Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:25, контрольная работа
Проблемы русского семейного права занимали исследователей в досоветское время. Однако исследований собственно по семейному праву немного. Одним из наиболее значительных является работа К.А.Неволина.. Крупным историком церковного права являлся А.С.Павлов. Не потеряла значение его работа "Курс церковнаго права", в которой он рассказывает о структуре церкви, правах и обязанностях служителей культа. В связи с учебными целями издания автор рассматривает проблемы семейного права в незначительном объеме. В другой работе того же автора анализируется происхождение и содержание 50-й главы Кормчей книги, которая вся посвящена семейным т вопросам.
Введение………………………………………………..………….3
Глава I. Заключение брака................................................................................ 4
1.1. Условия для заключения брака................................................................. 4
1.2. Порядок заключения брака........................................................................ 9
Глава II. Правовое регулирование семейных отношений............................. 13
2.1 Взаимоотношения супругов в браке......................................................... 13
Глава III. Прекращение брака.......................................................................... 20
3.1 Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов................. 20
3.2 Развод........................................................................................................... 23
Заключение......................................................................................................... 29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: История отечественного государства и права
по теме: Русское семейное право в XVIII в.
Исполнитель: студент Николаева А.А.
Группа: ЮР-13Р
Преподаватель: Бодрова Э.Э.
Екатеринбург
2014
Содержание
Содержание
Введение………………………………………………..……
Глава I. Заключение брака.........................
1.1. Условия для заключения
брака.........................
1.2. Порядок заключения
брака.........................
Глава II. Правовое регулирование
семейных отношений.....................
2.1 Взаимоотношения супругов
в браке.......................
Глава III. Прекращение
брака.........................
3.1 Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов................. 20
3.2 Развод........................
Заключение....................
Библиографический список........................
Введение
Изучение истории семьи играет и всегда играло важную роль в духовной жизни общества. Семья в историческом ракурсе имеет непреходящее значение. У нее есть специфические законы существования и развития, ряд прав и обязанностей супругов. Общественные процессы преломляются в семье своеобразно, но обязательно находят в ней отражение. Своеобразие проявляется в том, что экономические и политические задачи государства никогда на прямую не влияют на семейные отношения. Семья и ее проблемы ни в какой период истории нашего государства не ставились в качестве наиважнейших. В последнее время наметились изменения, общественный интерес к проблемам семьи возрос. Семья- главный показатель нравственности, силы и непоколебимости страны. Настоящая работа исследует значительный этап в истории семьи и русского семейного права.
Проблемы семейного права тесно соприкасаются с проблемами культуры, нравственности русского общества. Многие традиции в наше время оказались забытыми, часть же имеет продолжение, но незнание их истоков лишает общество духовной преемственности. Проблемы семейного права непосредственно связаны с историей русской православной церкви. В последнее время имеет место тенденция к разрушению устоявшихся стереотипов оценки церкви. Влияние церкви и христианских заповедей на семейное право было разным, эволюционировало. Исследование, истории русского семейного права дает картину церковной жизни, позволяет определить место церкви в социальных структурах, характер взаимодействия ее с государством и подданными. Причем в исследовании роль церкви дается в ином ракурсе, в связи с чем предлагается по-новому посмотреть на традиционные мнения о месте христианства и церкви в русском обществе.
Проблемы русского семейного права занимали исследователей в досоветское время. Однако исследований собственно по семейному праву немного. Одним из наиболее значительных является работа К.А.Неволина.. Крупным историком церковного права являлся А.С.Павлов. Не потеряла значение его работа "Курс церковнаго права", в которой он рассказывает о структуре церкви, правах и обязанностях служителей культа. В связи с учебными целями издания автор рассматривает проблемы семейного права в незначительном объеме. В другой работе того же автора анализируется происхождение и содержание 50-й главы Кормчей книги, которая вся посвящена семейным т вопросам. А.И.Загоровский и А.Д.Способин занимались изучением институтов развода. Работа И.М.Громогласова посвящена определениям брака, содержащимся в Кормчей книге.
