Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 19:18, контрольная работа
Время основания города Рима, которое историческая тради-ция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения перво-бытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объ-единение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины.. Члены старейших римских родов назывались патрициями. Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной собственности. Возникает и рабство, источниками которого становятся войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества. В родах выделяются богатые аристократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи
.1. Развитие древнего государства.
Время основания города Рима, которое историческая тради-ция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения перво-бытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объ-единение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины.. Члены старейших римских родов назывались патрициями. Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной собственности. Возникает и рабство, источниками которого становятся войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества. В родах выделяются богатые аристократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги. Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима Ш-I вв. до н.э. - М., 1977., С. 39.Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Во главе римской общины стоял выборный вождь – рекс. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов -сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос. Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Появляются плебеи -богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой Сизиков М.И. «История государства и права». М.: - «Юридическая литература», 1997., С. 113Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представлен-ной ее ведущей силой -- патрициями. Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.
Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. Победа плебеев и возникновение государства в Древнем Риме связывают с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.
Реформы Сервия Туллия. С течением
времени земельный фонд, состоявший из
прилегавшей к городу целине, был исчерпан
(в связи с приростом населения), и Рим
обратился к политике завоеваний. Плебеи
не были допущены к дележу захваченных
территорий. Земельный вопрос переплелся
с вопросом о политических правах плебеев.
Последовали острые конфликты, приведшие
к коренным реформам.
Самой первой из них и самой важной была
реформа, которую историческая традиция
приписывает рексу Сервию Туллию. Время
ее осуществления не поддается точной
датировке. Скорее, это в основном VI в.
до н. э.
В ходе реформы все римляне, т. е. как патриции,
так и плебеи, были разделены по имущественному
принципу. В основу деления были положены
размер земельного участка и количество
скота, которым владел глава семьи. В IV
в. до н. э. с появлением денег вводится
денежная оценка имущества. В соответствии
с реформой все римляне были разделены
на 193 сотни — центурии. Те, чье имущество
достигало 100 тыс. ассов (за один асе можно
было купить овцу), были объединены в 80
центурий1. Самые богатые, чье имущество
превышало 100 тыс. ассов, составили 18 центурий
конницы. Поскольку каждая центурия имела
один голос, то голоса богатых и самых
богатых центурий составляли большинство
— 98 голосов из 193. Второй класс граждан
с цензом в 75 тыс. ассов объединился в 22
центурии, третий класс с цензом в 50 тыс.
ассов — в 20 центурий и т. д. Пролетарии,
т. е. вовсе лишенные учитываемого имущества,
составили всего одну центурию. В Народном
собрании граждане выстраивались и голосовали
по центуриям (центуриатным комициям).
Каждая из них имела один голос. При согласованном
голосовании первых двух разрядов голоса
остальных не имели значения.
Таким образом, было положено начало господству
богатых и знатных независимо от того,
были они патрициями или плебеями.
Наряду с этим к несомненной выгоде плебеев
было введено еще одно важное новшество
— территория города была разбита на четыре
округа — трибы, что являлось (в более
общем плане) свидетельством победы принципа
территориального деления населения над
родоплеменным. Городские трибы имели
некоторые политические права и самоуправление.
Реформа Сервия Туллия разрушила общество,
базировавшееся на родоплеменном строе,
и вместо него создала государственное
устройство, основанное, как справедливо
писал Ф. Энгельс, на имущественном различии
и территориальном делении.
После устранения должности рекса как
главы государства Рим стал республиканским.
Римская республика. Реформа Сервия Туллия
была важной уступкой плебеям, но она не
уравняла их с патрициями, особенно в том,
что касалось наделения землей, и этот
вопрос становился все более актуальным
по мере завоевания Италии, в результате
которого приобретались новые земли.
Кроме того, была необходима реформа, которая
отменила бы долговое рабство за несвоевременную
уплату долга, которое, как и неучастие
в дележе завоеванных земель, более других
ущемляло интересы плебеев.
Но чтобы добиться решения этих вопросов
в свою пользу, плебеи нуждались в политических
правах. В результате длительной борьбы
в течение двух последующих столетий плебеи
добились удовлетворения всех своих требований,
в том числе: 1) учреждения особой плебейской
магистратуры, так называемого народного трибуната, призванного
защищать плебеев от произвола патрициев;
2) доступа к общественной земле наравне
с патрициями; 3) защиты от произвола патрицианских
судей (введением кодекса законов, известных
как Законы XII таблиц); 4) разрешения браков
между патрициями и плебеями; 5) права занимать
сначала некоторые, а затем и все главные
государственные должности, включая военные.
С 287 г. до н. э. решения плебейских сходок
(собраний) стали иметь ту же силу, что
и решения центуриатных комиций (собраний),
т. е. теперь они являлись обязательными
для всех без исключения римских граждан
и всех государственных учреждений Рима.
К тому же эти решения не подлежали ни
утверждению сената, ни его ревизии.
