Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:13, контрольная работа
В этих условиях при осуществлении налоговой реформы приходится решать сразу две главные задачи, причем противоречащие друг другу. С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. В перспективе же нужно добиться конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений, включая и таможенные сборы, ибо других реальных источников просто нет. Именно несочетаемостью двух основных задач можно объяснить медленное продвижение грядущих налоговых изменений.
3. Реформа налоговой системы: задачи и направления.
Многие современные решения в области налогов диктуются конкретной обстановкой, сложившейся в экономике страны, и это естественно.
В этих условиях при осуществлении налоговой реформы приходится решать сразу две главные задачи, причем противоречащие друг другу. С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. В перспективе же нужно добиться конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений, включая и таможенные сборы, ибо других реальных источников просто нет. Именно несочетаемостью двух основных задач можно объяснить медленное продвижение грядущих налоговых изменений.
И все же основной курс ясен. Это снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.
Налоговая реформа началась с введения нового Налогового кодекса.
Надо отметить, что этот столь долгожданный документ не оправдал ожиданий ни налогоплательщиков, ни тем более работников государственных налоговых инспекций. В Налоговом кодексе провозглашен ряд вполне разумных постулатов, например, следующие:
1. законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения исходя из принципа справедливости;
2. налоги не могут иметь дискриминационный характер;
3. налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
4. не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство России, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение товаров, работ, услуг или денежных средств в пределах территории Российской Федерации;
5. законодательные акты о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;
6. все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов толкуются в пользу налогоплательщика.
В этом законодательном акте есть немало и других позитивных концептуальных положений. Рассмотрим налог на прибыль, акцизы и налог субъектов РФ.
Налог на прибыль:
Смягчение налога на добавленную стоимость дополняется снижением налога на прибыль. Иногда приходится читать или слышать суждение о том, что налог на прибыль потерял свое значение, что прибыль предприятий и организаций можно легко не показывать, укрывать от налогообложения и это якобы делает большинство главных бухгалтеров и финансовых директоров. На самом деле налог на прибыль сегодня занимает одно из важнейших мест в бюджетных доходах. Механизм распределения прибыли определяет финансовые программы любого предприятия. Либерализация налога на прибыль способна серьезно облегчить налоговое бремя, но в то же время тяжко отразится на бюджете.
Но главная суть либерализации налога на прибыль заключается отнюдь не в снижении налоговой ставки - разрабатывается новый механизм исчисления прибыли. Ожидается иной подход к составу затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг; произойдут изменения в расчете амортизационных отчислений; изменится отношение к убыточным предприятиям.
Одним из важнейших при этом является вопрос о налоговых льготах. Налоговым кодексом Российской Федерации провозглашена концепция тотальной отмены налоговых льгот с целью создания равных стартовых условий предпринимателям, то есть во имя принципа справедливости. Этот принцип разработчиками Налогового кодекса трактуется ошибочно. Против этого положения существует ряд возражений со стороны ведущих экономистов, поскольку налоговые льготы расцениваются в качестве одного из действенных рычагов государственной экономической политики, без чего невозможно создание условий для приоритетного развития определенных отраслей. К тому же следует заметить, что сейчас уже поздно создавать равные стартовые условия.
Проект изменений по налогу на прибыль (в противоположность Налоговому кодексу) предусматривает широкое льготирование тех предприятий, которые будут вкладывать прибыль в расширение, модернизацию, реконструкцию собственного производства, в проведение научных, проектных и конструкторских разработок. Предполагается снять действующие ограничения по освобождению в таких случаях от налогообложения прибыли. Создание предпосылок и стимулов для развития собственного производства в первую очередь позволит увеличить налоговую базу. Дальнейшим итогом должно стать изменение состава затрат, с тем чтобы приблизить исчисление прибыли к общемировым понятиям, то есть рассматривать прибыль как разницу между доходами и истинными расходами предприятия, сняв искусственные ограничения, действующие в настоящее время. Особенно это касается затрат на рекламу, на страхование, коммерческих расходов и ряда других издержек производства и обращения товаров.
Акцизы: общее снижение налогового давления должно быть частично возмещено за счет акцизов. В первую очередь речь идет о резком росте налоговых поступлений от производства и оптовой торговли алкогольными напитками. Усиление государственной монополии и государственного контроля за этой отраслью экономики стоит на повестке дня весьма остро. Государство должно вернуть себе огромные доходы, которые на рубеже 80--90х гг. были отданы в частные руки. И дело здесь не только в фискальной составляющей, в налогах.
Государственный контроль существенным образом может позитивно повлиять на качество продукции, что уже сейчас перерастает из экономической проблемы в социальную.
