Реализация норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Своего рода формой реализации права является толкование нормативных актов государством и гражданами. К самому праву акты толкования ничего не добавляют, но они реализуют свободу субъектов социального общения на интерпретацию выраженной ими в нормативных актах воли.
Все сказанное связано с различием права и закона и имеет практическое значение скорее для нормотворческой деятельности. Гораздо более широкий диапазон для юридической практики имеет деление форм реализации закона и иных нормативных актов государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1.Понятие реализации правовых норм…………………………………......5
1.1. Общая характеристика реализации норм права……………………….5
1.2. Формы реализации норм права ………………………………………...5
1.3. Классификация форм реализации норм права ………………………...6
2. Основные стадии процесса применения норм права………………..16
2.1. Установление оснований - фактов для применения норм права ……16
2.2. Выбор нормы права ……………………………………………………18
2.3. Анализ юридических пределов действия нормативных актов ……...20
2.4. Толкование правововых нормативных актов…………………………21
2.5. Принятие акта применения норм права ………………………………26
Заключение…………………………………………………………………..32
Список использаванной литературы……………………………………….34
Приложение………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

государство и права.docx

— 25.89 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...3 

1.Понятие реализации правовых  норм…………………………………......5 

1.1. Общая характеристика  реализации норм права……………………….5

1.2. Формы реализации норм  права ………………………………………...5 

1.3. Классификация форм  реализации норм права ………………………...6

2. Основные  стадии  процесса  применения  норм права………………..16

2.1. Установление оснований - фактов для применения норм  права ……16 

2.2. Выбор нормы права  ……………………………………………………18 

2.3. Анализ юридических  пределов действия нормативных  актов ……...20 

2.4. Толкование правововых нормативных актов…………………………21  

2.5. Принятие акта применения  норм права ………………………………26 

3. Применение права – особая форма реализации………………………...

3.1 Акты применения права…………………………………………………

3.2 Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии ………

Заключение…………………………………………………………………..32

Список использаванной литературы……………………………………….34 

Приложение………………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

1.Применение права – особая форма реализации

  Своего рода формой реализации права является толкование нормативных актов государством и гражданами. К самому праву акты толкования ничего не добавляют, но они реализуют свободу субъектов социального общения на интерпретацию выраженной ими в нормативных актах воли.

  Все сказанное связано с различием права и закона и имеет практическое значение скорее для нормотворческой деятельности. Гораздо более широкий диапазон для юридической практики имеет деление форм реализации закона и иных нормативных актов государства.

   Реализация права в данном аспекте представляет собой деятельность, согласную с выраженной в законе волей. Её можно рассматривать как процесс и как конечный результат.

   Как конечный результат реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий. Так, согласно нормам, регулирующим индивидуальную трудовую деятельность, граждане до начала занятия ею должны: 1).получить разрешение; 2).уплатить государственную пошлину за выдачу документа на разрешение; 3). получить регистрационное удостоверение или 4). приобрести патент.

  Только эти действия, а не какие-либо их эквиваленты, и только в полном наборе будут означать реализацию требований закона. Реализацией права достигает тот результат, к которому законодатель стремится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полезной цели. Достижение последней выходит за рамки реализации права. Юриста интересуют лишь действия, которые требует закон.

   Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны.

  С объективной стороны  она представляет собой совершение определенными средствами, в известной последовательности, в некоторые сроки и в некотором месте предусмотренных нормами права правомерных действий.

  Субъективная сторона в реализации права характеризует отношение субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установки и волю в момент совершения предписываемых действий. Субъект может быть заинтересованным в реализации норм права, осуществлять правовые предписания из сознания общественного долга или из страха неблагоприятных последствий. Но главное в этом процессе – скрупулёзное следование обрезу действий, условиям места и времени их совершения.

   Реализация не состоится, если хотя бы одно из обязательных условий будет нарушено.

  По разным основаниям выделяются разные формы реализации правовых норм.

  С позиций уровня (глубины) реализации содержащихся в нормативных актах положений можно назвать три формы:1).реализация общих установлений, содержащихся в преамбулах законов; в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности; 2) реализация (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; 3) реализация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.

  По субъектам реализации права можно выделить две формы: индивидуальную  и коллективную. Некоторые требования нельзя провести в жизнь иначе, как объединяясь, друг с другом, выступая коллективным субъектом права.

  По характеру право реализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение права.

   Соблюдение  реализует запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.

   Исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих  предписаний. Использование  права направленно на осуществление правомочий лица и, следовательно, по его усмотрению здесь могут иметь место как активное, так и пассивное поведение.

  Особое место занимает применение права как властная комплексная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.

  Классификация форм реализации права в практическом отношении процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов. Уже по этой причине совершенно несостоятельны попытки проигнорировать теорию форм реализации права (возможно, по незнанию) и отождествлять применение права со всеми остальными формами.

  Успех или неуспех перевода нормативных требований права в реальное поведение связан, в конечном счете, с созданием надлежащей материальной базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением, установлением оптимального образа жизни, созданием благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т.п. Вместе с тем, большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей.

