Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 22:18, контрольная работа
1. Используя тексты конституций, законов и других нормативных актов, а также учебную и иную литературу, составьте сравнительную таблицу «Избирательные цензы, используемые применительно к активному и пассивному избирательному корпусу при формировании палат парламента в США и Польше».
2. 2.Что включает в себя статус парламентария? Каковы особенности правового статуса членов парламентов ФРГ и Индии. Поясните смысл терминов «фракционная дисциплина» и «старейший депутат».
1. Используя тексты конституций, законов и других нормативных актов, а также учебную и иную литературу, составьте сравнительную таблицу «Избирательные цензы, используемые применительно к активному и пассивному избирательному корпусу при формировании палат парламента в США и Польше».
Избирательные цензы, используемые применительно к активному и пассивному избирательному корпусу при формировании палат парламента в США и Польше
страна
критерий |
США (Конгресс) Палата представителей – нижняя палата (неофициально); Сенат – верхняя. |
Польша Сейм - нижняя палата; Сенат - верхняя. |
Пассивный избирательный корпус | ||
Возрастной ценз в нижнюю палату |
25 лет |
21 год |
Возрастной ценз в верхнюю палату |
30 лет |
30 лет |
Гражданство (нижняя палата) |
Если не был гражданином США в течение 7 лет. |
Польский гражданин |
Гражданство (верхняя палата) |
Если не был гражданином США в течение 9 лет |
Польский гражданин |
Судимость |
__________ |
В Сейм или в Сенат не может быть избрано лицо, приговорённое на основании вступившего в законную силу приговора к лишению свободы за умышленное преступление, преследуемое в порядке государственного обвинения |
Ценз оседлости |
Факт проживания на территории штата |
________ |
Активный избирательный корпус | ||
Возрастной ценз |
18 лет |
18 лет |
Ценз оседлости |
От 6-12 мес. в разных штатах |
________ |
Ценз правоспособности |
душевнобольные |
душевнобольные |
Судимость |
2 штата разрешают голосовать, 48 и округ Колумбия запрещают; 8 штатов лишают избирательного
права пожизненно |
2.Что включает в себя статус парламентария? Каковы особенности правового статуса членов парламентов ФРГ и Индии. Поясните смысл терминов «фракционная дисциплина» и «старейший депутат».
Парламент (от франц. parler — говорить) — это общенациональный (общегосударственный) представительный орган, важнейшая функция которого состоит в осуществлении верховной законодательной власти.
Правовой статус парламентария — это совокупность прав и обязанностей парламентария (депутатa). Общегосударственный представительный характер этого органа означает, что, во-первых, именно парламент, в отличие от органов исполнительной и судебной властей, является непосредственным представителем и выразителем интересов и воли народа, его суверенитета; а во-вторых, что парламент, в отличие от других (региональных, местных) представительных органов власти, представляет и выражает интересы и волю не части, а всего населения страны. Не случайно во многих конституциях речь идет о том, что именно парламент и его депутаты представляют народ, нацию соответствующей страны. Члены парламента обладают особым статусом, который закрепляется в конституциях и конституционных законах, специальном законодательстве и регламентах палат. В них парламентарии наделяются специфическими правами, обязанностями и привилегиями, необходимыми им для выполнения их функций. Хотя члены парламента и его палат носят в различных странах разные наименования, чаще всего они в целом именуются парламентариями, члены нижних палат и однопалатных парламентов — депутатами, а члены верхних палат в двухпалатных парламентах — сенаторами. В ряде стран понятие «депутат» используется для обозначения членов обеих палат парламента. В большинстве стран парламентарии работают на профессиональной основе и получают за это достаточно высокое вознаграждение, имеют льготное пенсионное обеспечение и т.д.
ФРГ
Основной закон не содержит термина «парламент». В принятии федеральных законов наиболее активное участие принимают два коллегиальных органа: Бундестаг и Бундесрат. Первый из них является избираемым, а второй — назначаемым. На этом основании большинство немецких конституционалистов заявляет, что парламентом Германии следует считать Бундестаг — избираемый коллегиальный орган, принимающий федеральные законы. Таким образом, парламент согласно этим воззрениям является однопалатным, Бундесрат же представляет собой собрание верховной бюрократии земель.
Нижняя палата Бундестаг избирается сроком на 4 года по смешанной избирательной системе. Депутаты имеют свободный мандат и обладают депутатским иммунитетом. Депутаты избирают председателя палаты (Президента) и его заместителей, который обладает в здании парламента, в том числе и полицейской властью. Без разрешения председателя в помещении Бундестага не могут проводиться ни обыск, ни выемка. Палата вправе образовывать следственные комитеты. Заседания Бундестага открыты , но по требованию 2/3 присутствующих депутатов могут проходить и в закрытом порядке. Бундесрат – верхняя палата парламента, члены которого назначаются правительствами земель. Члены Бундесрата имеют императивный мандат и срок их полномочий не ограничен и они не могут быть одновременно депутатами Бундестага. Бундесрат избирает своего председателя сроком на один год. В ФРГ в соответствии с "кодексом члена Бундестага" каждый депутат обязан сообщать данные о своем прежнем участии или сотрудничестве с теми или иными союзами и равным образом своевременно заявлять обо всех нынешних соглашениях, контрактах с фирмами и др.
Индия
Глава II Конституции Индии называется "Парламент". Она содержит общие положения: порядок выборов должных лиц Парламента и их статус; описание ведения дел в палатах парламента и действующие законодательные процедуры; права, привилегии и иммунитеты парламента и членов; процедуры рассмотрения финансовых вопросов в законодательном органе власти страны.
