Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:55, реферат
Зарождение государственности на территории Эллады (Греции) относится к глубокой древности. Государственность в Древней Греции концентрировалась в городах-государствах (полисах). Так, в результате синойкизма (объединения) нескольких близлежащих поселений образовалось государство с центром в Афинах.
В древнейший период истории Афин во главе государственного образования стоял базилевс. Власть его как главы государства носила патриархальный и священный характер. Он обладал знаками царского достоинства (скипетр, пурпурное одеяние, корона). Базилевс был верховным судьей, военачальником, верховным жрецом.
Синойкизм и родоплеменная организация древних афин.
Реформы Солона содержание и значение
Реформы Клисфена и их роль в формировании рабовладельческого государства.
Новокузнецкий
институт (филиал) федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального
«Кемеровский государственный университет»
Реформы Солона и Клисфена
Контрольная работа
Выполнил:
Проверил:
кандидат философских наук, доцент
Кумскова Светлана Николаевна
Новокузнецк 2013
План работы
Зарождение государственности на территории Эллады (Греции) относится к глубокой древности. Государственность в Древней Греции концентрировалась в городах-государствах (полисах). Так, в результате синойкизма (объединения) нескольких близлежащих поселений образовалось государство с центром в Афинах.
В древнейший период истории Афин во главе государственного образования стоял базилевс. Власть его как главы государства носила патриархальный и священный характер. Он обладал знаками царского достоинства (скипетр, пурпурное одеяние, корона). Базилевс был верховным судьей, военачальником, верховным жрецом.
Должность базилевса была выборной, но со временем наследственно закреплялась в одной семье. Имелся совет вождей и народное собрание, которое могло не только одобрять, но и отменять решения вождей. Одновременно с синойкизмом было осуществлено и деление населения на сословия евпатридов (родовая знать), геоморов (земледельцы), демиургов (ремесленники), принято считать, что это было сделано легендарным мифическим Тесеем (Тезеем). Кроме того, вне сословий находились метеки - выходцы из других греческих общин. Евпатриды обладали исключительным правом замещать должности, тогда как метеки полностью были лишены политических прав.
Следующим шагом в развитии афинской государственности становится падение царской власти. Главенствующим государственным органом становится совет знати, где решались важнейшие вопросы жизни полиса. Но рядом с советом знати сохранялось эпизодически созываемое народное собрание. Полномочия царей переходят к коллегии архонтов, избираемых пожизненно, а позже - на 10 лет.
По окончании
срока полномочий архонты зачислялись
в ареопаг - высший судебный и контролирующий
орган, заменивший собой совет знати.
С падением царской власти в Афинах
устанавливается
Во второй половине VII в. до н.э. с ростом ремесленного производства, торговли происходит имущественное расслоение населения и в Афинах выделяется новый социальный слой - демос. В условиях, когда, по выражению одного из современников, «деньги делают человека», усиливаются противоречия родоплеменной земельной знати и торгово-ремесленнических кругов, демоса, включавшего в себя и безземельное крестьянство. Тогда в Афинах, как и в ряде других греческих государств, власть оказывается в руках тиранов. По преданию, с одним из них связано появление в Афинах писаного права - Законов Драконта. Но преодоление кризиса было связано с именем Солона - другого выдающегося деятеля Афин.
В то время,
по словам Аристотеля, «бедные находились
в порабощении не только сами, но
также их дети и жены», «вся же земля
была в руках немногих. При этом,
если бедняки не отдавали арендной платы,
то можно было увести в кабалу и их самих,
и их детей». Общество оказалось расколотым
на враждующие лагери, что привело к «великой
смуте». Задача разрешения возникших противоречий
была возложена на Солона. В 594 г. до н.э.,
избрав Солона на должность архонта, афиняне
поручили ему провести необходимые преобразования,
с тем, чтобы восстановить в обществе согласие.
Солон не стал тираном, однако, пользуясь
поддержкой широких слоев населения, жестко
провел реформы, соответствующи
Реформы Солона состояли из трех основных частей. Первой была сисахфия ~ «стряхивание бремени»: отменялись все долговые обязательства, должники были прощены, заложенные земли возвращены их владельцам, проданные за долги в рабство были выкуплены на свободу, наконец, впредь запрещалось давать в долг под условие самозаклада должника. Кроме того, был издан закон, устанавливающий максимальный размер землевладения.
Также, он провозгласил общую амнистию или прощение, из которой исключались изменники и убийцы. Из древней конституции Солон сохранил только некоторые положения, остальные отменил. Он начал с уничтожения законов Дракона, за исключением тех, которые относились к убийцам. Архонтство, ареопаг и четыре трибы с их подразделениями были оставлены. Но он дал право гражданства тем иностранцам, которые поселились в Аттике с семьями и имуществом.
