Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:35, реферат
Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.
1.Введение
2.Основная часть.
2.1 Принципы и направления анархизма
2.2 Основные направления в анархизме
2.3 Основоположник русского анархизма М.А. Бакунин
2.3.1 Теоретические взгляды М.А.Бакунина
2. 4 П.А. Кропоткин – теоретик анархизма
2.5 Н. И. Махно и его взгляды на государство и власть
3. Заключение
2.3 Основоположник русского
Михаил
Александрович Бакунин (1814-1876)
- русский революционер, один
из видных представителей
Он вырос
в семье тверского помещика
принадлежавшего к древнему
Последующие годы Бакунин посвятил философскому самообразованию и провел большей частью в Москве.
Формирование политических взглядов Бакунина происходило в обстановке напряженных идейных исканий в период, последовавший за восстанием декабристов. Уже в первых его работах проглядывает самостоятельное политическое мышление.
С именем
Бакунина связано зарождение
и распространение идей так
называемого коллективистского
Наиболее сильными сторонами учения Бакунина были яркие разоблачения эксплуатации и всевозможных форм гнета в современных ему обществах, протест против религии.
В анархическом идеале Бакунина переплелись традиции просветительства с идеями русского утопического крестьянского социализма. Ко времени окончательного перехода русского революционера на позиции анархического социализма, в самом анархическом течении в странах капиталистической Европы уже наметилось несколько идейных направлений, преимущественно мирных по своим целям и средствам. Анархизм все больше становился мелкобуржуазным политико-правовым учением.
2.3.1 Теоретические взгляды М.А.
М.А.Бакунин, на первое место выдвигал борьбу всеми дозволенными способами с государством и его институтами и громогласно объявил себя врагом любой власти. В манифесте-книге “Государственность и Анархия” - он предложил своим последователям единственную форму революционной борьбы - немедленное всенародное восстание для разрушения государственного строя. Взамен предлагалось организация вольного братского союза “производительных ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих безгранично, потому свободно, людей всех языков и народностей”
Происхождение государства Бакунин рассматривает с идеалистических позиций. Природа человека двойственна. Лучшие ее черты и инстинкты - зародыш вольной безгосударственной организации будущего. Худшие - основа для возникновения государства. На дурных инстинктах и страстях, на предосудительных свойствах ума и характера людей “замешано”, по Бакунину, государство. Так, возникновение государства в Германии он связывает с тем, что “в немецкой крови, в немецком инстинкте, в немецкой традиции есть страсть государственного порядка и государственной дисциплины”. Идиотизм, глупость людей считаются им главным условием рабства. Но не единственным! Государство исторически возникает “во всех странах от союза насилия с, опустошения и грабежа”.
Государство означает “насилие, господство посредством насилия, замаскированного, если можно, и, в крайнем случае, бесцеремонного и откровенного”. В других работах это понятие Бакунин дополняет: “Если есть государство, то непременно есть господство, следовательно, и рабство; государство без рабства, открытого или замаскированного, немыслимо”. “Кто говорит государство и власть, тот говорит господство”.
Вместо государства
Бакунин помышляет создать
Он стремится к
организации общества и коллективной
собственности снизу вверх
С высоты
своего идеала Бакунин опять возвращается
к анализу сущности государства,
его природы. Свобода никогда
не уживается с политической властью,
поэтому все властное, все построенное
на принуждении должно безоговорочно
отвергаться. Всякое государство по
условиям и цели своего существования
составляет диаметральную
Суть всякой государственной власти, всякого правительства в порабощении народа. Для народа, для трудящихся государство всегда останется тюрьмой, “хотя оно десять раз назвало себя народным и было разукрашено наидемократическими формами”. Следует иметь ввиду, что бакунинский пафос отрицания государственности во многом основывался на анализе действительных противоречий и антагонизмов современного ему буржуазного общества. “Граждане и рабы - антагонизм, существовавший в древнем мире и рабовладельческих государствах нового типа. Граждане и рабы, т.е. принужденные работники, рабы если не по праву, то на деле - вот антагонизм современного мира. Подобно тому, как древние государства погибли от рабства, так современные государства погибнут от пролетариата”.
М. Бакунин полагал, что власть политических норм и законов есть особая власть, требующая специфических способов отображения и обращения с нею. Если эти нормы исходят от верхов и не учитывают интересы рядовых граждан, то такая власть должна уничтожаться. Однако если эти порядки и правила инициируются самим населением, то такая устанавливаемая власть, напротив, должна последовательно укрепляться и развиваться.
,,Будущее общество
Бакунин представлял себе как
вольную организацию рабочих
масс снизу вверх, федерацию
самоуправляющихся трудовых
2. 4 П.А. Кропоткин – теоретик анархизма
Князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) происходил из аристократического рода, но выбрал не блестящую придворную карьеру, а сначала занятия естественными науками, затем — революционную деятельность. Совершив поездку за границу, Кропоткин под впечатлением от опыта Парижской коммуны 1871 г. и от общения с бакунистами из Юрской федерации осознает себя анархистом.
В 1872—1874 гг. князь активно участвовал в революционной пропаганде кружка чайковцев: вел агитацию среди рабочих, популяризировал социалистические идеи в литературных произведениях, написал программу кружка. В 1874 г. последовали арест и заключение в Петропавловской крепости. После дерзкого побега из военного госпиталя Кропоткин на 40 лет оказался в эмиграции, где стал признанным вождем и теоретиком международного анархизма, а также авторитетным ученым.
