Русская Правда - свод законов древнерусского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 07:24, доклад

Описание работы

Ру́сская Пра́вда (древнерус. правда роусьскаΙа, или правда рускаа, здесь «правда» в значении лат. iustitia, греч. δικαίομα) - сборник правовых норм Древней Руси.
Связана с Ярославом Мудрым.
Первооткрывателем Русской Правды является В.Н. Татищев, обнаруживший Краткую её редакцию.
Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.
Источники, содержащие Русскую Правду, списки и редакции Русской Правды
Не сохранилось ранних списков (экземпляров) Русской Правды. Имеются только сравнительно поздние списки.

Файлы: 1 файл

Ру́сская Пра́вда.docx

— 139.92 Кб (Скачать файл)

Ру́сская Пра́вда (древнерус. правда роусьскаΙа, или правда рускаа, здесь «правда» в значении лат. iustitia, греч. δικαίομα) - сборник правовых норм Древней Руси.

Связана с Ярославом Мудрым.

Первооткрывателем Русской Правды является В.Н. Татищев, обнаруживший Краткую её редакцию.

Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

Источники, содержащие Русскую Правду, списки и редакции Русской Правды

Не сохранилось ранних списков (экземпляров) Русской Правды. Имеются  только сравнительно поздние списки.

Краткая Правда известна в 2 списках (прочие списки сделаны в Новое время  с этих двух и связаны с В.Н. Татищевым) Новгородской первой летописи младшего извода - Комиссионном и Академическом XV в. В Новгородской первой летописи мл. извода под 1016 г. помещен рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после победы над которым при Любече, Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды.

Пространная Правда известна в списках XIII — XV и более поздних веков Кормчих книг, Мерила Праведного, других рукописных сборников и летописей. В заголовке содержит имя Ярослава Владимировича (Ярослав Мудрый).

Сокращенная Правда существует в двух списках Кормчих XVII в. Также содержит в заголовке имя Ярослава Владимировича.

 
Русская Правда чаще всего соседствует  с церковными правовыми текстами.

Происхождение[править | править исходный текст]


Русская Правда аналогична более ранним европейским правовым сборникам, в том числе так называемым германским правдам, например, «Салической правде» — сборнику законодательных актов Франкского государства. Также известны Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V—VI вв. н. э., и др. К варварским правдам относятся и англосаксонские судебники, а также ирландский, алеманский, баварский и некоторые другие юридические сборники. Наименование этих сборников законов «правдами» — условно. В латинских источниках - Lex Salica — "Салический закон".

Вопрос о времени происхождения  древнейшей части Русской Правды спорен. Большинство современных  исследователей связывают Древнейшую Правду (первая часть Краткой редакции) с именем Ярослава Мудрого. Период создания Древнейшей Правды — 1019—1054 гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного восточнославянского обычного права, с включением элементов византийского права и бытовавших в среде руси элементов скандинавского права, а также церковного влияния. Как полагает И.В. Петров, Русская правда "явилась конечным кодифицированным результатом эволюции Древнерусского права", прошедшего несколько этапов в своем развитии.[1]

Состав


«Чтение народу Русской Правды в  присутствии великого князя Ярослава» (Картина Алексея Кившенко)

Краткая редакция состоит из следующих  правовых текстов:

  • Правда Ярослава, 1016 (большинство ученых) или 1030-е гг. (С.В. Юшков, М.Н. Тихомиров)(ст. 1–18);
  • Правда Ярославичей (Изяслава, Всеволода, Святослава, младший из трех князей Всеволод назван перед средним Святославом), не имеет точной даты (ст. 19–41);
  • Покон вирный — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е гг. (ст. 42);
  • Урок мостникам — регулирование оплаты труда мостников — строителеймостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов — 1020-еили 1030-е гг. (ст. 43).

