Шпаргалка по «Коммерческому праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 15:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Коммерческому праву»

Файлы: 1 файл

Komercheskoe_pravo_shpory.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и особенности коммерции как предмета КП


Предметом коммерческой деятельности является коммерция, т.е. торговля.

Предпринимательство – это самостоятельно осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляемых лицом, зарегистрированным в качестве ИП.

Коммерция – инициативная деятельность, направленная на получение прибыли от продажи товаров. Иными словами, это деятельность от продвижения товаров от изготовителя к потребителю. В широком смысле, коммерческими  представляются все правоотношения в сфере торговли. Прежде всего, КП регулирует порядок заключения, изменения и расторжения торговых договоров, права и обязанности таких сторон.

 

2. Понятие и система коммерческого законодательства


Коммерческое законодательство - совокупность нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права, регулирующих ПД. Специализация коммерческого законодательства заключается в правовом регулировании отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, с ее осуществлением и публичной организацией (управлением).

Система:

  1. Общая часть (понятие, предмет, метод, система, понятие договора, порядок заключения, изменения, расторжения, охранительный порядок)
  2. Особенная часть (отдельные виды договоров, договор оптовой продажи, договор поставок, рекламные договоры, маркетинговые договоры)

 

3. Принципы КП


Принципы - основные начала, руководящие положения права, имеющие в силу их законодательного закрепления общеобязательный характер. Принципы КП принято делить на отраслевые и межотраслевые.

Отраслевые – свободная торговая деятельность, юридическое равенство, принцип свободы конкурентной торговли, принцип государственного регулирования торговли.

Межотраслевые – принцип равенства участников, принцип неприкосновенности собственности, принцип недопустимого вмешательства в частные дела, принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, принцип судебной защиты нарушенных прав.

 

4. Соотношение КП с другими отраслями права


Соотношение КП с ПП: сравнивая КП и ПП, нужно отметить, что они схожи по своему предмету. ПП регулирует отношения, складывающиеся в сфере ПД, т. е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли. Торговая деятельность является частью ПД.

Соотношение КП с ГП: КП является подотраслью ГП, так как регулирует сходные отношения – товарный оборот, являющийся составной частью имущественного оборота. Для КП, так же как и для ГП, характерно наличие диспозитивного метода правового регулирования.

Соотношение КП и торгового права: термины «коммерческое право» и «торговое право» довольно часто употребляются как синонимы. Однако, современное коммерческое право в России формируется как самостоятельная отрасль права со своим предметом, методами, принципами.

 

5. КП как наука, отрасль и учебная дисциплина


КП как учебная дисциплина возникла относительно недавно. В дореволюционной России развивались такие дисциплины как МЧП и частное торговое право. При этом, в дореволюционной России все же существовал термин «коммерция». По словарю Даля, коммерция – это торговля, торг, торговый оборот. В советский период времени КП как наука и учебная дисциплина не получили своего развития. Настоящее КП строится не по комплексному принципу, а по отраслевому.  Оно было создан в новых экономических, социальных и политических условиях, имеет другой предмет и направлено на другой субъектный состав.

Все же КП рассматривается как институт ГП, а не ПП, поскольку предмет – это торговый оборот.

КП как учебная дисциплина предназначена для целей обучения, для подготовки специалистов к будущей работе.

 

6. Становление КП как науки, отрасли и учебной дисциплины


КП как учебная дисциплина возникла относительно недавно. В дореволюционной России развивались такие дисциплины как МЧП и частное торговое право. При этом, в дореволюционной России все же существовал термин «коммерция». По словарю Даля, коммерция – это торговля, торг, торговый оборот. В советский период времени КП как наука и учебная дисциплина не получили своего развития. Настоящее КП строится не по комплексному принципу, а по отраслевому.  Оно было создан в новых экономических, социальных и политических условиях, имеет другой предмет и направлено на другой субъектный состав.

Все же КП рассматривается как институт ГП, а не ПП, поскольку предмет – это торговый оборот.

КП как учебная дисциплина предназначена для целей обучения, для подготовки специалистов к будущей работе.

 

7. Понятие и виды субъектов торговли.


В качестве основного участника торговой деятельности рассматривается торговое общество, ИП, продавец. В круг участников КП не входят физические лица (оно может стать участником коммерческих отношений при условии получения статуса ИП).

Юридические лица подразделяются на следующие группы:

  1. Предприниматели организаций – вправе участвовать в торговом обороте в качестве любого субъекта (продавец, покупатель, производитель);
  2. НКО (в товарном обращении участвуют ограниченно – не могут заключать некоторые виды реализационных договоров)
  3. Организаторы торговли (НКО, субъекты рынка)
  4. Государственные образования (субъекты РФ, МО, административные образования

 

 

8. Понятие продавца в  коммерции


Продавец в КП - это лицо, непосредственно контактирующее с покупателями и осуществляющее продажу товара. Продавец за соответствующее вознаграждение передаёт покупателю товар или услугу. Этот процесс называется, как правило, сделка. Вторым участником сделки является покупатель (клиент, потребитель). Продавец преследует в сделке определённую цель — извлечение прибыли. Следует отличать понятия «продавец» в понимании «активный продавец» и «продавец» в понимании «отпускающий товар». Различие состоит в том, что активный продавец находится в поиске клиента, склоняет клиента к покупке именно данного товара и именно в данной фирме, и оформляет сделку. Продавец отпускающий товар, всего лишь оформляет сделку.

