Русский космизм и его роль в развитии отечественной науки
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 11:58, контрольная работа
Описание работы
В непростое время переходного периода, когда исчезли многие старые цели, задачи, идеологические схемы, когда идет мучительный поиск новых идеологических концепций, могущих стать точкой опоры для движения общества вперед, необходимо не забывать пословицу "новое - хорошо забытое старое". Т
Содержание работы
Введение 1. Русский космизм - предыстория и общая характеристика 2. Н.Ф. Федоров - основатель русского космизма. Его краткая биография и мировоззренческо-философская система 2.1 Развитие идей русского космизма в науке. Представители русского космизма - Циолковский, Чижевский, Вернадский и их творчество 2.2 Русский космизм и педагогическая мысль - Педагогические идеи русских космистов Н. Федорова и Д. Андреева и их продолжение в современной педагогике Заключение Библиография
Согласно этой гипотезе, сила,
извлекаемая из воздушных токов и сообщаемая
разным слоям земли, будет производить
в них правильные сотрясения, заменяющие
нынешние разрушительные землетрясения,
которые однако открывают ходы водам,
собирателям частиц праха умерших. Наука
бесконечно малых молекулярных движений,
ощутимых только чутким слухом сынов,
вооруженных тончайшими органами зрения
и слуха, будет разыскивать не драгоценные
камешки или частицы благородных металлов,
ибо разыскателями будут не гуманисты,
которым все родительское, отеческое чуждо,
а совершеннолетние сыны; они будут разыскивать
молекулы, входившие в состав существ,
отдавших им жизнь. Воды, выносящие из
недр земли прах умерших, сделаются послушными
совокупной воле сынов и дочерей человеческих
и будут действовать под влиянием лучей
света, которые не будут уже слепы, как
лучи тепла, не будут и холодно-бесчувственны;
химические лучи станут способными к выбору,
т.е. под их влиянием сродное будет соединяться,
а чуждое отделяться. Это значит, что лучи
станут орудием совокупной, благой воли
сынов человеческих.
Ход и способ обращения лучей
разного рода в орудие воли можно представить
следующим образом: вибрации или содрогания,
коим подвергались частицы, находясь в
организме, остаются и по выходе частиц
из организма и по разрушении тела. Толстые,
плотные слои, которыми прикрыты частицы,
не для всякого рода вибраций будут непрозрачны.
Лучи от этих содроганий, проникая к поверхности,
идут вместе с отраженными и другими лучами,
составляя не только наружный образ земли
и живущих на ней, но и внутренний с разлагающимися
в ней умершими. При управлении или регуляции
движениями других, кроме земли, небесных
тел лучевое изображение может быть отражено
обратно к земле, где, как мы видим, скрытые
в глубине частицы вынесены наружу. Тут-то
и начинается строительная деятельность
лучей. Возвращенные к земле, из земли
и от земли вышедшие, и притом в последовательном
порядке, лучи носят в себе образы существ
живых, а потом умерших, образы их разложенных
на частицы тел; эти-то лучи, встречая частицы,
воссоединяют газообразные молекулы атмосферы
с твердыми на земле. Процесс, которым
производилась бессознательно плесень
или растительные формы, при сознании
станет соединителем частиц в живые тела,
коим принадлежали частицы.
Но дело воскрешения не есть
только дело внешних сил, направляемых
совокупным разумом всех, но и дело личное
каждого, как сына, как родственника.
Если сравнить нынешние наши
мелкие семейные дела с участием в метеорическом
и космическом процессах всех и каждого
в семейном и личном деле воскрешения
родителей и родственников, то станет
ясно, что все душевные силы, все умственные
способности, ныне спящие за неимением
дела, найдут исход и приложение в этом
великом деле. Регуляция внутренняя, умственная,
нравственно-художественная, психо-физиологическая,
правящая процессом питания, внутреннего
роста, превратит последний в процесс
воскрешения, вместо рождения слабого,
едва чувствующего и сознающего существа"
[п.11].