Работы С.Д.Горского, Костомарова, С.С.Шашкова посвящены роли женщины в семье, обществе, рассказывают о нравственно-религиозных традициях русского общества ХУ1, ХУП вв. Вопросы семейного права затрагиваются в ряде курсов и лекций по гражданскому праву, но поскольку эти работы написаны в учебных целях, то в них проблемы изложены коротко и без научной полемики.
В советское время
вопросы семейного права также
освещались в учебниках по истории
государства и права СССР. Проблемами
истории семейного права
-Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством. Сегодня мы имеем бурно развивающуюся сферу брачно-семейных отношений. Распространяются добрачные связи, увеличивается число неполных семей, в основном - матерей с детьми. Эти явления, которые иногда рассматриваются как признак кризиса семьи, правильнее трактовать как становление нового ее типа, отвечающего как общим условиям жизни современного индустриального общества, так и специфическим условиям социально-экономического и демографического развития России.
Жесткая структура авторитарной
семьи прошлого с подчиненным
положением женщины и непререкаемым
авторитетом мужа-хозяина
1.1. Условия для заключения брака
Условия для заключения брака всегда обязательны. Раньше для заключения брака надо соблюсти установленный законом возраст. Кормчая (книга правил церкви) разрешала брак в двенадцать лет для девушки и в пятнадцать лет для юноши. Это первое условие для брака не согласовывалось с обычаями — в России традицией было женить детей в восемь — десять лет. Мотивы поведения родителей были разными: материальная выгода- выдать дочь замуж в определенную семью, желание породниться с друзьями и др. А главной причиной было стремление управлять судьбой детей. Необходимость соблюдать брачный возраст не находила сочувствия у подданных. Однако церковная политика была направлена на строгое соблюдение закона. В 1551 году Стоглавый собор подтвердил норму о брачном возрасте:
Но и Стоглав не
прекратил нарушений правила
о брачном возрасте —венчания
происходили при
Существовал и максимальный брачный возраст, записанный в Кормчей: «Вдова шестидесятилетняя а аще паки восхочет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщением Святыни…»[2] Русское законодательство самостоятельных законов на этот счет не создавало и всегда считало шестьдесят лет максимальным возрастом для вступления в брак, при решении дел такого рода ссылаясь на Кормчую.
Вторым условием для заключения брака было отсутствие запрещенных степеней родства, свойства, а также духовного родства, которые устанавливались исключительно по Кормчей книге. В ней было записано об этом, как об одном из условий для брака. Священник должен был знать, как определить степени, запрещенные к браку. Кровное родство не разрешалось до седьмой степени включительно; его было проще всего установить. Более сложным был вопрос об определении степени свойства. Свойство возникало посредством брака, в результате которого муж и его родственники считались в свойстве с родственниками жены и наоборот. Оно запрещалось до шестой степени включительно. Трудность установления степени свойства состояла в том, что многие родственники могли не поддерживать каких-либо контактов между собой и вследствие этого, не знать о браке их дальней родни.
Русская церковь всегда стремилась к тому, чтобы условия о соблюдении канонизированных степеней родства и свойства соблюдались как прихожанами, гак и священниками приходов. В разное время существовали тонкие различия в применении Кормчей книги; но, в целом, руководство церковью строго подходило к возможности какого-либо смягчения закона, тяготело к ужесточению канонических ограничений.
Следующим условием заключения брака было разрешение вступать в брак не более трех раз, четвертый брак признавался недействительным: Вслед за Кормчей ограничение количества браков было повторено Стоглавом: (1-й брак—закон, 11-и — прощение). В этой норме совершенно не учитывались причины расторжения или прекращения предыдущих трех браков, а также возраст женщины и мужчины. Третий брак также не одобрялся, налагал на виновника церковную епитимью. Однако это не мешало священникам венчать и пятые браки, причем с молитвами, что вообще было запрещено в аналогичных случаях. В 1572 году церковный собор признал законным четвертый брак Иоанна IV.
