Религия и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви, и государства становится их автономность Друг от друга, а одним из главных прав личности является право исповедовать любую религию или быть атеистом.

Файлы: 1 файл

курсовая финал исправленный вариант2.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

В современном  обществе существует и такой важный духовно-культурный институт, как религия. Ее влияние ощущается не только в духовной, но и в политической жизни общества. Свои религиозные потребности верующие удовлетворяют через церковь.

Под свободой совести  понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением  той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

Свобода вероисповедания  означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, т.е. как право человека, равнозначным является понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каждой их них беспрепятственно проповедовать вероучение. Однако в обиходе очень часто все указанные термины употребляются как идентичные.

Определенные  гарантии свободы совести и вероисповедания закреплены в Уголовном кодексе Российской Федерации. Например, воспрепятствование осуществлению этой свободы, сопряженное с насилием над личностью и рядом других обстоятельств, наказывается лишением свободы на срок до трех лет или штрафом. Составом преступления признаны оскорбление чувств и убеждений верующих в публичной форме, разрушение и повреждение культовых зданий, памятников, захоронений, нанесение на них оскорбительных надписей и изображений (ст. 143 УК).

В то же время  УК преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий. Речь идет о различных изуверских сектах и объединениях, все еще нелегально действующих в стране.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, светское государство не провозглашает  какой-либо официальной или предпочтительной религии, ни одно вероучение не оказывает  определяющего влияния на деятельность государства, систему государственного и муниципального образования.

В светских государствах в настоящее время каких-либо существенных разногласий между  государством и церковью не наблюдается: положение церкви в государстве  стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. По-видимому, это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны.

Однако, на мой взгляд, государство  имеет преимущественный потенциал  воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые обязательны для исполнения. Поэтому, если и возникнут какие-либо трения, то государство имеет возможность быстро «урезонить» церковь силой своей власти. Причем характер ограничений может носить специфический характер - например, вопросы собственности церкви, занятия церкви коммерческой деятельностью и т.п. Такое положение вещей, на мой взгляд, крайне ограничивает ответные меры церкви по отношению к государству, ведь не будешь же апеллировать к верующим (с просьбой поддержать церковь) на то, что государство-де положило глаз на, скажем, собственность церкви. Возможно, мои умозаключения носят скорее умозрительный, отвлеченный характер, но такое положение вещей нельзя исключать. Однако степень воздействия церкви на государство через верующих тоже не стоит преуменьшать, причем не важно, светское это государство или теократическое.

Взаимоотношения между церковью и государством во многом определяются уровнем социально-экономического развития страны, историческими традициями, сложившимися в обществе. Возможно несколько моделей таких взаимоотношений.

В условиях демократического государства обычно признаются на конституционном  уровне и в повседневной практике равноправие всех религий и церквей, свобода совести и вероисповедания. При этих условиях церковь отделена от государства, а школа – от церкви, запрещена дискриминация на религиозной почве, отсутствуют привилегии, связанные с исповеданием той или иной религии, церковь является хранителем культурных, исторических и нравственных традиций народа.

При тоталитарных и авторитарных режимах можно  выделить три основных модели отношений  церкви и государства:

а) государство  преследует по религиозным основаниям верующих, как это было до 1967 г. в  Албании, и запрещает любые формы  религиозных проявлений;

б) государство  признает религию и церковь в  качестве основы государственной власти (Саудовская Аравия, Пакистан, Иран). Ислам  в этих странах признан государственной  религией, а нормы шариата используются для регулирования различных  сторон общественной жизни;

в) церковь находится  в прямой конфронтации с государством, проводит антигосударственную кампанию, основанную на религиозных нормах. Подобная ситуация возникла в Латинской  Америке в середине 60-х гг.

Статус религиозных  объединений регулируется конституционным и текущим законодательством. Большинство конституций фиксирует отделение церкви от государства, признает религию исключительно частным делом человека.

Однако в  ряде государств существует практика финансовой поддержки церкви из государственного бюджета, а на религиозные объединения  распространяется статус общественных объединений.

 

Список использованной литературы

 

Нормативные правовые акты

  1. Закон РСФСР от 25 Октября 1990 N 267-1 "О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)
  2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ. "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г.)

Специальная и научная литература

  1. Алексеев С. С. Государство и право -  М.  : изд-во норма, 2006. -   С. 49
  2. Алексеев С. С. Государство и право -  М.  : изд-во Норма, 2006. - С. 50
  3. Алексеев С. С. Государство и право -  М.  : изд-во Норма, 2006. - С. 46.
  4. Зубов, А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. / А. Б. Зубов. - М. : МГИМО-Университет, 2006. –139 с.
  5. Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга вторая. - М. : МГИМО-Университет, 2006. –174 с.
  6. Казимирчук В. И. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования / Казимирчук В. И. // Сборник статей. - М. : изд-во НОРМА, 1991. - С. 104

 

 

 

 

 

 

 

1 Казимирчук В. И. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования / Казимирчук В. И.  // Сборник статей. -  М. : изд-во НОРМА, 1991. - С. 104

2 Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. - М. : МГИМО-Университет, 2006. – С. 139

3Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга вторая. - М. : МГИМО-Университет, 2006. – С. 176

4 Алексеев С. С. Государство и право - М. : изд-во Норма, 2006. - С. 49.

5 Алексеев С. С. Государство и право - М.  : изд-во Норма, 2006. - С. 46.

6 Алексеев С. С. Государство и право -  М.  : изд-во Норма, 2006. - С. 50

7 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ. "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г.)

8 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ. "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г.)

 

9 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ. "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г.)

10 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ. "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г.)

 

11 Закон РСФСР от 25 Октября 1990 N 267-1 "О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)




Информация о работе Религия и право