Завершая эту главу, нам бы хотелось
свести ту часть учения Н. Федорова, которая
касается переустройства материального
мира к следующим четырем положениям,
или задачам, которые он ставит своим последователям
и потомкам:
использование энергии космических
и солнечных лучей (для воскрешения предков
по Н. Федорову);
2) Использование частиц
и молекул праха умерших предков
для их воскрешения
3) Управление ("регуляция"
по Н. Федорову) силами природы, как
в планетарном, так и космическом
масштабе (напр. Управление движениями
других планет);
4) Единение человечества
Все эти задачи объединены,
переплетены, взаимосвязаны, одно невозможно
без другого. Каждый из компонентов является
как целью, так и средством для двух других.
Этой четыре - единой задачи должны служить
образование, наука - "…конечною целью
не одного только историко-филологического
знания, но и всего знания является деятельность
восстановляющая, оживляющая, воскрешающая
и объединяющая¤ [п.11, т.4, с.750], и даже армия
- . если бы вменить войскам в обязанность
все применяемое ныне к войне применять
также и к управлению силами природы, в
таком случае военное дело само собою
обратилось бы в общее дело всего человеческого
рода. [п.12, т.1, с.30]. Последнее особенно
интересно - Н. Федоров одним из первых
заговорил о переводе военной науки и
вооруженных сил на мирные рельсы.
Цель нашего реферата дать ответ
на вопрос - какова роль русского космизма
в развитии отечественной науки? Чтобы
ответить на него мы хотели бы рассмотреть
мы должны остановиться на творчестве
таких выдающихся русских ученых, как
А. Чижевский, К. Циолковский и В. Вернадский.
2.1 Развитие идей
русского космизма в науке. Представители
русского космизма - Циолковский, Чижевский,
Вернадский и их творчество
Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский
(5 (17) сентября 1857, Ижевское, Рязанская
губерния, - 19 сентября 1935, Калуга) - российский
и советский учёный-самоучка, исследователь,
школьный учитель. Основоположник современной
космонавтики. Обосновал вывод уравнения
реактивного движения, пришёл к выводу
о необходимости использования "ракетных
поездов" - прототипов многоступенчатых
ракет.
Идея Н. Федорова о регуляции
других планет у К. Циолковского развилась
в идею освоения космического пространства.
Циолковский предлагал заселить космическое
пространство с использованием орбитальных
станций, выдвинул идеи космического лифта,
поездов на воздушной подушке. Считал,
что развитие жизни на одной из планет
Вселенной достигнет такого могущества
и совершенства, что это позволит преодолевать
силы тяготения и распространять жизнь
по Вселенной. [п.2]. Космические взгляды
К. Циолковского наиболее полно выражены
в его работах "Космическая философия"
и " Монизм Вселенной". Также он продолжает
тему воскрешения Н. Федорова в работе
"Космическая философия". Он как бы
полемизирует с возможным оппонентом:
"Опять говорят: я умру, вещество мое
рассеется по всему земному шару, как же
я могу ожить?" И отвечает на этот вопрос:
"До вашего зарождения вещество ваше
тоже было рассеяно, однако это но помешало
вам родиться. После каждой смерти получается
одно и то же - рассеяние. Но, как мы видим,
оно не препятствует оживлению. Конечно,
каждое оживление имеет свою форму, несходную
с предыдущими. Мы всегда жили и всегда
будем жить, но каждый раз в новой форме
и, разумеется, без памяти о прошедшем."
[п.14]. Эту же мысль он развил в статье "Монизм
вселенной ": "Мозг и душа смертны.
Они разрушаются при конце. Но атомы или
части их бессмертны и потому сгнившая
материя опять восстанавливается и опять
дает жизнь, по закону прогресса, еще более
совершенную" [п.15]. Помимо воскрешения
предков, К. Циолковский использовал идею
Н. Федорова о регуляции космических сил
для разработки идей космоплавания и покорения
космического пространства. О роли К. Циолковского
в отечественной космонавтике говорить
лишне.
Але́ксандр Леони́дович Чиже́вский
(26 января (7 февраля) 1897, Цехановец (сейчас
Польша) - 20 декабря 1964, Москва) - советский
биофизик, основоположник гелиобиологии,
аэроионификации, электрогемодинамики,
поэт, художник, философ. Лауреат Сталинской
премии. Среднее образование получил в
Калуге в частном реальном училище Шахмагонова.
