Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История отечественного государства и права".
История отечественного государства и права в вопросах и ответах.
Батычко В.Т. История отечественного государства и права в вопросах и ответах., 2005г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет, задачи и методы изучения истории государства и права России
2. Периодизация истории государства и права России
3. Образование Древнерусского государства
4. Возникновение и развитие древнерусского права
5. Субъекты права в Русской Правде
6. Характеристика гражданско-правовых отношений по Русской Правде
7. Характеристика уголовного права по Русской Правде
8. Русские княжества в условиях феодальной раздробленности пересмотру.
9. Золотая Орда
10. Образование Русского централизованного государства
11. Общественный строй Русского государства XV-XVI вв.
12. Развитие русского феодального права XV-XVI вв.
13. Сословно-представительная монархия (XVI—XVII вв.)
14. Соборное уложение 1649 г.
15. Абсолютная монархия в России
16. Развитие государственной системы в период пресвященного абсолютизма
17. Общественный строй России в период просвещенного абсолютизма
18. Развитие права в России в конце XVII — первой половине XVIII в.
19. Губернская и судебные реформы 1775 г.
20. Сословное законодательство второй половины XVIII в.
21. Государственный строй России в период становления капиталистических отношений (начало XIX в.)
22. Общественный строй в период становления капиталистических отношений в России (начало XIX в.)
23. Развитие права в России в первой половине XIX в.
24. Крестьянская реформа в России в 1861 г.
25. Земская и городская реформы в России второй половины XIX в.
26. Судебная реформа в России в 1864 г.
27. Полицейская и военная реформы в России во второй половине XIX в.
28. Контрреформы в России в 1880—1890-х гг.
29. Развитие системы права в России в конце XIX — начале XX в.
30. Становление конституционной монархии в России (конец XIX — начало XX в.)
31. Государственная дума в России в начале XX в.
32. Аграрная реформа в России 1906 г.
33. Развитие права в России в 1905—1917 гг.
34. Государственный аппарат России в годы первой мировой войны
35. Россия 1917 г. после февральской революции
36. Октябрьская революция 1917 г.
37. Развитие советской государственной системы после Октябрьской революции 1917 г.
38. Деятельность Советского государства в области экономики
39. Становление советской судебной системы
40. Развитие системы советской милиции
41. Формирование советского права
42. Конституция РСФСР 1918 г.
43. Государственный аппарат в годы гражданской войны
44. Новая экономическая политика советского государства
45. Реформы правоохранительных органов советского государства после гражданской войны
46. Образование СССР
47. Развитие советского права в 20-е гг.
48. Советское государство в 30—40-е гг.
49. Конституция СССР 1936 г.
50. Развитие советского права в 30-е гг.
51. Государственный аппарат в период Великой Отечественной войны
52. Советское право в годы Великой Отечественной войны
53. Развитие государственной системы Советского Союза в 1945—1955 гг.
54. Развитие советского права в 1945—1955 гг.
55. Советское государство в период либерализации общественных отношений (середина 50-х — середина 60-х гг.).
56. Развитие советского права в 60-е гг.
57. Советское государство в период «застоя» (середина 60-х — середина 80-х гг.).
58. Конституция СССР 1977 г.
59. Развитие советского права (середина 60-х — середина 80-х гг.)
60. Советское государство в период перестройки (1985—1991 гг.)
61. Распад СССР
62. Конституция Российской Федерации 1993 г.
История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.
Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.
Задачами науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития государственно-правовых институтов на территории России их взаимообусловленность и преемственность. Одной из задач науки истории государства и права России является изучение различных подходов к историографии.
Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.
Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.
Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.
В результате сравнительного анализа можно проследить изменения .этих понятий и выявить их причины.
Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.
Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.
Умозаключение по аналогии — это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.
Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.
Периодизация курса истории государства и права России обусловлена несколькими факторами. Главные из них – развитие социально-экономического уклада общества (уровень экономического и технического развития, формы собственности) и государственное развитие. Правоведа в истории прежде всего должны интересовать государственно-правовые формы, факты и явления.
Историю государства и права России можно разделить на следующие периоды:
Древняя Русь (IX - XII вв.);
период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (ХII-ХIV вв.);
Русское (Московское) государство (XV—XVII вв.);
Российская Империя периода абсолютизма (XVIII — середина XIX в.);
Российская Империя периода перехода к буржуазной монархии (середина XIX — начало XX в.);
Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль — октябрь 1917 г.);
период социалистической революции и создание Советского государства (1918—1920 гг.);
переходный период, или период нэпа (1921—1930 гг.);
период государственно-
период кризиса социализма (1960—1990 гг.);
период реставрации капитализма (с 1990 г. по настоящее время).
Данная периодизация
курса в значительной степени
условна. Особенности дробления
на последних этапах истории государства
и права России объясняются исключительной
значимостью исторического
Возникновение Древнерусского государства связано с разложением первобытно-общинного строя, которое переживают племена восточных славян в VI веке. Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальными, политическими и военными связями.
По мере разделения труда
и возрастании его
К VIII в. на территории славянских племен было образовано 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и княжеская дружина.
Формой общественных отношений славян в VII—VIII вв. выступала военная демократия. К ее признакам относятся:
• участие всех членов племенного союза в решении важнейших вопросов;
• особая роль народного собрания как высшего органа власти;
• всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Господствующий класс складывался из старой родоплеменной аристократии — вождей, жрецов, старейшин — и богатых членов общины.
Преследуя военно-политические
цели, племенные союзы объединялись
в еще более крупные
Куяба — южная группа славянских племен (Киев);
Славия — северная группа (Новгород);
Артания — юго-восточная группа (Рязань).
Древнерусское государство образовалось в 882 г. в результате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских государств — Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена — древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне. Древнерусское (Киевское) государство по своей форме было раннефеодальной монархией.
Оно просуществовало до середины XII в. Во второй половине XI — начале XII в. на его территории стали образовываться княжества-полугосударства: Киевское, Черниговское, Переяславское.
Сформировавшееся к середине X в. государственное образование, получившее название «Киевская Русь», представляло собой конгломерат племенных территорий («городовых областей»), объединенных Киевом на основе, выражаясь современным языком, конфедеративного союза.
По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Его функции на раннем этапе существования Древнерусского государства заключались в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани и налаживании внешней торговли. В дальнейшем большее значение приобретала деятельность князя в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями и т. д.
Доходы князя складывались из феодальных повинностей, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и других поборов.
Взаимоотношения с другими князьями строились на основе крестных грамот, в которых определялись права и обязанности великого князя и князей-вассалов (защита последних, оказание им помощи, их помощь великому князю и т. п.).
Великокняжеский престол передавался по наследству: сначала по принципу старшинства — старшему в роду, а затем «отчины» — сыну.
Великий князь в своей деятельности опирался на совет крупных феодалов — бояр и духовенство. Хотя совет и не имел четко определенной компетенции, бояре вместе с князем решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности и др.
При князе состоял совет из бояр и «княжих мужей». Руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства возлагалось на тиунов и старост. Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Формируются два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина.
В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую роль играет народное собранию — вече. В вече участвовали все свободные жители города (посада) и примыкающих поселений (слобод). К компетенции вече относились вопросы налогообложения, обороны города, организации военных походов и избрания князей. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из городского патрициата, старейшин и др.
Местное управление осуществлялось посадниками (наместниками) в городах и волостелями в сельской местности, и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими.
Представители князя обладали следующими полномочиями: осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованья за службу они имели право оставить часть собранного с населения себе. Такая система управления получила название системы кормлений.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История отечественного государства и права"