Роль и место ОВД в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в России происходят существенные структурные изменения во всей системе правоохранительных органов в целом, в системе органов внутренних дел в частности. В той связи особую теоретическую и практическую значимость приобретают вопросы, связанные с определением места и роли органов внутренних дел в государственном механизме современной России. К числу наиболее дискуссионных проблем в этой области следует отнести комплекс вопросов, касающихся определения понятия органов внутренних дел, а также выяснения структурно-функциональных особенностей их роли в современной правоохранительной системе. Таким образом, все это обуславливает необходимость общетеоретического исследования роли органов внутренних дел в современном российском государстве и обществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..2
1.Понятие ОВД …………………………………………….…………………..…3
2.Роль и место ОВД в современном государстве………………………..……..5
3.ОВД в системе правоохранительных органов....………………….…………17
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

ЭП роль ОВД.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в России осуществляется процесс правовой реформы, конечная цель которой — построение демократического правового государства.

Определение России в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности его преобладают, прежде всего, принципы права. Это достигается путем обеспечения верховенства закона, защиты и охраны интересов личности в обществе.

Исходя из ст.1 Конституции РФ правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности, и одной из важнейших функций, осуществляемых государством, является защита прав и свобод человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Последовательная демократия и гласность органически связана с укреплением дисциплины и законности, усилением борьбы с любыми нарушителями правопорядка, поэтому вполне понятно пристальное внимание к правоохранительным органам.

Деятельность государственных органов в целом охватывает различные сферы жизни общества. К ним, в частности, непосредственно или опосредованно относится решение вопросов государственной внутренней и внешней политики, развития экономики, благосостояния населения, создания условий для поддержания обороноспособности, развития науки, культуры, образования, обеспечения правопорядка, выполнения других важных функций, особенно по обеспечению безопасности.

Правоохранительные органы – это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций:

  1. Конституционный контроль
  2. Осуществление правосудия
  3. Прокурорский надзор
  4. Расследование правонарушений
  5. Обеспечение безопасности
  6. Исполнение судебных решений
  7. Оперативно-розыскная деятельность
  8. Охрана общественного порядка
  9. Оказание юридической помощи

10) Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений

Действующая в Российской Федерации система правоохранительных органов имеет следующий вид:

1. Органы, относящиеся к  судебной власти

а) Верховный суд РФ

б) Высший арбитражный суд РФ

в) Конституционный суд РФ

г) Нижестоящие суды

2. Органы исполнительной  власти, осуществляющие правоохранительную деятельность.

а) Министерство внутренних дел

б) Федеральная служба по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН)

в) Министерство юстиции РФ

г) Федеральная служба охраны (ФСО)

д) Федеральная служба безопасности (ФСБ)

е) органы внешней разведки

ж) таможня

з) иные органы

3. Прокуратура РФ

4. Негосударственные институты по правовому обеспечению и правовой помощи:

а) нотариат;

б) адвокатура;

в) уполномоченные по правам человека.

Чтобы обозначить место ОВД в системе правоохранительных органов обратимся к понятию «полицейская деятельность». Полицейская деятельность является частью правоохранительной. В свою очередь, полицейская деятельность включает в себя деятельность специальных служб.

Понятие "правоохранительная деятельность" охватывает понятие "полицейская деятельность". Эти понятия весьма схожи, но не тождественны. Не все правоохранительные органы можно назвать полицейскими. В основе выделения полицейских органов из правоохранительных лежат два критерия, которые отличают их от суда, прокуратуры, нотариата и т.п. Во-первых, полицейские органы (органы МВД, ФСБ, ФСО) являются частью исполнительной власти. Если суд, охраняя общественный порядок, личную безопасность, собственность, осуществляет правосудие путем назначения наказания за совершенное преступление, то вышеуказанные органы при выполнении этих же задач осуществляет административную, исполнительную деятельность, но путем использования специфических методов. Во-вторых, суд, прокуратура, нотариат не применяют непосредственно административного принуждения, а только принимают государственно-властные решения. Напротив, полиция не только может применять непосредственное принуждение, но может при определенных предусмотренных законом ситуациях применять оружие. Полиция не выносит решений, предваряющих применение силы, она просто это принуждение непосредственно осуществляет. Признак принудительности, как сущностный признак полицейских органов, дополняется признаком "вооруженности". Предоставленное полиции как подсистеме исполнительной власти право применять силу для достижения законных целей - ее главная отличительная особенность, позволяющая данной структуре занять особое место в системе правоохранительных органов. В-третьих, еще одной отличительной особенностью полиции, не менее важной, а может быть, по словам М.И. Еропкина, более важной, чем прямое принуждение, является административно-надзорная деятельность полиции, как гласная, так и негласная, предупреждающая правонарушения.

 

Заключение

На органы внутренних дел, как одну из важнейших составляющих механизма государства, возлагается выполнение многих функций, в том числе и обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан; охрана общественного порядка и борьба с преступностью.

В последние годы происходят существенные структурные изменения во всей системе правоохранительных органов в целом, в системе органов внутренних дел в частности.

В настоящее время перед органами внутренних дел встают важнейшие задачи повышения уровня политического правосознания, общей и профессиональной культуры своих сотрудников.

Многие службы и подразделения органов внутренних дел Российской Федерации работают практически в экстремальных условиях – реальные нагрузки на сотрудников значительно превосходят допустимые. Правоохранительные органы испытывают острый дефицит кадров. Это объясняется тем, что государство не имеет возможности обеспечить своим служащим достойный уровень денежного содержания, реализовать в полной мере предоставленные им и закрепленные в законодательстве социальные гарантии и льготы.

Выход из сложившейся ситуации можно найти в использовании внутренних резервов системы МВД РФ, перераспределении существующих ресурсов. Важное значение могло бы иметь совершенствование организационной структуры органов внутренних дел Российской Федерации, но данный вопрос также является достаточно проблемным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
  3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.01.2012) «О прокуратуре Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»
  5. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (в ред. от 19.09.2011) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»
  6. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции»
  7. Указ Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка»
  8. Аврутин Ю.Е. и др. Правопорядок: организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации: Монография. - М., 2009.
  9. Административная деятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2009.
  10. Александров H.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. - М., 2007.
  11. Алексеев С.С. Право и перестройка: вопросы, раздумья, прогнозы. - М. 2007.

 


 



Информация о работе Роль и место ОВД в современном государстве