Обязанности продавца:

1) передать товар свободным от любых прав третьих лиц;

2) передать товар покупателю в ассортименте, согласованном сторонами (по видам, моделям, размерам, цвету);

3) передать товар, качество которого должно соответствовать договору, в течение определенного им срока (договорная гарантия);

4) передать товар, пригодный в пределах разумного срока для целей, в которых такие товары обычно используются (законная гарантия);

5) передать товар, соответствующий условиям договора о комплектности.

 

9. Понятие коммерческого  покупателя


Покупатель – это лицо, которому продавец обязуется передать вещь (товар, услугу), а он, в свою очередь, обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму.

Покупатель вправе:

1) требовать передачи проданной  ему вещи;

2) требовать уменьшения цены  товара либо расторжения договора, если товар не свободен от прав третьих лиц;

3) отказаться от принятия или оплаты товара при передаче товара в ассортименте, не соответствующем договору;

4) требовать при передаче некачественного  товара по своему выбору: соразмерного  уменьшения цены; безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков; возврата уплаченной за товар денежной суммы, отказываясь от исполнения договора; замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору; предъявить требования, связанные с недостатками товаров; при обнаружении их в разумный срок, но в пределах двух лет, если иное не установлено законом или договором.

10. Виды посреднических организаций в зависимости от отношения к товару


Все посредники, участвующие в коммерческих отношениях, делятся:

  1. посредники, приобретающие право собственности на товар

Дилерские фирмы подразделяются на: универсальные и специализированные. Фирма торговый дом является многофункциональной организацией, занимающейся как торговлей, так и производственной деятельностью. Производственная деятельность сводится к доводке продукта, ее упаковке и расфасовке. Среди торговых домов выделяют международные торговые дома (создаются по инициативе РФ, субъектов РФ, иностранного государства или его субъектов). Они создаются на основании международного торгового договора и межправительственного согласия (цель создания – продвижение товара за рубеж)

Тредер – специализированные посредники, которые совершают сделки от своего имени и за свой счет, но по поручению приемника. Тредером может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо. Фирмы, действующие во внешнеторговом обороте – фирмы дестрбьюторы. Бывают импортными и экспортными. Выступают в качестве реализатора товара на примере своего государства, выступающего по импорту. Фирмы стокисты являются специализированными посредниками, осуществляемые исключительную продажу товара)

  1. независимые посреднические организации, не приобретающие п/собственности на товар. Брокерские фирмы, конторы, ИП, занимающиеся брокерской деятельностью, собственные фирмы и агентства.

 

  1. Роль торговых домов в коммерции

Фирма торговый дом является многофункциональной организацией, занимающейся как торговлей, так и производственной деятельностью. Производственная деятельность сводится к доводке продукта, ее упаковке и расфасовке. Среди торговых домов выделяют международные торговые дома (создаются по инициативе РФ, субъектов РФ, иностранного государства или его субъектов). Они создаются на основании международного торгового договора и межправительственного согласия (цель создания – продвижение товара за рубеж). Крупные торговые фирмы являются главными посредниками между отдельными крупными фирмами-продуцентами, группами мелких, формально независимых предприятий и важнейшими банками.

 

12. Понятие трансакционных  издержек и их влияние на выбор вида торговой организации


На выбор вида торговой организации влияет организация создания фирм юридического лица, наличие льготного режима налогообложения, наличие иных государственных гарантий. Трансакционные издержки – это издержки, которые возникают при переходе права собственности на товар. Под большими издержками понимают: расходы на получение информации о клиенте, расходы по заключению договоров, расходы на юридическое сопровождение договоров и защиту нарушения прав, налоги и сборы. Снижение трансакционных издержек является актуальным для крупных производителей, осуществляется путем максимального усложнения производительного цикла.

 

13. Процедура создания  коммерческих организаций


Процесс создания КО распадается на две стадии: учреждение и государственная регистрация.

Процедура государственной регистрации:

1. Представление документов в  регистрирующий орган (налоговые  органы РФ).

2. Проведение правовой экспертизы  документов. По итогам экспертизы  государственный служащий ФНС РФ составляет заключение о соответствии (несоответствии) документов установленным требованиям.

3. Принятие решения о государственной  регистрации - основание внесения  соответствующей записи в государственный реестр, которое осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, и так далее.

4. Выдача заявителю документа (регистрационного  свидетельства), подтверждающего факт  внесения записи в государственный реестр осуществляется в срок не позднее одного дня с момента государственной регистрации юридического лица.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) в иных случаях, указанных в законе. Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается.

 

14. Понятие рынка как  основы торгового оборота


Рынок – 1) система экономических отношений между продавцами и покупателями (механизм взаимодействия продавцов и покупателей); 2) совокупность сделок по купле-продаже; как сфера обращения товаров, не имеющих заменителей.

Рынок состоит из следующих элементов:

  1. участники (отдельные лица, группы и организации, имеющие потребность в получении товара)
  2. покупательная сила (деньги)
  3. покупательная способность (наличие денег) + потребности и желания приобрести товар
  4. наличие товара у продавца

 

15.  Классификация рынков


1) По использованию товара (потребительские, рынки-предприятия, рынки-отрасли)

2) По поведению покупателей (активные  рынки, рынки с особенностями, рынки  с различными степенями затруднительного положения)

3) По свойствам товара (рынки  товаров длительного пользования, рынки скоропортящегося товара)

4) По общественному отношению (рынки  предметов первой необходимости, рынки предметов роскоши)

Информация о работе Шпаргалка по «Коммерческому праву»