Решение задач по истории права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

1. Используя тексты конституций, законов и других нормативных актов, а также учебную и иную литературу, составьте сравнительную таблицу «Избирательные цензы, используемые применительно к активному и пассивному избирательному корпусу при формировании палат парламента в США и Польше».
2. 2.Что включает в себя статус парламентария? Каковы особенности правового статуса членов парламентов ФРГ и Индии. Поясните смысл терминов «фракционная дисциплина» и «старейший депутат».

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 27.79 Кб (Скачать файл)

1. Используя тексты конституций, законов и других нормативных актов, а также учебную и иную литературу, составьте сравнительную таблицу «Избирательные цензы, используемые применительно к активному и пассивному избирательному корпусу при формировании палат парламента в США  и Польше».

Избирательные цензы, используемые применительно  к активному и пассивному избирательному корпусу при формировании палат  парламента в США  и Польше

страна

 

 

критерий

США (Конгресс)

Палата представителей –  нижняя палата (неофициально);

Сенат – верхняя.

Польша

Сейм - нижняя палата;

Сенат - верхняя.

Пассивный избирательный корпус

Возрастной ценз в нижнюю палату

25 лет

21 год

Возрастной ценз в верхнюю палату

30 лет

30 лет

Гражданство (нижняя палата)

Если не был гражданином США  в течение 7 лет.

Польский гражданин

Гражданство (верхняя палата)

Если не был гражданином США  в течение 9 лет

Польский гражданин

Судимость

 

 

 

 

__________

В Сейм или в Сенат не может быть избрано лицо, приговорённое на основании вступившего в законную силу приговора к лишению свободы за умышленное преступление, преследуемое в порядке государственного обвинения

Ценз оседлости

Факт проживания на территории штата

________

Активный избирательный корпус

Возрастной ценз

18 лет

18 лет

Ценз оседлости

От 6-12 мес. в разных штатах

________

Ценз правоспособности

душевнобольные

душевнобольные

Судимость

2 штата разрешают голосовать, 48 и  округ Колумбия запрещают;

8 штатов лишают избирательного  права пожизненно правонарушителей

 

 

2.Что включает в себя статус парламентария? Каковы особенности правового статуса членов парламентов ФРГ и Индии. Поясните смысл терминов «фракционная дисциплина» и «старейший депутат».

Парламент (от франц. parler — говорить) — это общенациональный (общегосударственный) представительный орган, важнейшая функция которого состоит в осуществлении верховной законодательной власти.

Правовой  статус парламентария — это совокупность прав и обязанностей парламентария (депутатa). Общегосударственный представительный характер этого органа означает, что, во-первых, именно парламент, в отличие от органов исполнительной и судебной властей, является непосредственным представителем и выразителем интересов и воли народа, его суверенитета; а во-вторых, что парламент, в отличие от других (региональных, местных) представительных органов власти, представляет и выражает интересы и волю не части, а всего населения страны. Не случайно во многих конституциях речь идет о том, что именно парламент и его депутаты представляют народ, нацию соответствующей страны. Члены парламента обладают особым статусом, который закрепляется в конституциях и конституционных законах, специальном законодательстве и регламентах палат. В них парламентарии наделяются специфическими правами, обязанностями и привилегиями, необходимыми им для выполнения их функций. Хотя члены парламента и его палат носят в различных странах разные наименования, чаще всего они в целом именуются парламентариями, члены нижних палат и однопалатных парламентов — депутатами, а члены верхних палат в двухпалатных парламентах — сенаторами. В ряде стран понятие «депутат» используется для обозначения членов обеих палат парламента. В большинстве стран парламентарии работают на профессиональной основе и получают за это достаточно высокое вознаграждение, имеют льготное пенсионное обеспечение и т.д.

 

 

ФРГ

Основной закон не содержит термина «парламент». В принятии федеральных законов наиболее активное участие принимают два коллегиальных органа: Бундестаг и Бундесрат. Первый из них является избираемым, а второй — назначаемым. На этом основании большинство немецких конституционалистов заявляет, что парламентом Германии следует считать Бундестаг — избираемый коллегиальный орган, принимающий федеральные законы. Таким образом, парламент согласно этим воззрениям является однопалатным, Бундесрат же представляет собой собрание верховной бюрократии земель.