Налоги субъектов РФ: остается ответить
на вопрос, чем будут перекрывать
выпадающие доходы субъекты Российской
Федерации? Ведь в структуре их бюджетов
превалируют три налога: на прибыль,
на добавленную стоимость и
Наиболее крупным источником станет налог с продаж. Конечно, он связан с повышением розничных цен, так как любой косвенный налог является инфляционным. Но общее косвенное обложение не увеличивается. К тому же рост цен будет сдерживаться наличием реального платежеспособного спроса.
Хорошие перспективы имеет налогообложение вмененного дохода. Оно может повысить налоговые поступления от тех сфер, где вращаются наличные деньги и где контроль за истинными доходами затруднен. Преимущественно речь идет о предприятиях малого бизнеса и индивидуальных предпринимателях без образования юридического лица, работающих по оказанию услуг населению, а также о мелкооптовой и розничной торговле. При правильных и объективных расчетах вмененного налога (что, кстати, представляет немалые трудности) налог даст возможность получать больше тем, кто лучше и эффективнее работает. Данный метод выводит предпринимателя из-под постоянной опеки государственных, в том числе налоговых, органов и позволяет сразу получить положенные суммы в бюджет.
Увеличение доходов местных бюджетов принесут изменения по налогу на имущество физических лиц. Предполагается несколько повысить и дифференцировать ставку налога, ввести понятие необлагаемого минимума и оставить на усмотрение региональных органов представительной власти систему оценки стоимости недвижимого имущества.
Общее снижение налогового давления, особенно на производителей, безусловно, приведет к расширению в будущем налоговой базы. Но уже сейчас нужно думать о том, как увеличить собираемость налогов и где искать резервы этого увеличения.
Практическое задание.
По данным табл. 1 проведите анализ доходной части консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в 2011 г. Проанализируйте также структуру налоговых доходов. Сделайте соответствующие выводы.
Доходная часть консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2011 г.
Млрд. руб. |
В процентах | |
Доходы – всего |
20855,4 |
38,2 |
из них: |
||
налог на прибыль организаций |
2270,5 |
4,2 |
налог на доходы физических лиц |
1995,8 |
3,7 |
страховые взносы на обязательное социальное страхование |
3528,3 |
6,5 |
налог на добавленную стоимость: |
||
на
товары (работы, услуги), реализуемые
на |
1753,6 |
3,2 |
на
товары, ввозимые на территорию Российской |
1497,2 |
2,7 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции): |
||
производимым
на территории Российской |
603,9 |
1,1 |
ввозимым на территорию Российской Федерации |
46,6 |
0,1 |
налоги на совокупный доход |
234,3 |
0,4 |
налоги на имущество |
678,0 |
1,2 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2085,0 |
3,8 |
доходы
от внешнеэкономической |
4664,7 |
8,5 |
доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной и |
674,3 |
1,2 |
платежи при пользовании природными ресурсами |
111,8 |
0,2 |
безвозмездные поступления |
153,2 |
0,3 |
доходы от приносящей доход деятельности |
48,9 |
0,1 |
Доходы федерального бюджета в 2011 г. составили 38,2 % ВВП (20855,4 млрд.руб). Как показывают данные табл. 1, в составе доходов бюджета важнейшее место занимают доходы от внешнеэкономической деятельности. Их удельный вес составляет 8,5 %.
На
втором месте по значимости
находятся страховые взносы
на обязательное социальное
На
третьем месте находятся
Оказывают
существенное влияние на
Акцизы
по подакцизным товарам (
Неналоговые доходы поступили в бюджет в объеме 5652,9 млн. руб., что составляет 10,3 % от ВВП. Поступление неналоговых доходов на 90 % обеспечено поступлениями доходов от внешнеэкономической деятельности, в которые входит 4664,7 млрд. руб. доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, занимают 1,2 % к ВВП. Остальные неналоговые доходы занимают незначительные доли в формировании доходной базы, это такие как безвозмездное поступление (0,3 %), платежи при пользовании природными ресурсами (0,2 %) и доходы от приносящей доход деятельности (0,1 %).
Доходная
часть консолидированного
Наибольшую долю в фактическом объеме доходов 2011 г. составили налоговые доходы (35,4 % от ВВП), объем поступлений, которых достиг 14693,2 млрд. руб. Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2011 г. была обеспечена поступлениями на страховые взносы на обязательное социальное страхование в размере 3528, 3 млрд. руб., что составляет 24 % от общего объема налоговых доходов и 6,5 % к ВВП.
Информация о работе Реформа налоговой системы: задачи и направления