Русский анархизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

Содержание работы

1.Введение
2.Основная часть.
2.1 Принципы и направления анархизма
2.2 Основные направления в анархизме
2.3 Основоположник русского анархизма М.А. Бакунин
2.3.1 Теоретические взгляды М.А.Бакунина
2. 4 П.А. Кропоткин – теоретик анархизма
2.5 Н. И. Махно и его взгляды на государство и власть
3. Заключение

Файлы: 1 файл

реферат политология.docx

— 48.54 Кб (Скачать файл)

2.3 Основоположник русского анархизма  М.А. Бакунин

 

        Михаил  Александрович  Бакунин  (1814-1876) - русский   революционер, один  из видных представителей революционного  народничества и анархизма. 

       Он вырос  в семье тверского помещика  принадлежавшего к древнему дворянскому   роду  и здесь  получил   свое начальное образование и  воспитание.

Последующие годы Бакунин  посвятил философскому самообразованию  и провел большей частью в Москве.

Формирование политических  взглядов Бакунина происходило в  обстановке напряженных идейных  исканий в период,   последовавший  за восстанием декабристов. Уже в  первых его работах проглядывает самостоятельное  политическое мышление.

      С именем  Бакунина связано зарождение  и распространение идей так  называемого коллективистского   анархизма - одного из заметных  направлений в идеологии мелкобуржуазной   революционности. Бакунинская политическая теория вырабатывалась  в период начальных шагов организованного рабочего  движения (Интернационал), первых самостоятельных выступлений  пролетариата  на  общенациональной политической сцене  (Парижская комунна 1871 года во Франции).

Наиболее сильными сторонами  учения Бакунина были яркие  разоблачения эксплуатации и всевозможных форм гнета  в современных ему обществах, протест против религии.

В анархическом идеале Бакунина переплелись  традиции просветительства с идеями русского утопического крестьянского  социализма.  Ко  времени окончательного перехода  русского революционера  на позиции анархического  социализма, в самом анархическом течении  в странах капиталистической  Европы уже наметилось несколько  идейных  направлений,  преимущественно  мирных по своим целям и средствам.  Анархизм все больше становился мелкобуржуазным  политико-правовым учением.

 

2.3.1 Теоретические взгляды М.А.Бакунина

  М.А.Бакунин, на первое место выдвигал борьбу всеми дозволенными способами с государством и его институтами и громогласно объявил себя врагом любой власти. В манифесте-книге “Государственность и Анархия” -  он предложил своим последователям единственную форму революционной борьбы - немедленное всенародное восстание для разрушения государственного строя. Взамен предлагалось организация вольного братского союза “производительных ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих безгранично, потому свободно, людей всех языков и народностей”

 Происхождение государства Бакунин рассматривает с идеалистических позиций. Природа человека двойственна. Лучшие ее черты и инстинкты - зародыш вольной безгосударственной организации будущего. Худшие - основа для возникновения государства. На дурных инстинктах и страстях, на предосудительных свойствах ума и характера людей “замешано”, по Бакунину, государство. Так, возникновение государства в Германии он связывает с тем, что “в немецкой крови, в немецком инстинкте, в немецкой традиции есть страсть государственного порядка и государственной дисциплины”. Идиотизм, глупость людей считаются им главным условием рабства. Но не единственным! Государство исторически возникает “во всех странах от союза насилия с, опустошения и грабежа”.

Государство означает “насилие, господство посредством  насилия, замаскированного, если можно, и, в крайнем случае, бесцеремонного и откровенного”. В других работах  это понятие Бакунин дополняет: “Если есть государство, то непременно есть господство, следовательно, и рабство; государство без рабства, открытого  или замаскированного, немыслимо”. “Кто говорит государство и власть, тот говорит господство”.

Вместо государства  Бакунин помышляет создать после  социальной революции новый строй, основанный на “идее свободы”. Свобода  индивидов и ассоциаций выступает  при этом как некий априорный  принцип, определенным образом сочетаемый в его умозрительной концепции  с принципом равенства, справедливости, солидарности, а также с требованиями анархистской программы. Важнейшими среди них стало в конечном итоге требование разрушения государства, а также всякого, опирающегося на принуждение авторитета, которые, как считали анархисты, в принципе несовместимы со свободой и равенством людей и коллективов. Но это не означает распада общественных связей. Государство заменяется федерацией свободных самоуправляющихся общин в духе Прудона.

Он стремится к  организации общества и коллективной собственности снизу вверх посредством  вольного объединения, ассоциирования людей, которые во взаимоотношениях друг с другом будут руководствоваться  нормами нравственности. Бакунин  считал, что только таким образом  можно будет достичь свободы  каждого. “Я становлюсь действительно  свободным лишь благодаря свободе  других, так что, чем больше количество свободных людей, окружающих меня, чем  глубже и шире их свобода, тем распространеннее, глубже и шире становится моя свобода”. Свобода нужна для развития индивидом  всех своих способностей и полного  пользования ими путем воспитания, научного образования и материального  благополучия. Отсюда следует, что свобода, по Бакунину, есть не самоцель, но то обязательное условие, наличие которого реализацию идеала будущего - анархоколлективистской организации общества.