Нижняя палата Бундестаг избирается сроком на 4 года по смешанной избирательной системе. Депутаты имеют свободный мандат и обладают депутатским иммунитетом. Депутаты избирают председателя палаты (Президента) и его заместителей, который обладает в здании парламента, в том числе и полицейской властью. Без разрешения председателя в помещении Бундестага не могут проводиться ни обыск, ни выемка. Палата вправе образовывать следственные комитеты. Заседания Бундестага открыты , но по требованию 2/3 присутствующих депутатов могут проходить и в закрытом порядке. Бундесрат – верхняя палата парламента, члены которого назначаются правительствами земель. Члены Бундесрата имеют императивный мандат и срок их полномочий не ограничен и они не могут быть одновременно депутатами Бундестага. Бундесрат избирает своего председателя сроком на один год. В ФРГ в соответствии с "кодексом члена Бундестага" каждый депутат обязан сообщать данные о своем прежнем участии или сотрудничестве с теми или иными союзами и равным образом своевременно заявлять обо  всех  нынешних  соглашениях, контрактах с фирмами и др.

Индия

Глава II Конституции Индии  называется "Парламент". Она содержит общие положения: порядок выборов должных лиц Парламента и их статус; описание ведения дел в палатах парламента и действующие законодательные процедуры; права, привилегии и иммунитеты парламента и членов; процедуры рассмотрения финансовых вопросов в законодательном органе власти страны.

В Конституции Индии говорится (ст. 79), что "учреждается парламент  Союза, который состоит из Президента и двух Палат, именуемых, соответственно, Советом Штатов и Народной Палатой".

Совет Штатов состоит (ст. 80): а) из двенадцати членов, назначаемых Президентом; б) двухсот тридцати восьми представителей Штатов.

Члены, назначаемые Президентом, являются лицами, имеющими специальные звания или практический опыт в следующих областях: литература, наука, искусство и общественная деятельность". Представители каждого Штата "избираются в Совет Штатов выборными членами законодательного Собрания Штата в соответствии с системой пропорционального представительства на основе "единственного передаваемого голоса".

В Парламент не может быть избрано  лицо:

а) не являющееся гражданином Индии;

 б) не принявшее присягу при вступлении в должность;

в) не достигшее тридцатилетнего возраста (если речь идет о Совете Штатов) и не достигшее двадцатилетнего возраста в случае, когда речь идет о месте в Народной Палате (ст. 84).

Говоря о статусе Парламента в Индии, следует отметить, что

- каждый член любой Палаты  Парламента до вступления в  должность приносит и подписывает  перед Президентом или лицом,  им для этого назначенным, присягу  или заявление по форме, установленной  для этой цели в Приложении  третьем к Конституции" (ст. 99).

- член Палаты может быть дисквалифицирован  (ст. 102), если:

а) занимает должность (оплачиваемую) в органах Правительства Индии  или Правительства любого Штата (за исключением должностей, разрешенных  по закону);

b) является душевнобольным, и это признано по суду;

c) является несостоятельным должником;

d) не является гражданином Индии или в какой-либо форме признал свою верность или приверженность иностранному государству;

e) если дисквалифицирован законом или по закону.

Окончательное решение по данному  вопросу (наряду с Палатой) принимает  Президент страны (ст. 103 Конституции).

Член Палаты может отказаться от своего места, предоставив собственноручно  написанное заявление на имя Председателя или, соответственно, спикера" (п. 3 ст. 103). Последний должен убедиться в  том, что такой отказ от должности  является "добровольным или подлинным" (иначе он не принимается).

Член Палаты может быть дисквалифицирован  и в случае, если он "отсутствует  без разрешения Палаты на всех ее заседаниях" в течение шестидесяти дней.

Конституция Индии (ст. 105-106) устанавливает  правила, привилегии и иммунитеты Парламента и его членов. В соответствии с Конституцией (ст. 105) "ни один член парламента не подлежит ответственности перед каким-либо судом в связи со своими высказываниями или по голосованиям в Парламенте или в Комитете Парламента, и ни одно лицо не несет такого рода ответственности в связи с опубликованием какого-либо отчета, документа, результатов голосования или протоколов, произведенным на основании решений или в соответствии с ними любой Палаты Парламента".

Члены Палат имеют право получать жалование и содержание, которое устанавливается Парламентом посредством закона.

 

 

Смысл терминов

«Фракционная дисциплина»: к внутренним органам парламента относятся партийные фракции. Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии (блоку) или к нескольким, близким по своим программам. К фракциям могут примыкать и отдельные беспартийные депутаты.