В Конституции Индии говорится (ст. 79), что "учреждается парламент Союза, который состоит из Президента и двух Палат, именуемых, соответственно, Советом Штатов и Народной Палатой".
Совет Штатов состоит (ст. 80): а) из двенадцати членов, назначаемых Президентом; б) двухсот тридцати восьми представителей Штатов.
Члены, назначаемые Президентом, являю
В Парламент не может быть избрано лицо:
а) не являющееся гражданином Индии;
б) не принявшее присягу при вступлении в должность;
в) не достигшее тридцатилетнего возраста (если речь идет о Совете Штатов) и не достигшее двадцатилетнего возраста в случае, когда речь идет о месте в Народной Палате (ст. 84).
Говоря о статусе Парламента в Индии, следует отметить, что
- каждый член любой Палаты
Парламента до вступления в
должность приносит и
- член Палаты может быть
а) занимает должность (оплачиваемую) в органах Правительства Индии или Правительства любого Штата (за исключением должностей, разрешенных по закону);
b) является душевнобольным, и это признано по суду;
c) является несостоятельным должником;
d) не является гражданином Индии или в какой-либо форме признал свою верность или приверженность иностранному государству;
e) если дисквалифицирован законом или по закону.
Окончательное решение по данному вопросу (наряду с Палатой) принимает Президент страны (ст. 103 Конституции).
Член Палаты может отказаться от своего места, предоставив собственноручно написанное заявление на имя Председателя или, соответственно, спикера" (п. 3 ст. 103). Последний должен убедиться в том, что такой отказ от должности является "добровольным или подлинным" (иначе он не принимается).
Член Палаты может быть дисквалифицирован и в случае, если он "отсутствует без разрешения Палаты на всех ее заседаниях" в течение шестидесяти дней.
Конституция Индии (ст. 105-106) устанавливает правила, привилегии и иммунитеты Парламента и его членов. В соответствии с Конституцией (ст. 105) "ни один член парламента не подлежит ответственности перед каким-либо судом в связи со своими высказываниями или по голосованиям в Парламенте или в Комитете Парламента, и ни одно лицо не несет такого рода ответственности в связи с опубликованием какого-либо отчета, документа, результатов голосования или протоколов, произведенным на основании решений или в соответствии с ними любой Палаты Парламента".
Члены Палат имеют право получать жалование и содержание, которое устанавливается Парламентом посредством закона.
Смысл терминов
«Фракционная дисциплина»: к внутренним органам парламента относятся партийные фракции. Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии (блоку) или к нескольким, близким по своим программам. К фракциям могут примыкать и отдельные беспартийные депутаты.
Для создания партийной фракции (а фракция имеет определенные преимущества — свое помещение в парламенте, право выступать от имени фракции предоставляется вне очереди и т. п.) необходимо иметь определенное число депутатов от данной партии, устанавливаемое регламентами палат. Фракция пропорционально представлена в комиссиях палат и объединенных комитетах парламента. Обычно представитель наиболее крупной фракции избирается председателем палаты, его заместители представляют другие крупные фракции. Фракции делят между собой посты председателей постоянных комиссий палат. У фракций имеется свое руководство: председатель. Фракция принимает решение о характере выступлений ее членов и голосовании. Время, выделяемое для выступлений от имени фракции, обычно зависит от ее численности. Наиболее крупная фракция, находящаяся в оппозиции, обычно создает свой “теневой кабинет”: выделенные ею лица следят за работой министров и готовятся занять их место в случае победы на выборах.
«Старейший депутат»- депутат палаты Парламента, который старше всех других депутатов по возрасту и в силу парламентского обыкновения обладает правом открыть заседание.
3.Каким образом закрепляется свобода слова, печати и других средств массовой информации во Франции и Болгарии? Сравните с соответствующими положениями действующего российского законодательства.
Франция(Конституция Французской Республики от 03 июня 1958г.) |
Болгария Конституция Республики Болгарии была принята 7 Великим народным собранием Болгарии 12 июля 1991 года. |
Декларация прав человека и гражданина 1789г. преамбула Конституции 1946г, которые являются действующими документами конституционного значения. В Конституции Франции 1958г. отсутствует специальная глава о правах и свободах человека и гражданина. Основные права и свободы комплексно и детально регулируются в декларации прав человека и гражданина 1789 года, а так же Преамбула и Конституция 1946г, но этот список не содержит ряда новейших прав и свобод (например: право на получение информации и др.). Но круг демократических прав и свобод в нем все таки широк; в т.ч. в Декларации прав человека и гражданина от 28.08.1789г. в ст. 11 содержится один из основных принципов « свободное сообщение другим мыслей и мнений; поэтому всякий гражданин может свободно высказываться, писать, печатать неся ответственность за злоупотребление этой свободной в случаях, установленных законом.» |
Свобода слова, печати и других средств массовой информации закреплены в статьях 39, 40 и 41 действующей конституции: «Ст.39.
(1) Каждый имеет право выражать свое мнение
и распространять его посредством слова
- письменно или устно, звука, изображения
или иным способом. |
В российском законодательстве свобода слова, печати и других средств массовой информации отражена в статье 29 действующей Конституции: «Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4.
Каждый имеет право свободно
искать, получать, передавать, производить
и распространять информацию
любым законным способом. Перечень
сведений, составляющих государственную
тайну, определяется
5. Гарантируется свобода
Таким образом, статья 29 Конституции РФ наиболее схожа с положениями Конституции Болгарии. По моему мнению эти статьи наиболее полно отражают исследуемые права и свободы человека и гражданина. Что касается Конституции Франции свобода слова, печати и других средств массовой информации в ней отражена не полно и не до конца продумана.
Информация о работе Решение задач по истории права зарубежных стран