С высоты своего идеала Бакунин опять возвращается к анализу сущности государства, его природы. Свобода никогда  не уживается с политической властью, поэтому все властное, все построенное  на принуждении должно безоговорочно  отвергаться. Всякое государство по условиям и цели своего существования  составляет диаметральную противоположность  человеческой справедливости, свободе  и нравственности. И поэтому нет  большой разницы между полуварварской всероссийской империей и самым цивилизованным государством Европы.

Суть  всякой государственной власти, всякого  правительства в порабощении  народа. Для народа, для трудящихся государство всегда останется тюрьмой, “хотя оно десять раз назвало себя народным и было разукрашено наидемократическими формами”. Следует иметь ввиду, что бакунинский пафос отрицания государственности во многом основывался на анализе действительных противоречий и антагонизмов современного ему буржуазного общества. “Граждане и рабы - антагонизм, существовавший в древнем мире и рабовладельческих государствах нового типа. Граждане и рабы, т.е. принужденные работники, рабы если не по праву, то на деле - вот антагонизм современного мира. Подобно тому, как древние государства погибли от рабства, так современные государства погибнут от пролетариата”.

М. Бакунин полагал, что  власть политических норм и законов  есть особая власть, требующая специфических  способов отображения и обращения  с нею. Если эти нормы исходят  от верхов и не учитывают интересы рядовых граждан, то такая власть должна уничтожаться. Однако если эти  порядки и правила инициируются самим населением, то такая устанавливаемая власть, напротив, должна последовательно укрепляться и развиваться.

,,Будущее общество  Бакунин представлял себе как  вольную организацию рабочих  масс снизу вверх, федерацию  самоуправляющихся трудовых общин  и артелей без центральной  власти и управления: “Государство  должно раствориться в обществе, организованном на началах справедливости».

 

2. 4 П.А. Кропоткин – теоретик анархизма

 

Князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) происходил из аристократического рода, но выбрал не блестящую придворную карьеру, а  сначала занятия естественными  науками, затем — революционную деятельность. Совершив поездку за границу, Кропоткин под впечатлением от опыта Парижской коммуны 1871 г. и от общения с бакунистами из Юрской федерации осознает себя анархистом.

В 1872—1874 гг. князь активно участвовал в  революционной пропаганде кружка чайковцев: вел агитацию среди рабочих, популяризировал социалистические идеи в литературных произведениях, написал программу кружка. В 1874 г. последовали арест и заключение в Петропавловской крепости. После дерзкого побега из военного госпиталя Кропоткин на 40 лет оказался в эмиграции, где стал признанным вождем и теоретиком международного анархизма, а также авторитетным ученым.

Кропоткин утверждал, что анархизм есть нечто  большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества. Анархизм, кроме того, представляет собой «философию как природы, так и общества». Как и Бакунин, Кропоткин резко выступал против государства и «государственного социализма», считал, что трудящиеся сами в состоянии «выработать строй, основанный на их личной и коллективной свободе. Теоретик анархии считал возможным установление «безгосударственного коммунизма» на основе «союза сельскохозяйственных общин, производственных артелей и ассоциаций людей по интересам» По мнению П. А. Кропоткина, совершенно недопустимо отождествлять правительство и государство, ведь последнее включает в себя не только существование власти над определённой частью общества, но и сосредоточение управления, общественной жизни в одном центре. Наличие государства, помимо всего прочего, предполагает возникновение новых отношений как между различными группами населения, так и между отдельными членами общества.

П. А. Кропоткин смотрит на историю как на две параллельные «враждебные традиции: римская и народная, императорская и федералистская, традиция власти и традиция свободы, — и когда возникает вопрос о выборе, — мы пристаём к тому течению, которое ещё в XII веке привело людей к организации, основанной на свободном соглашении, на свободном почине личности, на вольной федерации тех, кто нуждается в ней. Пусть другие стараются удержаться за традиции канонического императорского Рима»! В обосновании этого он отмечает, что в XII—XVI веках Европа была покрыта множеством богатых городов, их ремесленники, учёные, зодчие производили чудеса искусства, открывали многое в различных областях знаний, их университеты закладывали основу науки, караваны, пересекая океаны, не только пополняли казну, но и возлагали новые знания на алтарь географии. Современное же искусство, по мнению П. А. Кропоткина, превосходит средневековое только в скорости, в динамике своего развития, а отнюдь не в качестве.

