Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 07:21, реферат

Описание работы

Научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление этих фактов, что требует в свою очередь использования философских и специальных научных методов исследования. Историко-правовой наукой, как было отмечено выше, накоплен значительный арсенал различных методологических приемов и средств, которые используются также и в преподавании. Современная мировая наука включает в себя широкий диапазон философских установок, позволяющих с разных позиций объяснять исторические процессы развития государства и права.

Файлы: 1 файл

История государства и права зарубежных стран.docx

— 34.36 Кб (Скачать файл)

Воины учитывались и набирались по территориальным трибам, составлялись списки с указанием имущественного состояния свободных граждан. Лица, владевшие землей, но непригодные к воинской службе, вместо воинской повинности платили деньги на содержание всаднических лошадей. Специальным эдиктом консул назначал день явки подлежащих призыву на Капитолий, где из каждой трибы поровну набиралось нужное количество воиной, которые распределялись по легионам. Набор осуществлялся для каждой военной кампании.

В период реформы Сервия Туллия в  условиях примитивного государствернного  аппарата армия "брала" на себя выполнение целого ряда важнейших функций, внутренних и внешних, экономических: снабжение  хозяйства рабами и материальными  ценностями. Кроме того, армия активно  влияла на процесс оформления республиканского аппарата. Разрастание магистратур  происходило в следствие расширения территории государства путем завоеваний, усложнения социальной структуры и  кассовой дифференциации, вызванной  притоком богатства в Рим в  виде военной добычи. Таким образом, усложнение государственного аппарата в значительной мере было обусловлено  военным фактором и осуществлялось в жесткой связи с развитием  военной организации.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины оформления и сущность сословно-представительной монархии

 

В XIII – XV вв. в странах  Западной Европы складываются черты  новой формы средневекового государства  – сословно-представительной монархии. Сословно-представительная монархия –  это форма феодального государства, в котором относительно сильная  королевская власть сочеталась с  представительством от сословий. В  основе централизации средневековых  государств стран Западной Европы лежали, прежде всего, социально-экономические  причины.

Со второй половины XI в. Наблюдается  подъем земледелия в странах Западной Европы. Повсеместно распространяется трехполье, расширяются посевные площади, осваиваются залежные земли, расчищаются  леса. Урожайность повышается благодаря  лучшей обработке земли и применению удобрений. Интенсификация хозяйства  повысила уровень жизни населения, реже стали голодовки и эпидемии. Рост производительности труда наблюдался, прежде всего, в крестьянском хозяйстве. Феодалам стало выгодно вместо барщины  взимать налоги с крестьян деньгами. В связи с этим сокращалась, а  местами исчезала барская запашка, а земля раздавалась крестьянам в наследственные держания.6

Замена отработочных повинностей  оброком диктовалась интересами феодалов и сопровождалась усилением  эксплуатации. Хотя крестьяне приобретали  при этом большую хозяйственную  самостоятельность, они вынуждены  были отдавать феодалу все более  значительную часть производимого  ими продукта. Крестьяне сопротивлялись усилению эксплуатации: отказывались уплачивать новые поборы, бежали в  города, уходили в другие места, массами  вступали в крестоносные ополчения, поднимали открытые восстания. Большей частью борьба крестьян носила локальный характер. Восстания жестоко подавлялись, но проходили бесследно. Феодалы вынуждены были отказываться от чрезмерных требований, устанавливать более или менее твердые нормы повинностей, что создавало условия для развития крестьянских хозяйств и вовлечения крестьян в товарно-денежные отношения.

Заметно оживилась и городская  жизнь. Поднимались пришедшие в  упадок старые города и возникали  новые. В городах сосредоточивались  ремесло и торговля, хотя еще долгое время городское население продолжало заниматься и сельским хозяйством. Постепенно города начинают добиваться свободы различными способами. Королевская  власть не сразу оценила выгоды от освободительной борьбы городов  и вначале поддерживала то одну, то другую сторону в зависимости  от того, кто больше платил. Но постепенно она все больше склонялась к поддержке  городов, которые являлись самыми надежными  союзниками в борьбе с феодальной знатью. С помощью городов монархии удалось справиться со своими политическими  противниками и занять независимое  положение. Свободные города распространяли свое влияние на сельскую округу. В  них скрывались беглые крестьяне, обретая  в городах свободу.