Краткая редакция состоит из 43 статей. Первая её часть, наиболее древняя, отмечает сохранение обычая кровной мести, отсутствие чёткой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 19–43) отражает дальнейший процесс развития правовых отношений: включает повышенные штрафы за убийство привилегированных слоев общества.

Пространная редакция состоит из двух частей — Устава Ярослав Владимировича и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха, входивших в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями, принятыми во время киевского княжения Владимира Мономаха. По другой версии к Уставу Владимира Мономаха можно отнести только ст. 53, содержащую упоминание князя. Пространная Правда была составлена в XII в. В дальнейшем с XIII в. Русская Правда использовалась в Новгороде в церковном суде по светским делам (Я.Н. Щапов). Число статей — около 121. Пространная редакция отражала дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии землевладельцев, зависимое положение смердов, закупов, холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития княжеского и боярского землевладения, уделяется много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования Пространная Правда определяла порядок заключения ряда договоров, а также передачу имущества по наследству.

Сокращенная редакция относится к  значительно более позднему периоду. По А.А. Зимину составлена в XVI – начале XVII в. как сокращение Пространной и попытка приспособить ее в действовавшему праву путем исключения устаревших норм. По М.Н. Тихомирову, сложилась в конце XV в. в Московском княжестве после присоединения к нему в 1472 году территории Великой Перми, где и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте; восходит к тексту такому же древнему как и другие две редакции. Число статей - 50.

Правовая  система


Уголовное право

Как и в других ранних правовых системах, где предусматривалась  смертная казнь, Русская Правда отличает убийство неумышленное, «в сваде», то есть во время ссоры, от умышленного - «в обиду» и от убийства «в разбое». Различалась причинение тяжкого или слабого ущерба, а также действия, наиболее оскорбительные для пострадавшего, например, отсечение усов или бороды, каравшиеся высоким штрафом[2]. При этом Русская Правда содержит следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности —кровной мести, по ст. 1 Краткой Правды: "Убьеть муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову".

Уголовные санкции

Княжеские штрафы и частные вознаграждения в Русской Правде исчислялись  в гривнах, кунах, гривнах кун и других денежных единицах.

Штрафы в пользу князя

  • Вира - штраф за убийство свободного мужчины ("а в холопѣ и в робѣ виры нѣтуть", ст. 89 Пространной Правды). За простого свободного человека платилась вира в 40 гривен. За княжеского мужа, тиуна огнищного и конюшего платилась двойная вира в 80 гривен.
  • Полувирье - штраф за убийство женщины и тяжкие увечья свободному человеку: "Аче ли утнеть руку, и отпадеть рука или усохнеть или нога, или око, или нос утнеть, то полувирье 20 гривенъ, а тому за вѣкъ 10 гривенъ" (ст. 27 Пространной Правды).
  • Продажа - штраф за другие уголовные преступления - нанесение менее тяжких телесных повреждений, кражу и др. Исчислялся различными суммами, но, как правило, небольшими в сравнении с вирой.

Плата пострадавшим

  • Головничество (ст. 5 Пространной Правды) - плата в пользу родственников убитого.
  • Плата "за обиду" - как правило, плата потерпевшему.
  • Урок - плата хозяину за украденную или испорченную вещь или за убитого холопа.

Новгородская гривна, селище в районе Копорья

Поток и разграбление

  • Наиболее тяжкими преступлениями считались разбой, поджог и конокрадство. Преступник подвергался потоку и разграблению. Первоначально это была высылка преступника и конфискация имущества, позднее — преступник обращался в рабство, а имущество его подвергалось разграблению.

"Будеть ли сталъ на разбои безъ всякоя свады, то за разбоиника люди не платять, но выдадять и всего съ женою и с дѣтми на потокъ и на разграбление" (ст. 7 Пространной Правды).

"аще будеть коневыи тать, выдати князю на потокъ" (ст. 35 Пространной Правды)

"Аже зажьжеть гумно, то на потокъ и на грабежь домъ его, переди пагубу исплатившю, а въ процѣ князю поточити и. Тако же аже кто дворъ зажьжеть" (ст. 83 Пространной Правды).