Еще одним условием для брака было вероисповедание жениха и невесты. Священное писание разрешало брак лиц, если один из супругов не исповедует христианство: «… если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна с ним жить, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим»[3]. Кормчая книга запрещала брак лиц разных религий. В России до начала XVIII в. были запрещены браки лиц разных исповеданий, поскольку церковь руководствовалась Кормчей книгой. Но при Петре I произошли важные изменения в этом вопросе. Указ 1721 года разрешал шведским пленникам жениться на русских без перемены веры. Но с них брали «сказку», что они не будут принуждать своих жен менять веру, а детей обязывали крестить в православной вере. Однако в дальнейшем браки с иноверцами продолжали оставаться проблемой и от них требовали либо принятия православия, либо получения особого разрешения Синода на каждый такой брак.
Последним каноническим условием для заключения брака было согласие родителей жениха и невесты на брак. Законодательно согласие на брак жениха и невесты и родителей было уравнено.
Петр I сделал попытку решить вопрос женитьбы введением присяги для родителей при венчании. Указ Петра I, разосланный по всем епархиям, должен был исполняться «неотложно».
Так же условием являлось состояние здоровья жениха и невесты. В Кормчей книге- нет запрещения венчаться, если жених и невеста больны душевной болезнью.
В XVIII в. возникло новое условие для заключения брака, созданное светским законодательством, — согласие на брак военнослужащих должны были давать их полковые командиры. Сначала новая норма относилась только к гардемаринам, а потом была распространена на всех военнослужащих. Нельзя забывать и о том, что полковые командиры были одними из тех, кто давал согласие на брак, к тому же согласие родителей на супружество сына военнослужащего не отменялось.
И, наконец, последним условием для вступления в брак, введенным светским законодательством, было изучение математики. По указам Петра I, дворянские дети, дети дьячих и подьячих в возрасте от десяти до пятнадцати лет должны были учиться. При завершении обучения молодым людям выдавались «свидетельствованные письма», без коих «жениться их не допускать и венечных памятей не давать». Следить за наличием у молодых людей «свидетельствованных писем» обязаны были архиереи, которые в случае невыполнения предписаний подвергались штрафу.
Таким образом, для заключения брака нужно было соблюсти значительное количество условий. Неудивительно поэтому, что одно, а чаще несколько условий, нарушали. Законодатель не стремился облегчить заключение брака. Не было сделано ни одной попытки отменить какое-либо условие или смягчить его действие. Церковная власть стояла на страже выполнения норм канонического и светского права: священнослужителе» обязывали следить за законностью заключаемых браков. Для проверки соблюдения всех условий вступления в брак венчанию предшествовала длительная процедура, составные которой образовывали порядок заключения брака.
1.2. Порядок заключения брака
Первой стадией заключения брака было обручение. Кормчая приравнивала обручение к венчанию: «Жену, иному обрученную, берящий в брачное сожитие, при жизни еще обрученника, да подлежит вине прелюбодеяния»[4].
В 1702 году Петр I смело упразднил обручение. Отмена обручения означала пренебрежение святостью канонов византийской церкви. Обручение осталось в качестве старинного обряда, не влекшего за собой имущественной ответственности. По указу был установлен срок до венчания — шесть недель. Время это предназначалось для того, чтобы будущие супруги познакомились.
При подготовке к венчанию решался вопрос о приданом, которое давали невесте ее родители. На протяжении длительного времени приданое оформлялось посредством рядных или сговорных записей.
Приданое могло состоять из любого имущества, которым владел и распоряжался дающий его. Однако на отдельные виды собственности имелись ограничения на предмет дачи их в приданое. Так, нельзя было отдать в приданое старинную княжескую вотчину — великий князь отписывал ее на себя, а в приданое давал из «государевой казны». Со второго десятилетия XVII в. разрешалось выходить замуж с прожиточным поместьем:
В 1714 году Петр I продолжил политику ограничения родительской власти в вопросе состава приданого. Разрешив отдавать недвижимое имение только одному, старшему, ребенку в семье, указ ущемлял право родителей самим определять содержание приданого. Только с отменой в 1731 году этого ограничения государство перестало вмешиваться в, содержание приданого и предоставило решение этого вопроса родительской воле. Кроме того, взамен вотчины и поместья было введено понятие недвижимого имения, которое стали давать в приданое.