Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:48, реферат
До 1998 года в Украине отсутствовала цивилизованная система разрешения коллективных трудовых споров, соответствующая мировым стандартам, учитывающая особенности переходного периода в экономике, для которого характерны изменение форм собственности, переход от командно- административных методов управления к экономически - стимулирующим. Это привело к тому, что основную часть возникающих коллективных трудовых споров удавалось разрешить после перехода к крайним мерам- забастовкам. Именно данный факт обусловил волну забастовок, прокатившихся в Украине в 1990 - 1996 годах, нанесших существенный материальный вред и ослабивших экономику страны.
· профсоюзы, их объединения (если выдвигаются требования относительно выполнения положений отраслевого соглашения) и собственники, объединения собственников или уполномоченные ими органы или представители;
на национальном уровне:
· наемные работники предприятий,
учреждений, организаций одной или нескольких
областей (профессий) одной или нескольких
административно-
· профсоюзы, их объединения или
другие органы, уполномоченные в соответствии
с действующим
Отсутствие правового
3. Процедура разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), предусмотренная законодательством Украины
Рассмотрение коллективных трудовых споров базируется на правовых принципах, которые определяют существенные, характерные черты, специфические особенности порядка рассмотрения трудовых споров (конфликтов). В науке советского периода все принципы разрешения трудовых споров именовались демократическими. Однако на сегодняшний день в юридической науке система принципов значительно шире. О. В. Смирнов в числе принципов рассмотрения трудовых споров выделяет: обеспечение защиты трудовых прав работников; равенство сторон перед законом; обеспечение законности при разрешении трудовых споров . Другую классификацию принципов предлагает В. Лазор, который к принципам разрешения коллективных трудовых споров относит: демократизм, доступность и безвозмездность обращения, гласность и объективность, быстроту реагирования, быстроту и реальность исполнения решений по трудовым спорам. Автор считает что, правовое обеспечение реализации принципов рассмотрения трудовых споров в современных условиях будет способствовать надлежащей защите трудовых прав и законных интересов субъектов трудовых отношений в условиях рыночной экономики.Способы рассмотрения коллективных трудовых споров менее дифференцированы, чем сами виды коллективных трудовых споров. Хотя, существует значительное количество коллективных трудовых споров, которые вытекают из определенного вида правоотношений, механизм решения коллективных трудовых споров подразделяется на примирительно-третейское рассмотрение и рассмотрение спора в административных и судебных органах.По мнению доктора Л. Лехтинена, способы разрешения споров делятся на две группы в зависимости от характера результата - окончательное решение обязательно или нет. Результатом посредничества и примирения, как составляющих примирительно - третейского рассмотрения спора, могут быть рекомендации сторонам по разрешению спора. Результат арбитража/ третейского разбирательства и судебного процесса состоит в решении, обязательном для сторон. Хотя в Украине решения трудового арбитража являются обязательными для исполнения, только если стороны заранее об этом условились.Основой примирительной процедуры разрешения коллективных трудовых споров необходимо назвать принцип добровольности разрешения трудового спора в примирительных органах. Механизм создания примирительной процедуры по разрешению коллективных трудовых споров должен зависеть от природы коллективного трудового спора, его правового происхождения.Общепринято, что коллективные трудовые споры, которые возникают по правам (юридические споры), вытекают из разногласий по поводу использования правил и положений, закрепленных в законодательных актах или коллективных договорах.
Примирительная процедура при нарушении прав трудовых коллективов может включать подачу заявления работодателю с требованием устранения нарушений прав трудового коллектива. В случае неудовлетворения требований или несоблюдения работодателем срока для предоставления ответа трудовому коллективу, последнему предоставляться право для подачи жалобы в трудовой арбитраж.Коллективные трудовые споры по интересам (экономические споры) должны рассматриваться совсем по другой примирительной процедуре, oсновная цель которой - достижение взаимоприемлемых решений относительно коллективного трудового спора, сближение взглядов и подходов сторон в этом споре. Учитывая это, должна создаваться и реализовываться примирительная процедура по разрешению спора.Таким образом, решение коллективных трудовых споров на примирительной стадии должно происходить дифференцированно, в зависимости от вида коллективных трудовых споров.Решение коллективных трудовых споров с помощью примирительной процедуры может включать четыре метода урегулирования коллективного трудового спора: непосредственное ведение переговоров между сторонами; привлечение к переговорному процессу независимого посредника; арбитрирование в его разных видах; создание и деятельность комиссии, которая расследует обстоятельства возникновения конфликта. В процессе непосредственных переговоров стороны самостоятельно, без вмешательства посторонних лиц или органа ищут и устраняют разногласия, возникшие между ними. В других случаях расхождения устраняются через третьи лица. Конечно, в процессе непосредственных переговоров стороны спора ищут взаимоприемлемое решение без вмешательства со стороны.Именно по характеру участия сторон в процедуре разрешения спора различаются вышеперечисленные методы. Стороны активно участвуют в посредничестве и примирении. Представители сторон могут присутствовать при принятии решения. Роль посредника и примирителя состоит в оказании помощи сторонам в принятии решения, заключении соглашения, разрешающего спор. Участие сторон в арбитрировании и работе специальных государственных комиссий пассивно. Решение принимается арбитром, который не является представителем сторон, даже если они и назначены ими. Стороны не участвуют в принятии решения .Первая, наиболее элементарная форма поиска компромисса -- неформальные переговоры между сторонами конфликта. Третье (нейтральное) лицо в эти переговоры не вмешивается, но обычно создается механизм, облегчающий контакты между сторонами и побуждающий их обсудить разногласия и найти взаимоприемлемое решение.Будучи наиболее мягкой формой побуждения сторон к достижению соглашения, переговоры, как правило, не подвергаются законодательному регулированию, а осуществляются в соответствии с согласительной процедурой, установленной в коллективных договорах. Чаще всего указанная процедура является самостоятельной первоначальной стадией примирительной процедуры и предшествует стадии примирения, которая применяется государственными органами.