Сначала многие были недовольны этими законами, но впоследствии все убедились в их мудрости. И в течение трех веков, пока существовала афинская демократия, она ни разу не возвращалась к этой мере Солона. Уважение к собственности так глубоко вкоренилось в умы, что никто не осмеливался требовать прощения долгов и уменьшения цены монеты. Спокойствие, водворившееся от этих первоначальных мер, дало Солону больше времени и свободы для составления других законов. Он и в них внес ту же мягкость и умеренность, стараясь согласовать нравственные правила и выгоды материальные, и «соединить», как он сам говорил, «силу и правосудие».
Второй частью реформ было разделение афинских граждан по имущественному признаку на четыре класса. Они были организованы следующим образом. В первый входили все граждане, обладавшие годовым доходом, по крайней мере, в 500 медимнов пшеницы или соответственным количеством масла или вина. Они назывались пентакосиомедимнами. Из них выбирались архонты, главные должностные лица, предводители войска и флота. Второй класс – всадники или гипеи – должны были иметь более 300 медимнов дохода – состояние, признанное необходимым для содержания лошади. Этот класс поставлял кавалерию и, кроме того, ему предоставлялись второстепенные должности. Третий класс – зевгиты или владельцы двух мулов: их состояние равнялось от 150 до 200 медимнов, они поставляли тяжеловооружённую пехоту и занимали низшие должности. Четвёртый класс – теты или подёнщики; он заключал всех тех, кто имел менее 150 медимнов; из них набирали рекрутов для лёгкой пехоты и флота. Они не допускались к общественным должностям и почестям, но могли участвовать в народном собрании и судах. Нужно, однако, заметить, что государственные налоги взимались только в случае необходимости; постоянные же таможенные пошлины на товары ввоза платились как бедными, так и богатыми.
Первый закон был вполне демократический, второй был демократический тем, что уничтожал потомственное дворянство, и аристократическим тем, что ставил богатых во главе государства.
Третьей частью реформы было создание Совета четырехсот, четыреста сенаторов выбирались из трёх первых классов. Каждая триба поставляла сто членов, избираемых сначала по большинству голосов, а позднее по жребию; их недостатки исправлялись строгими испытаниями, которым
они подвергались, будучи ещё кандидатами. В организации афинского сената есть одно отличие от сената спартанского, служащие яркой характеристикой обеих республик. В Спарте сенаторы выбирались пожизненно, должны были иметь не менее 60 лет и за решение собрания отдельные члены ответственны не были. В Афинах назначенным возрастом являлись 30 лет; состав сената менялся ежегодно, и члены его были ответственны, это было вполне демократично. Сенат в Афинах составлял и обсуждал законы до представления их на утверждение народного собрания; вел финансовые и административные дела; обнародовал постановления, которые в течение года имели силу закона, и имел право налагать денежные штрафы. Он содержалась на средства правительства.
Был создан суд присяжных - гелиэя, в работе, которой могли участвовать и граждане четвертого имущественного разряда составлявшемся из 6000 граждан, которые выбирались по жребию без различия состояния, имели не менее 30 лет, пользовались хорошей репутацией и никогда не были должниками общественного имущества. Гелиасты судили или все вместе, или отдельными комиссиями в 500, 1000 или 1500 членов. В этих комиссиях обсуждались самые важные политические дела. Число
членов показывало, во-первых, что это суд народный, а, во-вторых, лишало
богатых и могущественных подсудимых возможности подкупом и угрозами действовать на решение суда. Гелиасты клялись судить по законам и наказывать тех, кто их нарушал. Это учреждение довершало политическое могущество народа, начало которому было положено народным собранием. Гелиасты выбирались ежегодно и потому были воодушевлены теми же идеями, как и народ, из которого они исходили и в который опять возвращались.
Оценивая значение реформ Солон
Реформы Солона имели, однако, компромиссный характер, что проявилось в создании Совета четырехсот, избиравшегося по племенам, в которых родовая знать имела прочные позиции. Реформы не сняли всех острых противоречий, и вскоре в Афинах устанавливается тирания. Лишь после ее свержения, при Клисфене, реформы получили завершение; сложившуюся форму приобретает и государственный строй афинской демократии.
Реформы Клисфена предусматривали новую территориальную организацию населения, ликвидировав в Афинах последние остатки родового строя. Реформы уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была разделена на десять территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории - городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, т.к. на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришёл территориальный принцип деления населения.
Клисфен упразднил Совет четырёхсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот (булэ), формировавшийся из представителей 10 фил по 50 чел. от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан ещё один орган – коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учётом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.
С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осуждённый большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм считался не наказанием, но предупредительной мерой, способствующей стабильности установленного строя.
Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.
Таким образом, реформы
Клисфена завершили длительный процесс
становления государства в Афинах; отныне
были налицо все его признаки. Родовая
аристократия утратила былое господство,
права и привилегии. Демосу достались
лавры победы, но не политическая власть.
Последняя была поставлена на службу класса имущих
– знатных и незнатных. В Древних Афинах
окончательно победило рабовладельческое
государство в форме демократической республики.
Последующее государственное