Развитие прокуратуры в 1953-1991 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:04, доклад

Описание работы

Прокуратура была выделена в самостоятельную, единую, строго централизованную систему государственных органов, действовавшую независимо от местных органов и подчинявшуюся только Генеральному прокурору СССР. Принципы единства, централизации и независимости прокурорского надзора от местных властей получили конституционное закрепление.

Файлы: 1 файл

Прокуратура доклад.docx

— 24.75 Кб (Скачать файл)

Прокуратура  в 1953-1991 гг

 

Прокуратура была выделена в самостоятельную, единую, строго централизованную систему государственных органов, действовавшую независимо от местных органов и подчинявшуюся только Генеральному прокурору СССР. Принципы единства, централизации и независимости прокурорского надзора от местных властей получили конституционное закрепление.

Хрущев

Отказ от сталинской уголовной политики, в период так называемой «хрущевской оттепели», ознаменовался принятием 24 мая 1955 г. нового Положения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в советском государстве и о роли органов прокуратуры в ее обеспечении .

Важной вехой в дальнейшем развитии законодательства о прокурорском надзоре явилось утверждение Президиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР. Изданное на основе Конституции СССР 1936 г. Положение конкретизировало функцию высшего надзора применительно к основным его отраслям, определяло правовые средства осуществления прокурорского надзора. Были восстановлены принципы организации и деятельности прокуратуры. В соответствии с ним, высший надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами страны возлагался на Генерального прокурора СССР. Повышались требования к образовательному и профессиональному уровню работников прокуратуры.

 

В этом важнейшем правовом акте получила свое воплощение идея об одной из главнейших обязанностей прокурора — опротестовывать всякое незаконное решение. Положение обязывало всех прокуроров опротестовывать противоречащие закону приказы и другие правовые акты, необоснованные приговоры, решения, определение и постановления судебных органов (ст. 13, 23, 25). Положение обязывало также прокуроров (ст. 16) вносить в государственные и общественные организации представления об устранение нарушении закона и причин, способствующих этим нарушениям.

Специальная глава Положения закрепляла структуру органов прокуратуры, регулировала порядок назначения и прохождения службы работниками прокуратуры. В ст. 41 Положения говорилось, в частности, что в составе Прокуратуры СССР образуются управления и отделы, а также Главная военная прокуратура. Было закреплено также, что в Советской Армии и Военно-Морском Флоте образуются военные прокуратуры военных округов, флотов, соединений и гарнизонов (ст. 44).

7 апреля 1956 г. Президиум Верховного  Совета СССР принял постановление  «О структуре центрального аппарата  Прокуратуры СССР», а 27 февраля 1959 г. — Указ «Об образовании коллегий  в Прокуратуре СССР и прокуратурах  союзных республик».

Для уменьшения возможности ошибок в деятельности прокуратуры в феврале 1959 г. в прокуратурах союзных республик и Прокуратуре СССР были образованы коллегии.

 

На укрепление социалистической законности и правопорядка были ориентирована и адвокатура. «Положение об адвокатуре РСФСР» от 25 июля 1962 г. возлагало на коллегии адвокатуры задачу обобщения имевшегося у них материала, и вносить в законодательные органы предложения по совершенствованию действующих законов.

 

 В 1960 г. были упразднены транспортные прокуратуры, но уже в 1961 г. они стали воссоздаваться в составе отдельных прокуратур краев и областей, а в 80-х годах их система была практически воссоздана.

   В начале 20-х годов при каждом реввоентрибунале  состоял военный прокурор, непосредственно  подчиненный помощнику прокурора  республики при Верховном суде (по Военной коллегии) и по его  представлению назначаемый прокурором  республики. В последующем в соответствии  с развитием вооруженных сил  и иных войск, применительно к  их организационной структуре  развивались и органы военной  прокуратуры. Создавались трудовые (1924 г.), природоохранные (1984— 1985гг.) и  другие специализированные прокуратуры.

   Постепенно  совершенствовалось правовое регулирование  системы прокурорского надзора, в том числе нормы отраслевого  законодательства (уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и др.).

24 февраля 1964 г. Президиум Верховного  Совета СССР утвердил Положение  о поощрениях и дисциплинарной  ответственности прокуроров и  следователей органов Прокуратуры  СССР3, в котором в систематизированном виде изложены порядок и основания применение мер поощрения и наложения взысканий на указанных лиц.