В Калуге Чижевский близко познакомился
с К.Э. Циолковским, восприняв многие его
философские воззрения [п.2]. Перекличку
между А. Чижевским и Н. Федоровым мы находим
в признании обоими значения энергии солнца
для существования и развития всего сущего,
в возможности и необходимости использования
частиц света на благо людей. Космизм Н.
Федорова у Чижевского развивается в теорию
влияния космоса и космических сил на
развитие не только всех форм жизни, о
взаимосвязи космоса и земли. В своей книге
"Земля в объятиях солнца" он пишет:
Мы вправе рассматривать весь органический
мир нашей планеты как творчество, как
отражение космического процесса, происходящего
за сотни миллионов километров от нас.
И в этом смысле жизнь должна считаться
явлением космическим, работою космических
сил". (п.16, Глава 3. Часть I, с.1). Влияние
солнечной и космической активности А.
Чижевский распространяет и на общественные
процессы. Так, например, в этой же книге
он увязывает пятна на Солнце с военными
действиями на фронтах Первой Мировой
Войны. Идеи Чижевского и сейчас оказывают
влияние на мировую науку, а за появившимися
на основе гелиобиологии наукам - астробиологией
и ксенобиологией - будущее.
Влади́мир Ива́нович Верна́дский
(28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург
- 6 января 1945, Москва) - выдающийся русский
и советский учёный XX века, естествоиспытатель,
мыслитель и общественный деятель; создатель
многих научных школ. Один из представителей
русского космизма.
В круг его интересов входили
геология и кристаллография, минералогия
и геохимия, организаторская деятельность
в науке и общественная деятельность,
радиогеология и биология, биогеохимия
и философия. Лауреат Сталинской премии
I степени. Идеи Н. Федорова у В. Вернадского
нашли отражение в теориях биосферы и
ноосферы. "Космическое" кредо В.
Вернадского можно выразить следующими
словами: "в биосфере существует великая
геологическая, быть может, космическая
сила, планетное действие которой обычно
не принимается во внимание в представлениях
о космосе… Эта сила есть разум человека,
устремленная и организованная воля его
как существа общественного". В статье
"несколько слов о ноосфере" он так
характеризует биосферу " В нашем столетии
биосфера получает совершенно новое понимание.
Она выявляется как планетное явление
космического характера." [п.17]. Здесь
же он ссылается на голландского ученого
Христиана Гюйгенса, который в своей книге
Космотеорос, которое на русском языке
вышла под названием "Книга мирозрения"
в первой четверти XVIII заявлял о жизни
как о космическом явлении. В.И. Вернадский
назвал это обобщение "принципом Гюйгенса".
Русские ученые космисты внесли большой
вклад в развитие как отечественной, так
и мировой науки. Так Эдуард Леруа, предложивший
понятие ноосфера и его друг Пьер Тейяр
де Шарден пришли, по их собственному признанию,
к этой идее, основываясь на лекциях по
геохимии, которые в 1922/1923 годах читал
в Сорбонне В.И. Вернадский.
2.2 Русский космизм
и педагогическая мысль - Педагогические
идеи русских космистов Н. Федорова и Д.
Андреева и их продолжение в современной
педагогике
Говоря о влиянии идей космизма
на педагогику хотелось бы отметить два
имени: Н. Федоров и Д. Андреев. Их педагогические
концепции наиболее полно характеризуют
педагогику космизма, поэтому заслуживают
более пристального к себе внимания.