Частное право

По Русской Правде купец мог  отдавать имущество на хранение (поклажа). Совершались ростовщические операции: в рост давались деньги - отданное (исто) возвращалось с процентами (резы), или продукты с возвратом в пропорционально большем размере. Подробно представлены нормы наследственного права. Предусматривалось наследование как по закону, так и по завещанию, "ряду".

Процессуальное право

Иван  Билибин. Суд во времена Русской Правды.

За уголовные правонарушения предусматривался княжий суд - суд, осуществлявшийся представителем князя. Пойманного на дворе в ночное время вора можно было убить на месте или вести на княжий суд. В частном праве существовал  состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны  и сами осуществляют процессуальные действия. Предусматривался определённый порядок взыскания долга с  несостоятельного должника.

Некоторые понятия

  • «Закличють и на торгу» - объявление о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества) в людном месте, «на торгу». Объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении 3-х дней с момента объявления, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.
  • «Свод» - многозначный термин. Мог означать показания свидетелей или процедуру поиска пропавшей вещи. В последнем случае лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Он и признавался вором (татем). Если свод выходил за пределы общины, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица, на которого возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод.
  • "Слѣдъ гнати" (ст. 77 Пространной Правды), гонение следа. Если вор не будет обнаружен, его ищут по следу; если след приведет к селу или к торговому стану и люди не отведут от себя следа, не поедут вести расследование или силой откажутся, они должны платить за украденное и штраф князю и вести расследование с другими людьми и со свидетелями; если след потеряется на большой торговой дороге и рядом не будет села или будет незаселенная местность, не украденное не возмещается и штраф князю не платится.

Судебные доказательства

  • Вещественные доказательства, внешние признаки. Так, наличие синяков или крови на пострадавшем было достаточным доказательством того, что его избил тот, кого он обвинял.
  • Если вещественных доказательств не было, применялись свидетельские показания - свод. Различалось две категории свидетелей — видоки и послухи. Видоки — очевидцы факта. Послухи — лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Под послухами могли пониматься и свидетели доброй славы, которые должны были показать, что ответчик или истец — люди, заслуживающие доверия.
  • Если не было и свидетелей, для решения тяжбы обращались к Богу. Истец или ответчик подтверждали свои показания особым образом: шли на роту, подвергались испытанию водой или железом (то же, что западноевропейские ордалии). В частном праве эти виды доказательств зависели от суммы иска. При наименьшей сумме иска - рота, если сумма больше - испытание водой, при самой высокой сумме - испытание железом. "Идти на роту" означало принести присягу, то есть совершить целование креста (крестоцелование) или иконы и произнести свои показания. Считалось, что, совершив такую присягу, человек не может лгать, иначе будет обречен на вечные муки в загробной жизни. Если человек выносил испытание водой или железом, считалось, что он делает это с божьей помощью и его показания верны.

Социальные  категории по Русской Правде


Княжеский знак Ярослава 

 

«Новгородский торг», картина А.М. Васнецова 

 

Знать и привилегированные слуги

  • Знать в Русской Правде представлена князем и его старшими дружинниками - боярами. Князю идут штрафы, имущество которого защищают некоторые статьи, и именем которого вершится суд.
  • Привилегированное положение имели тиуны, огнищане - высокопоставленные княжеские и боярские слуги, а также княжеский старший конюх ("конюхъ старыи" ст. 23 Краткой Правды).

Ярослав Мудрый. Портрет из Царского титулярника XVII в. 

 

Рядовые свободные жители

Основное  действующее лицо Русской Правды - муж - свободный мужчина.

По ст. 1 Краткой Правды (близко содержание ст. 1 Пространной Правды) если за убитого  никто не мстит, платится вира в 40 гривен, "аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ".

Информация о работе Русская Правда - свод законов древнерусского права