За основу правового регулирования решения коллективных трудовых споров взята примирительная процедура. Этот Закон определяет систему органов по разрешению коллективных трудовых споров, порядок формирования указанных органов, полномочия и гарантии их деятельности. Согласно статям 8-15 Закона, органами по разрешению коллективных трудовых споров являются примирительная комиссия, независимый посредник, как участник примирительной комиссии, трудовой арбитраж, Национальная служба посредничества и примирения.Но, прежде чем начать непосредственное разрешение коллективного трудового спора, требования, выдвигаемые одной из сторон, должны быть надлежащим образом оформлены и представлены другой стороне, так как именно от реакции собственника, на выдвинутые ему требования зависит наличие или отсутствие трудового спора.Согласно ст. 4 Закона Украины "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)", требования наемных работников на производственном уровне формируются и утверждаются общим собранием (конференцией) наемных работников или формируются путем сбора подписей и считаются действующими при наличии не менее половины подписей членов трудового коллектива предприятия, учреждения, организации или их структурного подразделения. Вместе с выдвижением требований собрание (конференция) наемных работников определяют орган или лицо, которые будут представлять их интересы.
Требования наемных работников на отраслевом, территориальном или национальном уровнях формируются и утверждаются:
· в случаях, когда интересы наемных работников представляет профсоюз, объединение профсоюзов - решением выборного органа соответствующего профсоюза, объединения профсоюзов;
· в случаях, когда интересы наемных работников представляют другие уполномоченные ими организации (органы) - конференции представителей предприятий, учреждений, организаций, избранных собранием (конференцией) работников предприятий, учреждений, организаций, которые находятся в состоянии трудового спора (конфликта).
Требования наемных работников, профсоюза или объединения профсоюзов оформляются соответствующим протоколом и предоставляются собственнику или уполномоченному им органу (представителю).Собственник или уполномоченный им орган (представитель) обязаны рассмотреть требования наемных работников, категорий наемных работников, коллектива работников или профсоюза и сообщить их представителям о своем решении в трехдневный срок со дня вручения требований.
Если удовлетворение требований выходит
за пределы компетенции
· если уполномоченный представительский орган наемных работников, части наемных работников, коллектива работников или профсоюз получил от собственника или уполномоченного им органа сообщение о полном или частичном отказе в удовлетворении коллективных требований и принял решения о несогласии с решением собственника или уполномоченного им органа (представителя);
· если сроки рассмотрения требований закончились, а ответа от собственника не поступило.
О возникновении коллективного трудового спора (конфликта) орган, который представляет интересы наемных работников или профсоюза, обязан в трехдневный срок письменно проинформировать собственника или уполномоченный им орган (представителя), местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления по месту нахождения предприятия и Национальную службу посредничества и примирения.Порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) регламентирован разделом 2 Закона Украины " О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)".Согласно ст. 7 Закона, коллективные трудовые споры (конфликты) подлежат урегулированию в такой последовательности: коллективные трудовые споры, которые возникли по вопросам установления изменений социально-экономических условий труда и производственного быта; заключение, изменения коллективных договоров и соглашений, подлежат разрешению в примирительных комиссиях, а коллективные трудовые споры, которые возникают из-за невыполнения собственником или уполномоченным им органом условий коллективных договоров, соглашений, невыполнения требований законодательства о труде, рассматриваются в трудовом арбитраже. В арбитраже рассматриваются также споры, которые были предметом рассмотрения в примирительных комиссиях, но относительно которых не достигнуто взаимоприемлемого решения.