Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 17:58, шпаргалка
22.ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
В политически организованных странах действуют две взаимно противоположные тенденции. С одной стороны, народы, отдельные части общества территориально обосабливаются. Иногда это вызвано желанием больших групп населения сохранить национальную, религиозную идентичность, обеспечить их местные экономические интересы. Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению.
Действует и противоположный вектор.
23. Понятие.
Федеративное государство (от лат. "federatio" - союз) - объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности.
Классификация.
Федеральное государство организуется в многоуровневую структуру, в которой все уровни автономны. В отличие от другого устройства, для федерации характерны:
(1) иерархия органов управления
(2) разделение
полномочий между всеми
(3) институализированная
автономия и определенная
По своему социальному содержанию российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение десятков народов как этнотерриториальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной цементирующей силой многонационального федеративного государства. Это первая и одна из важнейших особенностей российского федерализма, находящая свое отражение как в его структуре, так и в содержании федеративных отношений.
Вторая общая и не менее важная особенность современного российского федерализма заключается в том, что в нем сочетаются территориальные (общетерриториальные) и национальные (национально-территориальные) начала. Прежде, до Федеративного договора 1992 г. и Конституции РФ 1993 г., субъектами Российской Федерации считались только национальные государства (автономные республики) и национально-государственные образования (автономные области и автономные округа). Ныне субъектами РФ являются и такие политико-территориальные единицы, которые представляют собой области (края, города федерального значения) с преимущественно русским населением. Это особенно важно в связи с тем, что русский народ не имеет внутри РФ своей особой, отдельной республики.
Третья общая особенность современного российского федерализма состоит в том, что это — сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны. Хотя формально российский федерализм берет свое начало с первых месяцев после октября 1917 г., его реальное становление и развитие приходятся лишь на последнее десятилетие.
-Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть) - система власти, характерная для антидемократических политических режимов. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:
1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
2. Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.
3. Опора (реальная или потенциальная)
на силу. Авторитарный режим может
не прибегать к массовым
4. Монополизация власти и
5. Отказ от тотального контроля
над обществом, невмешательство
или ограниченное
6. Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Важными признаками являються:
1) всеобщая государственная
2) монополия государства на
3) монополия государства на все средства вооружения;
4) жестко централизованный
5) одна массовая партия, возглавляемая
харизматическим лидером, то есть
исключительно одаренным и
6) особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе;
25. Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.
В структуре механизма государства различают:
а) государственные органы;
б) государственные предприятия, учреждения, организации
Схема исторической эволюции государства состоит из трех этапов.
1 этап. На ранней стадии становления государства сохранились остатки первобытной (военной) демократии, чередовались республиканские и монархические (в античной Европе) деспотические режимы и формы правления. Общество, формирование которого еще не завершилось, резко дифференцировалось не столько на классовые структуры, сколько свободных и несвободных членов. Свободные граждане – это члены общества (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, представители мира искусства – скульпторы, художники, поэты и т.д.), очевидно делящиеся на правящую верхушку и подчиненные низы (в Риме это патриции и плебеи). Несвободными были рабы, а также различные категории полусвободных (отпущенники и пр.). Общество еще не сложилось, поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав людей. Четко различались две функции государства – устройство «общих дел» в сообществе свободных (это не исключало регулирования социальных и классовых отношений) и господство по отношению к порабощенным. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, которые продолжают существовать и на следующем этапе развития государства.
2 этап. В средние века и в начале Нового времени (XVI в.) господствует сильная монархическая власть с преобладавшими отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) являлись собственностью монарха («государевы люди в России»).
3 этап. В то время как на Востоке закрепились монархические и деспотические формы государства и стабилизировались архаические общественные структуры со значительной долей личной (рабской или крепостной) зависимости, неэкономическим принуждением, военно-феодальными политическими структурами власти, а на значительных пространствах и у многих народов еще не существовало развитых форм государственности, в Европе завершался процесс образования и общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран.
Долгое время теория разделения властей рассматривалась советской наукой исключительно как буржуазная (реакционная), как «нелепость вроде квадратуры круга» и по этой причине отрицалась. Государственная власть, реализуемая как единое целое (здесь и единая компетенция советов и их органов), с необходимостью приводила к абсолютному доминированию исполнительной (партийно-административной) власти и ее аппарата, сосредоточению в последнем всех функций государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) и в конечном счете к диктаторской узурпации власти особым слоем людей. Сказанное не означает, что рассматриваемая концепция отрицает необходимость разделения труда, функций между различными органами государства. Но это именно «прозаическое деловое разделение труда», которое приводит к формированию различных групп органов.
26. Основные положения теории разделения властей:
- разделение властей
- согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
- все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
- никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
- судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
Развитие теории разделения властей можно подразделить на четыре этапа:
1. Теория разделения властей в античной правовой мысли
2. Теория разделения властей в средневековой правовой мысли
3. Теория разделения властей в период буржуазных революций
4. Теория разделения властей на современном этапе.