Конечно, уважение древности происхождения,
знатности исчезло не сразу, и патрицианские
семьи сохранили несомненное преимущество
при замещении — хотя и по выборам — всех
главных должностей в государстве. Таким
образом, завершился процесс формирования
рабовладельческой государственности
— пережитки родоплеменных отношений
ушли в прошлое. Утвердилась аристократическая
рабовладельческая республика.
4) римская аристократическая республика (509-527 г до н. э.)
начальной точкой отсчёта истории рима считается vii--vi века до н. э. когда он был основан. к середине vi века относится становление в риме монархической формы правления, в это же время происходит расслоение общества на патрициев и плебеев. политическую активность имели только патриции, однако в отличие от спарты царь (rex) имел достаточно широкие полномочия. в v веке rex сервий тулий провёл социальную реформу, по которой всё население рима было поделено на пять разрядов по имущественному цензу. в результате этого занимать государственные должности могли представители только первых двух разрядов, так как они занимали большинство центурий (всего центурий 193 , первый разряд-18 , второй-80).
однако эта реформа не смогла урегулировать резкие социальные противоречия и в результате этого форма правления в древнем риме меняется с монархической на республиканскую. произошло это в 509 году до н. э. должность rex формально не была ликвидирована, но у него была отнята всякая светская власть. ему были оставлены только некоторые религиозные функции. на это указывает название его должности (rex sacrorum, rex sacrificus, rex sacrificulus).
главным органом власти римской республики был сенат. который развился из совета старейшин союза римских племён. по числу родов сенаторов было 300 человек. назначали их особо уполномоченные лица - цензоры. всякий вопрос, предложенный на решение центурии, предварительно обсуждался в сенате. по обычаю сенат должен был подчиняться решению народного собрания, однако если сенат находил, что это решение “ не соответствует интересам рима ”, а на самом деле сената, то последний имел право наложить на него вето. не имея законодательной власти, сенат берёт в свои руки право толкования законов, что во многих случаях равносильно законотворчеству. также по решению сената один из консулов назначал диктатора, которому принадлежала вся полнота власти и полная безотчетность, но в целях ограничения его своеволия максимальный срок, на который эту должность можно занимать был установлен в шесть месяцев. однако эта экстраординарная магистратура применялась только в случае огромной опасности для государства (например, восстание спартака). к компетенции сената также относились многие дела по государственному управлению: в частности распоряжение казной и всеми делами, связанными с ней; внешние соотношения; военное дело в сфере назначения командующих и т. д. к тому же сенат ведал назначением на должность управителя провинции. так же, не обладая судебными функциями, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания на счёт конкретных дел. в большей мере именно из-за состава и компетенции сената римскую республику называют аристократической. но не несмотря на это римская республика имела и многие демократические магистратуры. главной из них было народное собрание. со временем, под воздействием плебейских масс, правительство вводит (в 494 году до н. э.) новую магистратуру плебейского трибуна, который имел право вето даже в отношение решения сената. в последствии плебеи постоянно ведут “войну” с патрициями, и во многих случаях не безуспешно: в 451 году до н. э. выходит закон канулея, по которому разрешались браки между плебеями и патрициями. в 366 году до н. э. закон леция и секстия установил то, что один из консулов отныне обязательно должен был быть плебеем. в 326 году до н. э. законом петелия была отменена долговая кабала. и в 287 году до н. э. закон гортензия уровнял решения плебейских и патрицианских собраний. так же в iii веке до н. э. все пять разрядов получают одинаковое количество центурий (по 70 каждый).
к демократическим магистратурам можно также отнести консулов. к их компетенции относились некоторые военные дела, они же осуществляли высшую административную власть и имели право вето в отношении решения любой магистратуры кроме плебейского трибуна.
следующей магистратурой была коллегия преторов (сначала два, а затем и более). как и консулы, они имели власть cum imperium . однако действовали больше в сфере судопроизводства. обе эти магистратуры были подотчётны народному собранию и в случае злоупотребления несли суровое наказание.
если брать в общем - то все римские магистратуры строились на пяти принципах: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. как сразу становится видно, только принцип безвозмездности был явно антидемократичным. поэтому обвинения рима в чрезмерном аристократизме не совсем верны.
однако в i веке до н. э. наблюдается
резкий кризис республиканского строя,
который вылился в ряд
однако следует сказать
несколько слов о форме правления,
которая наступила после
подводя общий итог, прежде всего, следует отметить тот огромный вклад, который римское общество того времени сделало для развития современной юридической науки. например, применительно к данной теме можно сказать, что именно в риме появился сам термин республика, причём применялся он именно к определению римлянами формы правления своего государства. что же относительно самой республики то она имеет свои отличительные черты:
1) в отличие от спарты в риме была социальная группа, которая постоянно боролась за свои права (плебеи);
2)во-вторых, к концу республики территория рима значительно расширилась, что сыграло свою роль при смене формы правления;
3)в отличие от той же спарты в риме практически не было влияния пережитков первобытно-общинного строя;
и в риме падение республиканского строя произошло не от изжития им самого себя, а от внешней причины: расширения территории, управление которой при помощи республиканской формы правления невозможно.