В борьбе c крупными феодалами  королевская власть использовала поддержку  общественных сил, заинтересованных в  ликвидации феодальной раздробленности  и централизации государства. Короля поддерживали отдельные группы господствующего  класса, прежде всего мелкие вассалы, которые искали у него защиты от произвола крупных феодалов и  стремились с его помощью упрочить свои права на владения. Пользуясь  этим, король стал устанавливать прямую зависимость мелких вассалов от монархии.

Королевская власть находила также поддержку среди значительной части духовенства, заинтересованного  в установлении внутреннего мира и нуждавшегося в охране своих  прав на церковную собственность. Используя  право «покровительства», короли починяли церковную иерархию, защищали привилегии духовенства от покушения светской знати. За это духовенство прославляло королей, придавало их власти ореол святости и тем самым укрепляло ее авторитет.7

Но наиболее действенную  помощь в борьбе с феодальной знатью король находил в лице поднимавшихся  городов. На определенном этапе политического  развития у монархии и у городов  оказался общий противник – феодальные магнаты, что послужило основой  их временного союза. Города, ведя борьбу против своих сеньоров, сокрушали  могущество феодальной знати и облегчали  подчинение ее королем. За поддержку  и покровительство короля они  щедро вознаграждали его денежными  взносами и военной помощью. Но союз этот был недолгим. Укрепившись, король лишил города вольностей, поставив их под власть своих чиновников. Король не везде поддерживал освободительную  борьбу городов, а только там, где  сталкивался с враждебными ему  сеньорами. Коммуны возникали преимущественно  вокруг королевского домена. Освободившиеся города становились коллективными  королевскими вассалами, обязанными оказывать  монархии денежную и военную помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В истории государства  и права зарубежных стран в  силу специфики изучаемого объекта  особенно важное значение имеет использование  и других подходов (частнонаучных, специальных  методов), таких как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный.

Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они сложились  и получили развитие, т.е. в той  социальной среде, которая обусловливает  своеобразие, а в ряде случаев  и уникальность того или иного  государства или же правовой системы. Использование сравнительного метода, напротив, позволяет выявить некоторые  общие закономерности и совпадающие  признаки в развитии государства  и права в одно и то же время, но в разных странах (синхронное сравнение) или же в разных временных срезах исторических эпох (диахронное сравнение).

Поскольку государство и  право уже на начальных ступенях своего развития представляют собой  достаточно сложные социальные образования, в историко-правовых исследованиях  важный эффект дает системный анализ, с помощью которого возможно вычленение из всей взаимосвязанной структуры  государственно-правовых явлений отдельных  ее элементов, в которых наиболее ярко отражаются существенные признаки или же, наоборот, неповторимые особенности  конкретных государств или правовых систем.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Бирюков Ю. М. "Государство и право Древнего Рима". М.: изд-во ВПА, 1969г.
  2. Всеобщая история государства и права / Под ред. М.И. Батыра. – М., 1995.
  3. История государства и права зарубежных стран. Часть 1 / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. – М., 1996.
  4. История государства и права зарубежных стран. Часть 2 / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. – М., 1997.
  5. Орлов Г. В. "История государства и права зарубежных стран", часть 1, М.: из-во ВКИМО
  6. Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права /  
    З.М. Черниловский. – М., 1995.
  7. Кузницин А. А. "История Древнего Рима", М.: изд-во Наука 1980 г.

1 Бирюков Ю. М. "Государство и право Древнего Рима". М.: изд-во ВПА, 1969г.

2 Кузницин А. А. "История Древнего Рима", М.: изд-во Наука 1980 г.

3 Кузницин А. А. "История Древнего Рима", М.: изд-во Наука 1980 г.

4Орлов Г. В. "История государства и права зарубежных стран", часть 1, М.: из-во ВКИМО

5 Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права / З.М. Черниловский. – М., 1995.

6 Всеобщая история государства и права / Под ред. М.И. Батыра. – М., 1995.

7 Всеобщая история государства и права / Под ред. М.И. Батыра. – М., 1995.


Информация о работе Реформы Петра I