально противоположными друг другу.
Определяя понятие государства,
мы не должны вкладывать в него то, что реально не существует,
но в то же время должны охватить всю действительность,
избегая произвольного выбора.
Характеристика государства должна отвечать
на вопрос: что такое государство в его
исторической действительности и во всех
ее исторических проявлениях.
Определение государства встречаем уже у мыслителей древности: Аристотель видел в ней сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан; Цицерон определял государство как союз людей, объединенных общими основами права и общей пользы; Гоббс назвал государство «естественным телом»; И Кант считал, что государство - это объединение людей, подвластных правовым законам; Гегель писал о государстве как о «течение бога в мире».
Со временем характеристики государства усугубляются, становятся шире и точнее.
Известный русский юрист
М. Коркунов считает, что государство -
это гражданский союз, где совершается
принуждение над свободными людьми. Свое
определение государства предложил Б.
Кистяковский: государство является правовой
организацией народа, обладающей во всей
полноте своей собственной, самостоятельной
и первичной, то есть ни от кого не зависимой,
властью. В этом определении есть некоторые
принципы народного суверенитета, мысли
о правовом государстве, что для того времени
было прогрессивным шагом в понимании
государства.
После Октябрьской революции
в советской юридической
Такая характеристика происходила из
ленинского положения о государстве как
машина для поддержания господства одного
класса над другим. Это определение на
долгие годы становится для юридической
науки советского периода ведущим.
В течение последних лет, начиная с середины 80-х годов, когда на первый план в официальной политике СССР, а затем и России вместо сугубо классовых стали выступать "общечеловеческие ценности", классовая тональность в определениях государства и права стала постепенно вытесняться общесоциальной тональностью. Государство вновь пытаются определять как организацию или институт "всех и для всех".
Довольно типичным при этом является определение понятия государства, где оно рассматривается как "единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом".
Узкоклассовый подход к определению понятия государства, а вместе с тем и к его сущности, несомненно, является крайностью. Однако другой крайностью является и "общечеловеческий" подход к определению этого понятия. Отказываясь от одной, "чисто" классовой крайности, осознанно или неосознанно авторы - приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов впадают в другую, не менее искажающую реальную действительность, крайность.
В реальной жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, а следовательно, соответствующих им определений понятия государства. Истина, как это нередко случается, находится где-то на "золотой" середине.
Из этого следует, что при определении понятия государства важно учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и внеклассовые, "общечеловеческие" признаки и черты. Важно учитывать также, что, помимо традиционно сложившихся в отечественной и зарубежной литературе подходов к определению понятия государства, существует множество и других подходов. Так, еще в начале XX в. государство рассматривалось некоторыми авторами как формально-юридическое и фактическое явление, как сугубо социальное и политико-юридическое явление. Наконец, иногда оно представлялось даже как составная часть Космоса.
Итак, подавляющее число мыслителей
прошлого рассматривали государство,
в основном, с точки зрения социологии
и права. А представители марксистко-
Информация о работе Разнообразие подходов к определению государства