Анархическая теория П. А. Кропоткина очень интересно критикует капитализм и поведение государства в таком состоянии экономики. Традиционно считают, что государство есть утверждение идеи высшей справедливости в обществе и что капитализм привносит теорию невмешательства — пусть делают, что хотят. Но в той же революционной Франции правительство позволяет нажиться за счёт рабочих, попросту не вмешиваясь. Якобинский конвент: за стачку, за образование государства в государстве — смерть!

Из ситуации возникает  неизбежная дилемма, как пишет П. А. Кропоткин: «Или государство раздавит личность и местную жизнь, завладеет всеми областями человеческой деятельности, принесёт с собой войны и внутреннюю борьбу из-за обладания властью, поверхностные революции, лишь сменяющие тиранов, и — как неизбежный конец — смерть. Или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникнет в тысяче и тысяче центров, на почве энергической, личной и групповой инициативы, на почве вольного соглашения… Если вы хотите, как мы, чтобы полная свобода индивидуума и его жизни были уважаемы — вы поневоле принуждены будете отвергнуть владычество человека над человеком, какого бы вида оно ни было; вы будете принуждены принять принципы анархизма, которые вы так долго отвергали».

Общественным  идеалом Кропоткина был анархический (безгосударственный) коммунизм, в котором революционным путём (социальная революция) будет полностью ликвидирована частная собственность. Будучи убеждённым противником любой формы государственной власти, Кропоткин не принимал идею диктатуры пролетариата.

 

2.5 Н. И. Махно и его взгляды  на государство и власть

 

Махно Нестор Иванович (17.10.1889-06.07.1934) - анархист (с 1905).

 В  период революции 1905—1907 сблизился  с анархистами, участвовал в  революционной деятельности. В 1909 г., находясь в анархической группе  Вольного союза анархистов-коммунистов,  которая признавала террор как средство борьбы с существующей властью, убил полицейского пристава. Арестован, осужден на смерть, приговор заменили 20 годами каторги. В заключении в Бутырской тюрьме (1909—03.1917). Освобожден 03.1917 как политический заключенный, уехал на Украину. Жил в станице Гуляй-Поле. Избран председателем Совета крестьянских депутатов в Гуляй-Поле. Создал (04.1918) анархистский отряд и вступил в борьбу с австро-немецкими оккупационными и гетманскими войсками в районе Гуляй-Поля — Екатеринослава; за храбрость выбран и назван «Батькой»

Будучи убеждённым антигосударственником, он отмечал как положительное то, что покончено с буржуазным государством. Но "то обстоятельство, что этот революционный переворот привёл к власти партию большевиков и левых социалистов-революционеров, не обольщало украинских революционных тружеников", по его мнению, "сознательные крестьяне и рабочие видели в этом новый этап вмешательства власти в рев. творчество тружеников на местах и, следовательно, новую волну борьбы власти с народом". С другой стороны. Махно утверждал, что октябрь 1917 явился "инициатором в борьбе против пр-ва за право расширения и углубления антигосударственнического революционного процесса", а потому в первые два месяца... торжество октябрьского  переворота в России украинскими тружениками на местах было только приветствовано".

 Гуляйпольским анархистам Махно писал: "Общими усилиями займемся разрушением рабского строя, чтобы вступить самим и ввести Других наших братьев на путь нового строя. Организуем его на началах свободной общественности, содержание которой позволит всему не эксплуатирующему чужого труда населению свободно и независимо от государства и его чиновников, хотя бы и красных, строить всю свою социально-общественную жизнь совершенно самостоятельно у себя на местах, в своей среде...»

 

3. Заключение

 

Первыми анархистами  России можно считать народников, идеология которых  основывалась на системе «самобытности» и самобытном, пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины.

Далее, следуя идеям Пьера Жозефа Прудона, сформировалось анархистское движение в России.

Анархисты – Бакунин, Кропоткин и другие считали государство  пережитком прошлого, машиной, подавляющей  волю людей, средством для угнетения  слабых сильными. В то же время Бакунин и Кропоткин были скорее теоретиками анархизма, по сравнению с Нестором Махно, который стремился перейти от теоретического анархизма к практическому его применению.

Русские анархисты в своем понимании  устройства государства придерживались мнения, что оно должно опираться на идеях свободы воли, Кропоткин же верил в идеал безгосударственного коммунизма, в котором революционным путём (социальная революция) будет полностью ликвидирована частная собственность. Будучи убеждённым противником любой формы государственной власти, Кропоткин не принимал идею диктатуры пролетариата.

Русские анархисты – блестящие теоретики, которые, на мой взгляд, не смогли бы претворить свои идеи в жизнь, так  как человек уже не может жить без централизованной власти, без  аппарата принуждения, основываясь  лишь на законах морали и справедливости… 

 

 

Список литературы

 

www. ru.wikipedia.org

www.hrono.ru

 


Информация о работе Русский анархизм