Н.Ф. Федоров долгое время работал
учителем. Естественно, в своих работах,
он не оставил область просвещения без
своего внимания. Можно сказать, что здесь
он предлагает триаду: библиотека, школа,
музей. В одной из своих работ он пишет:
"При объединении же музея и библиотеки
с учебными заведениями, без всяких новых
трат, распространение просвещения естественно
соединилось [бы] с расширением самого
знания, создались бы школы, где не только
учились бы, но и научали, приучали к изучению,
которые, работая для будущего, в то же
время являлись бы и хранилищами прошедшего"
[п.8, т.4, с.352.]. Просвещение также должно
служить делу единения человечества, поддерживать
у учеников уважение к предкам, любовь
к истории родного края, страны. Основными
элементами педагогического мировоззрения
Н. Федорова являются: гуманизм, патриотизм
и объединение людей, происходящее с помощью
первых двух компонентов. Исследователь
А.В. Хуторской пишет: "Н.Ф. Федоров, будучи
не только философом, но и педагогом, предложил
ряд общих принципов и практических методов,
имеющих определенное значение для системы
обучения: а) принятие в качестве образца
образовательной деятельности отношение
ребенка к открываемому им миру; б) постепенное
расширение содержания образования, начиная
с "малой родины", представленной
отцами, дедами, местом жительства, до
"большой родины", а затем и всей Вселенной;
в) звездное небо - первый учебник для детей
- земных путешественников во Вселенной;
г) замена учебников общей программой,
добывание учениками и учителями материала
непосредственно из географических особенностей
и истории родного края, создание школы-музея
[п.18].
Что касается педагогических
идей Д. Андреева, он изложил их в работе
"Роза Мира". Цель педагогики по Андрееву
можно изложить одним предложением "воспитание
человека облагороженного образа" [п.
19, книга XII, глава 1]. Именно так он назвал
главу в своей книге.
Далее Д. Андреев дает следующую
характеристику человека облагороженного
образа:
Чем же может характеризоваться
умственный облик такого человека?
Непрерывно растущей жаждой
знания, которая питается непрерывно растущей
эрудицией; навыками самостоятельного
мышления и интеллектуальной независимостью;
свободным
и счастливым чувством
преклонения перед явлениями Глубокого
и явлениями Великого.
Что характеризует его эстетический
облик?
Развитие неотъемлемой потребности
художественных впечатлений; высокоразвитый
вкус; знание и понимание искусств прошлого
и их памятников; органическая потребность
в художественном творчестве, хотя бы
и малого диапазона; свободное и счастливое
чувство восхищения перед явлениями Прекрасного.
Что характеризует его облик
нравственный?
Деятельная доброта к окружающим;
способность горячего сострадания и сорадования;
чувство единства общечеловеческого;
чувство единства космического; свободное
и счастливое чувство благоговения перед
явлениями Высокого.
Чем же, наконец, может характеризоваться
внешний, телесный облик такого человека?
Мне кажется, его телосложение
будет стройным, движения пластичными,
походка лёгкой, мускулатура гармоничной,
а лицо - открытым, высоко интеллигентным,
исполненным приветливости и как бы светящимся
изнутри. [п. 19, книга XII, глава 1, с.415].
Современную педагогическую
интерпретацию идей космизма дал А.В. Хуторской.
Обобщая идеи Д. Андреева и Н, Федорова,
он выдвигает следующие тезисы:
Образование - это не столько
"заказ" социума, сколько миссия человека
во Вселенной. Человек равновелик миру,
следовательно, его предназначение - вселение
в свой мир.
Вселение происходит через
собственную продуктивную деятельность
образовывающегося человека.
Смысл творчества заключается
в самой природе существования человека.
Осуществляемое каждым индивидуально,
творчество имеет общечеловеческий, космический
характер.
Образование - это поиск нового,
свободное открытие мира. Образование
является открытым, направленным на освоение
неизвестного, а не только на изучение
известного. Образование - суть творение,
а не присвоение.
Образование человека имеет
смысл связи времен, создавая будущее,
он "воскрешает" прошлое, изучая прошлое
- создает будущее. Через личную деятельность
в историческом времени человек становится
участником культурно-исторических процессов
человечества.
Содержание образования заложено
в реальной действительности.
Образование начинается с "малой
родины", постепенно расширяемой вовне.
Пути и методы познания отыскиваются
в самой познаваемой реальности, намечаются
из объектов бытия.
Познание объекта происходит
с помощью всего комплекса качеств человека
- от физических органов чувств до духовных
и душевных.
Подытоживая свои тезисы, он
указывает, что "Образование, построенное
на отечественных идеях и традициях, всегда
будет отвечать задачам национального
развития. Поэтому философские предпосылки
проектирования российского образования
следует искать в отечественной философии".
(А.В. Хуторской).