Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:57, творческая работа
Понятие «избирательная система» складывается из совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования, то есть, это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и т.д. Таким образом, в избирательную систему входят вопросы определения круга избирателей и избираемых, инфраструктуры выборов (создание избирательных органов и др.), а также отношений, складывающихся на каждой стадии избирательного процесса до его завершения. Избирательная система регулируется нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права.
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
Гугл хром |
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
Конституционное право |
Тема |
Развитие избирательной системы в Российской Федерации |
Фамилия |
Рязанцев |
Имя |
Фёдор |
Отчество |
Игоревич |
№ контракта |
1210012403701060 |
Понятие «избирательная система» складывается из совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования, то есть, это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и т.д. Таким образом, в избирательную систему входят вопросы определения круга избирателей и избираемых, инфраструктуры выборов (создание избирательных органов и др.), а также отношений, складывающихся на каждой стадии избирательного процесса до его завершения. Избирательная система регулируется нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. В Российской Федерации она включают в себя несколько различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти, в том числе: Президента Российской Федерации, депутатов различных уровней, органов местного самоуправления.
Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий. У каждой системы, в том числе и у избирательной, имеются свои принципы. Принципами избирательной системы являются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными.1 Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституциях и законах.
Каждая страна, в том числе и Россия, проделала свой, уникальный исторический путь к современной реальности. Существующие демократические институты и свободы, в том числе и современные избирательные системы, имеют свои особенности, обусловленные спецификой исторического развития. Первые выборные традиции начали складываться еще в Древней Руси на вечевых собраниях, выборные органы создавались в Новгороде, их организация и функционирование отражены в Судебнике 1497 года. Особое место в истории занимали земские соборы – сословно-представительные органы власти, которые периодически созывались для решения наиболее важных вопросов функционирования государства. В условиях классовой борьбы, избирательная система организовывалась таким образом, чтобы сохранить преимущества властной верхушки, минимизировав влияние «низших» слоев. Естественно, ни о каких равноправных выборах речь идти не могла, но, все же, допускалось некоторое представительство народа. Наибольший импульс к развитию, избирательное право получило после проведения крестьянской реформы 1861 года и последующей за ней земской реформы. Указ Александра II 1864 года гласил: «…призвать к ближайшему участию в заведывании делами… каждой губернии и каждого уезда, местное их население, посредством избираемых от лиц…».2 В основу избирательной системы был положен сословный принцип. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане - владельцы недвижимости, а также торговых и промышленных предприятий. При этом существовал достаточно высокий имущественный ценз. За сельских жителей и горожан, не обладавших требуемым цензом, голосовали избранные ими представители. Крестьяне на волостных сходах делегировали выборных на съезд крестьянской курии из расчета не менее одного выборщика на 300 домохозяев. Ввиду заложенного принципа неравенства, на долю помещиков и зажиточных горожан приходилось от 50 до 80 процентов от общего числа земских гласных. Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. В 1870 году была проведена реформа городского самоуправления. Все избиратели в соответствии с размером уплачиваемых ими налогов, делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Рабочие и ремесленники, все те, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимости, лишались избирательных прав. Несмотря на явно неравный характер, выборы органов земского и городского самоуправления сыграли огромную роль в зарождении избирательных институтов в России.
События 1905-1907гг. дали новый импульс к развитию избирательной системы. В революционных массах уже провозглашается лозунг о всеобщем избирательном праве. Самодержавие, под давлением и угрозой смещения, вынуждено идти на некоторые уступки. 6 августа 1905 года опубликован «Манифест об учреждении Государственной думы» и ряд других законодательных актов. С учетом развивающихся событий, царское правительство пошло на дальнейшие уступки, дополнив эти акты более либеральными положениями, введения которых требовала оппозиция. 17 октября 1905 года издан Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка». Новый закон снижал уровень имущественного ценза, что давало возможность участвовать в выборах фабричным рабочим, до этого лишенного такого права. По введенной системе были проведены выборы в I и II Государственные думы. Несмотря на имеющиеся существенные ограничения, состав Думы и ее деятельность не могли удовлетворить царское правительство, которое предприняло меры по формированию более лояльного представительства. 3 июня 1907 года был издан манифест «О роспуске Государственной думы и времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу», который содержал более консервативные положения. III и IV Государственные думы формировались уже на основании этого Манифеста.