На основе Положения о прокурорском надзоре в СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 г. было утверждено Положение о военной прокуратуре, которое действовало до 1981 г. Положение определяло задачи и функции военной прокуратуры, полномочия военных прокуроров во всех отраслях прокурорского надзора, а также полномочия военных следователей, объекты надзора Главного военного прокурора и подчиненных ему военных прокуроров, порядок организации и комплектования военных прокуратур. В Положении нашел закрепление принцип централизации военной прокуратуры и ее независимости от местных военных органов. Высший надзор за точным исполнением законов в Вооруженных Силах СССР, говорилось в Положении, осуществляет Генеральный прокурор СССР и, в пределах своей компетенции, подчиненные ему прокуроры. Деятельностью военной прокуратуры руководил Генеральный прокурор СССР как непосредственно, так и через Главного военного прокурора.

Основополагающие положения о прокурорском надзоре были закреплены в Конституции СССР, принятой Верховным Советом СССР в 1977 г. В Конституции СССР 1977 г. в отличие от ранее действовавшей Конституции дается подробный перечень органов, за точным и единообразным исполнением законов которыми осуществляют надзор прокуроры (ст. 164). В ст. 168 Конституции СССР было закреплено, что прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР. Конституция СССР определяла порядок назначения, подотчетность Генерального прокурора СССР и срок его полномочий, а также порядок назначения нижестоящих прокуроров. Конституции союзных и автономных республик последователь- 
но воспроизвели провозглашенные в Конституции СССР положения'.

 

Брежнев -

Прокуратура. В ноябре 1979 г. Верховный совет принял «Закон о прокуратуре СССР». Он расширял полномочия прокуроров сферу по осуществлению надзора за органами дознания и предварительного следствия. Определял основную задачу прокуратуры: ею стала координация деятельности всей правоохранительной системы в борьбе с преступностью и правонарушителями. Это отодвигало на второй план изначальную функцию прокуратуры, состоящую в надзоре за законностью.

 

На работу прокуратуры этот закон принципиального влияния не оказал.

 

После принятия Конституции СССР 1977 г., 30 ноября 1977 г. была утверждена новая редакция Закона «О прокуратуре СССР», в котором нашли развитие некоторые демократические идеи того времени, хотя объем и характер полномочий прокуратуры существенных изменений не претерпели . После принятия Конституции 1977 г. был принят в 1979 г. Закон о прокуратуре СССР с изменениями, внесенными в этот закон в 1982 и 1987 г., который действовал до распада СССР и принятия законов о прокуратуре в бывших союзных республиках.

Общесоюзным законодательным актом, регулирующим прокурорский надзор, стал Закон о прокуратуре СССР, принятый Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.2 Этот Закон являлся по своей юридической природе актом комплексного регулирования, содержащим нормы, определяющие как организацию, так и деятельность прокуратуры, в том числе и военной прокуратуры. В нем были конкретизированы задачи и основные направления деятельности органов прокуратуры. Закон возлагал на органы прокуратуры координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и другими правонарушениями (ст. 3); определял, что прокуроры, решая задачи укрепления законности, взаимодействуют с Советами народных депутатов, другими государственными органами, общественными органами и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан (ст. 4).

В отличие от ранее действовавшего Положения о прокурорском надзоре в СССР Закон четко определял полномочия прокуроров применительно ко всем отраслям прокурорского надзора, 
уточнял сроки рассмотрения актов прокурорского надзора и, что особенно важно, предусматривал обязательность исполнения органами и должностными лицами требований прокуроров об устранении выявленных ими нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий, о предоставлении актов и других необходимых документов, материалов и сведений, о проведении проверок, ревизий, выделение специалистов, о явке в прокуратуру и даче объяснений по поводу нарушений закона и другое.

Закон впервые установил, что принесение прокурором протеста на акт, нарушающий охраняемые законом права и свободы граждан, и в иных предусмотренных законом случаях приостанавливает действие такого акта до рассмотрения протеста (ст. 25).

В гл. II Закона была закреплена система органов прокуратуры и их внутренняя структура, в том числе и органов военной прокуратуры, полномочия Генерального прокурора СССР по руководству органов прокуратуры, порядок назначения прокуроров, включая и военных прокуроров, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей.