Кропоткин утверждал, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества. Анархизм, кроме того, представляет собой «философию как природы, так и общества». Как и Бакунин, Кропоткин резко выступал против государства и «государственного социализма», считал, что трудящиеся сами в состоянии «выработать строй, основанный на их личной и коллективной свободе. Теоретик анархии считал возможным установление «безгосударственного коммунизма» на основе «союза сельскохозяйственных общин, производственных артелей и ассоциаций людей по интересам» По мнению П. А. Кропоткина, совершенно недопустимо отождествлять правительство и государство, ведь последнее включает в себя не только существование власти над определённой частью общества, но и сосредоточение управления, общественной жизни в одном центре. Наличие государства, помимо всего прочего, предполагает возникновение новых отношений как между различными группами населения, так и между отдельными членами общества.
П. А. Кропоткин смотрит на историю как на две параллельные «враждебные традиции: римская и народная, императорская и федералистская, традиция власти и традиция свободы, — и когда возникает вопрос о выборе, — мы пристаём к тому течению, которое ещё в XII веке привело людей к организации, основанной на свободном соглашении, на свободном почине личности, на вольной федерации тех, кто нуждается в ней. Пусть другие стараются удержаться за традиции канонического императорского Рима»! В обосновании этого он отмечает, что в XII—XVI веках Европа была покрыта множеством богатых городов, их ремесленники, учёные, зодчие производили чудеса искусства, открывали многое в различных областях знаний, их университеты закладывали основу науки, караваны, пересекая океаны, не только пополняли казну, но и возлагали новые знания на алтарь географии. Современное же искусство, по мнению П. А. Кропоткина, превосходит средневековое только в скорости, в динамике своего развития, а отнюдь не в качестве.
Анархическая теория П. А. Кропоткина очень интересно критикует капитализм и поведение государства в таком состоянии экономики. Традиционно считают, что государство есть утверждение идеи высшей справедливости в обществе и что капитализм привносит теорию невмешательства — пусть делают, что хотят. Но в той же революционной Франции правительство позволяет нажиться за счёт рабочих, попросту не вмешиваясь. Якобинский конвент: за стачку, за образование государства в государстве — смерть!
Из ситуации возникает неизбежная дилемма, как пишет П. А. Кропоткин: «Или государство раздавит личность и местную жизнь, завладеет всеми областями человеческой деятельности, принесёт с собой войны и внутреннюю борьбу из-за обладания властью, поверхностные революции, лишь сменяющие тиранов, и — как неизбежный конец — смерть. Или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникнет в тысяче и тысяче центров, на почве энергической, личной и групповой инициативы, на почве вольного соглашения… Если вы хотите, как мы, чтобы полная свобода индивидуума и его жизни были уважаемы — вы поневоле принуждены будете отвергнуть владычество человека над человеком, какого бы вида оно ни было; вы будете принуждены принять принципы анархизма, которые вы так долго отвергали».
Общественным идеалом Кропоткина был анархический (безгосударственный) коммунизм, в котором революционным путём (социальная революция) будет полностью ликвидирована частная собственность. Будучи убеждённым противником любой формы государственной власти, Кропоткин не принимал идею диктатуры пролетариата.
2.5 Н. И. Махно и его взгляды на государство и власть
Махно Нестор Иванович (17.10.1889-06.07.1934) - анархист (с 1905).
В
период революции 1905—1907 сблизился
с анархистами, участвовал в
революционной деятельности. В 1909
г., находясь в анархической
Будучи убеждённым антигосударственником, он отмечал как положительное то, что покончено с буржуазным государством. Но "то обстоятельство, что этот революционный переворот привёл к власти партию большевиков и левых социалистов-революционеров, не обольщало украинских революционных тружеников", по его мнению, "сознательные крестьяне и рабочие видели в этом новый этап вмешательства власти в рев. творчество тружеников на местах и, следовательно, новую волну борьбы власти с народом". С другой стороны. Махно утверждал, что октябрь 1917 явился "инициатором в борьбе против пр-ва за право расширения и углубления антигосударственнического революционного процесса", а потому в первые два месяца... торжество октябрьского переворота в России украинскими тружениками на местах было только приветствовано".
Гуляйпольским анархистам Махно писал: "Общими усилиями займемся разрушением рабского строя, чтобы вступить самим и ввести Других наших братьев на путь нового строя. Организуем его на началах свободной общественности, содержание которой позволит всему не эксплуатирующему чужого труда населению свободно и независимо от государства и его чиновников, хотя бы и красных, строить всю свою социально-общественную жизнь совершенно самостоятельно у себя на местах, в своей среде...»
3. Заключение
Первыми анархистами России можно считать народников, идеология которых основывалась на системе «самобытности» и самобытном, пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины.
Далее, следуя идеям Пьера Жозефа Прудона, сформировалось анархистское движение в России.
Анархисты – Бакунин, Кропоткин и другие считали государство пережитком прошлого, машиной, подавляющей волю людей, средством для угнетения слабых сильными. В то же время Бакунин и Кропоткин были скорее теоретиками анархизма, по сравнению с Нестором Махно, который стремился перейти от теоретического анархизма к практическому его применению.
Русские анархисты в своем понимании устройства государства придерживались мнения, что оно должно опираться на идеях свободы воли, Кропоткин же верил в идеал безгосударственного коммунизма, в котором революционным путём (социальная революция) будет полностью ликвидирована частная собственность. Будучи убеждённым противником любой формы государственной власти, Кропоткин не принимал идею диктатуры пролетариата.
Русские
анархисты – блестящие
Список литературы
www. ru.wikipedia.org
www.hrono.ru