Выборы того времени не были не всеобщими, не равными и не прямыми, а являлись косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Устанавливался высокий возрастной ценз в 25 лет, женщины права голоса не имели. Избирательных прав были лишены военнослужащие, студенты, иностранные подданные. Устанавливался имущественный ценз, не допускающий к выборам некоторые слои общества. Граждане, все же получившие избирательные права, разделялись на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия. В итоге, для мелких землевладельцев выборы были 3-х ступенчатыми, а для крестьян и рабочих – 4-х ступенчатыми. Таким образом, представительство различных слоев было неодинаковым: в землевладельческой курии один выборщик представлял 2 тысячи избирателей, в городской - 7 тысяч, в крестьянской - 30 тысяч, в рабочей – 90 тысяч. Манифест же 1907 года еще больше увеличил разрыв между слоями общества, по нему только 15 процентов населения Российской империи обладало избирательным правом, лишались или же сильно ограничивались избирательные права жителей окраин Российской Империи. Уменьшилось число выборщиков от крестьянской (один от 60 тысяч) и рабочей курий (один от 125 тысяч). Несмотря на все недостатки, формирование Государственной Думы того времени явилось шагом вперед в развитии избирательной системы.
Период правления Временного правительства был краток, не все начинания того период были завершены, но, по крайней мере, замыслы были грандиозны. Одной из первоочередных задач была подготовка к созыву Учредительного собрания, выборы в которое планировались на 12 ноября 1917 года. Принятое «Положение о выборах в Учредительное собрание» было, пожалуй, одним из передовых избирательных законов того мира. Были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Расширен состав избирателей. Впервые право голоса было предоставлено женщинам и военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах снижен до 20 лет. Каждый избиратель должен был голосовать лично. Как известно, процесс выборов и работы Учредительного собрания был прерван Октябрьской революцией.
Дальнейшая история развития избирательной системы России – это процесс развития Советской власти. Избирательное право того времени - зеркальное отражение этапов становления молодой государственности. В Конституции 1918 года, отразившей борьбу пролетариата со старой системой, наблюдается организация избирательной системы, охраняющей власть диктатуры трудящихся. Глава IV Конституции «Активное и пассивное избирательное право» лишает избирательных прав лиц, использующих наемный труд, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, священников, бывших полицейских, членов царской семьи. При стабилизации положения в стране, отпадает и необходимость в введении ограничений. Уже в Конституции 1936 года декларируется принцип о всеобщих, равных и прямых выборах. Вводится порядок тайного голосования. Дальнейшее закрепление эти принципы нашли в Конституции 1977 года. При всем этом, тоталитарный строй государства, со всеми его особенностями не позволяет ставить знак равенства между декларируемыми принципами и реальным функционированием избирательной системы советского государства. Отсутствие альтернативных кандидатов и полная монополия партийного аппарата в определении состава Советов искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, общественные организации, скорее являлись придатками государственно-партийного аппарата.
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
Гугл |
cbs-bataysk.ru/index.php? |
2 |
Гугл |
www.cikrf.ru/news/relevant/ |
3 |
Гугл |
bibliofond.ru/view.aspx?id=
|
№ п/п |
Библиографическое описание использованной литературы |
А |
|
1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., Инфра, 1998 г. С.345
2 Политическая история России. Хрестоматия. Под ред. Коваленко В.И. М., 1996. с. 488
Информация о работе Развитие избирательной системы в Российской Федерации