Для создания партийной фракции (а фракция имеет определенные преимущества — свое помещение в парламенте, право выступать от имени фракции предоставляется вне очереди и т. п.) необходимо иметь определенное число депутатов от данной партии, устанавливаемое регламентами палат. Фракция пропорционально представлена в комиссиях палат и объединенных комитетах парламента. Обычно представитель наиболее крупной фракции избирается председателем палаты, его заместители представляют другие крупные фракции. Фракции делят между собой посты председателей постоянных комиссий палат. У фракций имеется свое руководство: председатель. Фракция принимает решение о характере выступлений ее членов и голосовании. Время, выделяемое для выступлений от имени фракции, обычно зависит от ее численности. Наиболее крупная фракция, находящаяся в оппозиции, обычно создает свой “теневой кабинет”: выделенные ею лица следят за работой министров и готовятся занять их место в случае победы на выборах.

«Старейший депутат»- депутат палаты Парламента, который старше всех других депутатов по возрасту и в силу парламентского обыкновения обладает правом открыть заседание.

 

 

 

 

 

3.Каким образом закрепляется свобода слова, печати и других средств массовой информации во Франции и Болгарии? Сравните с соответствующими положениями действующего российского законодательства.

 

Франция

(Конституция Французской  Республики от 03 июня 1958г.)

Болгария

Конституция Республики Болгарии была принята 7 Великим народным  собранием Болгарии 12 июля 1991 года.

Декларация прав человека и гражданина 1789г. преамбула Конституции 1946г, которые  являются действующими документами  конституционного значения.

В Конституции Франции 1958г. отсутствует специальная глава  о правах и свободах человека и  гражданина. Основные права и свободы  комплексно и детально регулируются в декларации прав человека и гражданина 1789 года, а так же Преамбула и  Конституция 1946г, но этот список не содержит ряда новейших прав и свобод (например: право на получение информации и  др.). Но круг демократических прав и  свобод в нем все таки широк; в  т.ч. в Декларации прав человека и  гражданина от 28.08.1789г. в ст. 11 содержится один из  основных принципов «  свободное сообщение другим мыслей и мнений; поэтому всякий гражданин  может свободно высказываться, писать, печатать неся ответственность за злоупотребление этой свободной в случаях, установленных законом.»

Свобода слова, печати и других средств  массовой информации закреплены в статьях 39, 40 и 41 действующей конституции:

«Ст.39. (1) Каждый имеет право выражать свое мнение и распространять его посредством слова - письменно или устно, звука, изображения или иным способом. 
 
(2) Это право не может использоваться для ущемления прав и посягательства на доброе имя другого человека, а также для призывов к насильственному изменению конституционно установленного порядка, к совершению преступлений, разжиганию вражды или к насилию над личностью. 
Ст.40. (1) Печать и другие средства массовой информации свободны и не подлежат цензуре. 
(2) Приостановление или конфискация печатного издания или другого носителя информации допускаются только на основании акта судебной власти в случаях, когда они подрывают добрые нравы или содержат призывы к насильственному изменению конституционно установленного порядка, совершению преступления или к насилию над личностью. Если в течение 24 часов не последует конфискация, приостановление прекращает свое действие. 
Ст.41. (1) Каждый имеет право искать, получать и распространять информацию. Осуществление этого права не должно наносить ущерб правам и доброму имени других граждан, а также национальной безопасности, общественному порядку, здоровью и морали народа. 
(2) Граждане имеют право получать информацию от государственного органа или учреждения по вопросам, представляющим для них законный интерес, если информация не составляет государственную или иную охраняемую законом тайну и не затрагивает чужие права».


В российском законодательстве свобода  слова, печати и других средств массовой информации отражена в статье 29 действующей  Конституции:   «Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода  мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или  агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден  к выражению своих мнений и  убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно  искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию  любым законным способом. Перечень  сведений, составляющих государственную  тайну, определяется федеральным  законом.

5. Гарантируется свобода массовой  информации. Цензура запрещается»

Таким образом, статья 29 Конституции РФ наиболее схожа с положениями Конституции Болгарии. По моему мнению эти статьи наиболее полно отражают исследуемые права и свободы человека и гражданина. Что касается Конституции Франции свобода слова, печати и других средств массовой информации в ней отражена не полно и не до конца продумана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Решение задач по истории права зарубежных стран