  Сущность реализации права с субъективной стороны состоит в повиновении адресата норм права их требованиям. Если он решительно отказывается повиноваться предъявленному требованию, то последнее никогда не будет осуществлено в его поведении. Поэтому государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, желание или необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия.

  В целях  обеспечения процесса реализации правовых норм широко используется политические и идеологические методы. Несмотря на департизацию государственного аппарата, большое значение они имеют в воздействии на должностных лиц и представителей власти. Но решающее значение имеет другое. За надлежащее исполнение ими своих юридических обязанностей государство платит заработную плату. Неисполнение обязанностей влечет применение дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения с должности. Нарушение запретов образует состав должностного преступления или проступка и наказывается в соответствии с санкцией закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Акты применения права

Акты применения права являются официальной формой выражения правоприменительной деятельности. В них закрепляются решения компетентных органов государственной власти или должностных лиц по конкретным юридическим делам.

   Акты применения права характеризуются определенными специфическими признаками:

-это государственно-властное решение по конкретному юридическому делу компетентного органа государственной власти или должностного лица;

-содержит властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми субъектами права, кому оно адресовано. Исполнение правоприменительного акта обеспечивается силой государственного принуждения;

-имеет установленную законом определенную форму выражения. Например, решение или приговор суда, постановление следователя о возбуждении уголовного дела, приказ ректора вуза о зачислении абитуриента в вуз и т. д.;

-имеет индивидуальный характер и направлен на регулирование конкретных общественных отношений. В нем субъективные права и юридические обязанности конкретно индивидуализированы, то есть носят персонифицированный характер.

   Акт применения права - это индивидуальное государственно-властное решение компетентного органа государственной власти или должностного лица по конкретному юридическому делу, направленное на регулирование определенных общественных отношений.

   К актам применения права предъявляются определенные требования. Они должны:

-строго соответствовать нормативным правовым актам, на основе которых они принимаются;

-издаваться в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица;

-иметь определенные внешние атрибуты, придающие им официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т. п.).

   Правоприменительный акт - это надлежащим образом оформленный юридический документ, который имеет четкую структуру и обычно включает четыре части - вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную.

   Вводная часть содержит наименование акта (приказ, решение, приговор, постановление, определение, распоряжение и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа государственной власти или должностного лица, принявшего решение.

  В описательной части приводятся факты, являющиеся предметом исследования, рассматривается, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия, когда, где и кем они совершены.

   В мотивировочной части дается анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств юридического дела, их правовую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого нормативно-правового акта и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменительный орган (должностное лицо).В резолютивной части формулируется принятое решение по юридическому делу (права и обязанности сторон, избранная мера юридической ответственности и т. д.).

  Правоприменительные акты, как правило, оформляются в письменном виде. В некоторых случаях они могут излагаться и в устной форме (например, удаление свидетелей из зала судебного заседания, наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).

   Правоприменительные акты отличаются от нормативно-правовых актов следующими основными признаками.

   Если нормативный правовой акт носит общий характер и регулирует определенный круг общественных отношений, то акт применения права носит индивидуальный характер и регулирует конкретные общественные отношения. Действие правоприменительного акта распространяется на конкретный случай и обращен к конкретным субъектам правоотношений. Например, приговор или решение суда, приказ о принятии на работу или о назначении на должность, указ о награждении имеют однократное значение, рассчитаны в установленном законом порядке на одноразовое применение.

  Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет, отменяет общие правила поведения (нормы права), являясь нормативной основой правового регулирования определенного вида общественных отношений. Правоприменительный акт служит основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретного правоотношения, то есть переводит предписания нормативно-правового акта в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным субъектам правоотношений. Например, закрепленное в Конституции РФ право граждан на труд превращается в конкретное право после издания приказа руководителя предприятия о зачислении данного гражданина на работу.

  Различают следующие виды правоприменительных актов.

  По субъектам, осуществляющим применение права,

          правоприменительные акты подразделяются на акты:

федеральных органов государственной власти;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

органов местного самоуправления;

органов законодательной власти;

органов судебной власти;

органов исполнительной власти;

издаваемые администрацией предприятий, учреждений, организаций.

    По предмету правового регулирования, то есть по отраслям применяемых норм, различают акты:

конституционно-правовые;

гражданско-правовые;

административно-правовые;

уголовно-правовые;

процессуально-правовые и т. д.

По форме правоприменительной деятельности выделяют акты:

регулятивные (исполнительные), связанные с применением диспозиции правовых норм, имеющие дозволительный характер;

правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.

 

Исполнительные акты предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов правоотношений в связи с их правомерным поведением. Например, указ о награждении гражданина, присвоение очередного воинского звания, приказ о зачислении абитуриента в вуз и т. д.

   Правоприменительные акты издаются с целью охраны существующих правил поведения от возможных правонарушений. Таковыми, например, являются акты органов судебной власти, органов прокуратуры и других правоохранительных органов. В свою очередь, правоохранительные акты подразделяются на акты контроля и надзора, направленные на предупреждение правонарушений, обеспечение неуклонного исполнения юридических норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии

     В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве.

Информация о работе Реализация норм права