Для рассмотрения наиболее важных вопросов состояние работы в деятельности органов прокуратуры Законом предусматривалось создание коллегий в Прокуратуре Союза ССР, Главной военной прокуратуре, прокуратурах союзных и автономных республик, краев, областей, городов и автономных областей.

Президиум Верховного Совета СССР 29 мая 1980 г. принял постановление «О структуре Прокуратуры Союза ССР». 28 октября 1980 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о классных чинах работников органов прокуратуры СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 г. было утверждено Положение о военной прокуратуре3, которое в части, не противоречащей позже принятому законодательству, действует до настоящего времени. Положение отражает специфику деятельности органов военной прокуратуры в условиях Вооруженных Сил, определяет задачи военной прокуратуры, основные направления деятельности, объекты надзора, полномочия 
Главного военного прокурора и нижестоящих прокуроров, порядок организации и комплектования военных прокуратур, назначения на должности военных прокуроров и следователей военных прокуратур.

 

Оценивая в историческом разрезе формирование правовых основ деятельности прокуратуры в советский период, отметим следующее:

 длительное  пребывание прокуратуры непосредственно  в системе органов исполнительной  власти подрывало основы ее  самостоятельности и независимости, реальным образом, в соответствии  с действующими нормативно-правовыми  актами и установленными процедурами, ориентировало осуществление прокурорского  надзора с учетом так называемой  целесообразности, в интересах требований  местных властей, в ущерб укреплению  законности;

 мало что  изменилось по существу и с  принятием Конституции 1936 г. и законов, формально декларирующих независимость  прокуратуры. Партийно-государственный  механизм, ставивший целью любыми  средствами укрепить режим абсолютной  власти, серьезно деформировал деятельность  прокуратуры, поставил ее в один  ряд с другими карательными  органами, осуществлявшими репрессии  в период сталинского террора;

 реформы так  называемой «хрущевской оттепели»  способствовали устранению в  актах, регулирующих правовые основы  деятельности прокуратуры, наиболее  одиозных положений тоталитарной  эпохи, однако реликты старых  подходов до конца устранены  не были.

 Реальное реформирование  прокурорского системы началось  после распада СССР и создания  новых политических и социально-экономических  условий жизнедеятельности государства  и общества.

 

Некоторые примеры Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953 – 1991

7 февраля 1953

Самбуровский И.А. (1911 года рождения, еврей, преподаватель средней школы, г. Полтава) 16 декабря 1952 г. в нетрезвом состоянии был доставлен в милицию, там «восхвалял врагов народа, клеветал на одного из руководителей партии и советского правительства, клеветнически отзывался о советской действительности и распространял националистические взгляды». 2 марта 1955 (реабилитирован). Ф. 8131. Ор. 31. Д. 43224

27 февраля 1953

Конопчук А.П. (1934 года рождения, украинец, образование низшее, неоднократно судим, заключённый, Свердловская область) распространил в лагере 7 антисоветских листовок. Впоследствии неоднократно судим за аналогичные действия. 2 апреля 1955 (реабилитирован). Ф. 8131. Оп. 31. Д. 56708, 56709

3 марта 1953

Липов П.Ф. (1910 года рождения, русский, образование среднее техническое, инженер – конструктор, г. Одесса) в 1948 г. написал в открытке брату, что в газетах пишут об улучшении жизни народов СССР, а в магазинах всё равно ничего нет. 13 марта 1952 г. послал в «Правду» анонимное письмо с критикой жизни в СССР, руководителей партии и правительства, деятельности МГБ. На суде объяснил, что на него повлиял арест брата в 1948 г., а также то, что в 1933 г. после обыска в их доме его мать повесилась. Ф. 8131. Оп. 31. Д. 40828

4 марта 1953

Третьяков Д.К. (190 года рождения, русский, малограмотный, прежде судим, механик, г. Ашхабад) в декабре 1950 – апреле 1951 г. во время скандалов с соседями нецензурно ругал советский строй, во время выборов сказал: «Пусть дураки голосуют». Летом 1952 г. в закусочной нецензурно бранил правительство, за что был задержан милицией. В жалобах он и его родные утверждали, что он был оклеветан соседями. 17 марта 1956 (снижен срок). Ф. 8131. Оп. 31. Д. 40146

Информация о работе Развитие прокуратуры в 1953-1991 гг.