Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 15:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Коммерческому праву»
1. Понятие и особенности коммерции как предмета КП
Предметом коммерческой деятельности является коммерция, т.е. торговля.
Предпринимательство – это самостоятельно осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляемых лицом, зарегистрированным в качестве ИП.
Коммерция – инициативная деятельность, направленная на получение прибыли от продажи товаров. Иными словами, это деятельность от продвижения товаров от изготовителя к потребителю. В широком смысле, коммерческими представляются все правоотношения в сфере торговли. Прежде всего, КП регулирует порядок заключения, изменения и расторжения торговых договоров, права и обязанности таких сторон.
2. Понятие и система коммерческого законодательства
Коммерческое законодательство - совокупность нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права, регулирующих ПД. Специализация коммерческого законодательства заключается в правовом регулировании отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, с ее осуществлением и публичной организацией (управлением).
Система:
3. Принципы КП
Принципы - основные начала, руководящие положения права, имеющие в силу их законодательного закрепления общеобязательный характер. Принципы КП принято делить на отраслевые и межотраслевые.
Отраслевые – свободная торговая деятельность, юридическое равенство, принцип свободы конкурентной торговли, принцип государственного регулирования торговли.
Межотраслевые – принцип равенства участников, принцип неприкосновенности собственности, принцип недопустимого вмешательства в частные дела, принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, принцип судебной защиты нарушенных прав.
4. Соотношение КП с другими отраслями права
Соотношение КП с ПП: сравнивая КП и ПП, нужно отметить, что они схожи по своему предмету. ПП регулирует отношения, складывающиеся в сфере ПД, т. е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли. Торговая деятельность является частью ПД.
Соотношение КП с ГП: КП является подотраслью ГП, так как регулирует сходные отношения – товарный оборот, являющийся составной частью имущественного оборота. Для КП, так же как и для ГП, характерно наличие диспозитивного метода правового регулирования.
Соотношение КП и торгового права: термины «коммерческое право» и «торговое право» довольно часто употребляются как синонимы. Однако, современное коммерческое право в России формируется как самостоятельная отрасль права со своим предметом, методами, принципами.
5. КП как наука, отрасль и учебная дисциплина
КП как учебная дисциплина возникла относительно недавно. В дореволюционной России развивались такие дисциплины как МЧП и частное торговое право. При этом, в дореволюционной России все же существовал термин «коммерция». По словарю Даля, коммерция – это торговля, торг, торговый оборот. В советский период времени КП как наука и учебная дисциплина не получили своего развития. Настоящее КП строится не по комплексному принципу, а по отраслевому. Оно было создан в новых экономических, социальных и политических условиях, имеет другой предмет и направлено на другой субъектный состав.
Все же КП рассматривается как институт ГП, а не ПП, поскольку предмет – это торговый оборот.
КП как учебная дисциплина предназначена для целей обучения, для подготовки специалистов к будущей работе.
6. Становление КП как науки, отрасли и учебной дисциплины
КП как учебная дисциплина возникла относительно недавно. В дореволюционной России развивались такие дисциплины как МЧП и частное торговое право. При этом, в дореволюционной России все же существовал термин «коммерция». По словарю Даля, коммерция – это торговля, торг, торговый оборот. В советский период времени КП как наука и учебная дисциплина не получили своего развития. Настоящее КП строится не по комплексному принципу, а по отраслевому. Оно было создан в новых экономических, социальных и политических условиях, имеет другой предмет и направлено на другой субъектный состав.
Все же КП рассматривается как институт ГП, а не ПП, поскольку предмет – это торговый оборот.
КП как учебная дисциплина предназначена для целей обучения, для подготовки специалистов к будущей работе.
7. Понятие и виды субъектов торговли.
В качестве основного участника торговой деятельности рассматривается торговое общество, ИП, продавец. В круг участников КП не входят физические лица (оно может стать участником коммерческих отношений при условии получения статуса ИП).
Юридические лица подразделяются на следующие группы:
8. Понятие продавца в коммерции
Продавец в КП - это лицо, непосредственно контактирующее с покупателями и осуществляющее продажу товара. Продавец за соответствующее вознаграждение передаёт покупателю товар или услугу. Этот процесс называется, как правило, сделка. Вторым участником сделки является покупатель (клиент, потребитель). Продавец преследует в сделке определённую цель — извлечение прибыли. Следует отличать понятия «продавец» в понимании «активный продавец» и «продавец» в понимании «отпускающий товар». Различие состоит в том, что активный продавец находится в поиске клиента, склоняет клиента к покупке именно данного товара и именно в данной фирме, и оформляет сделку. Продавец отпускающий товар, всего лишь оформляет сделку.
Обязанности продавца:
1) передать товар свободным от любых прав третьих лиц;
2) передать товар покупателю в ассортименте, согласованном сторонами (по видам, моделям, размерам, цвету);
3) передать товар, качество которого должно соответствовать договору, в течение определенного им срока (договорная гарантия);
4) передать товар, пригодный в пределах разумного срока для целей, в которых такие товары обычно используются (законная гарантия);
5) передать товар, соответствующий условиям договора о комплектности.
9. Понятие коммерческого покупателя
Покупатель – это лицо, которому продавец обязуется передать вещь (товар, услугу), а он, в свою очередь, обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму.
Покупатель вправе:
1) требовать передачи проданной ему вещи;
2) требовать уменьшения цены
товара либо расторжения
3) отказаться от принятия или оплаты товара при передаче товара в ассортименте, не соответствующем договору;
4) требовать при передаче
10. Виды посреднических организаций в зависимости от отношения к товару
Все посредники, участвующие в коммерческих отношениях, делятся:
Дилерские фирмы подразделяются на: универсальные и специализированные. Фирма торговый дом является многофункциональной организацией, занимающейся как торговлей, так и производственной деятельностью. Производственная деятельность сводится к доводке продукта, ее упаковке и расфасовке. Среди торговых домов выделяют международные торговые дома (создаются по инициативе РФ, субъектов РФ, иностранного государства или его субъектов). Они создаются на основании международного торгового договора и межправительственного согласия (цель создания – продвижение товара за рубеж)
Тредер – специализированные посредники, которые совершают сделки от своего имени и за свой счет, но по поручению приемника. Тредером может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо. Фирмы, действующие во внешнеторговом обороте – фирмы дестрбьюторы. Бывают импортными и экспортными. Выступают в качестве реализатора товара на примере своего государства, выступающего по импорту. Фирмы стокисты являются специализированными посредниками, осуществляемые исключительную продажу товара)
Фирма торговый дом является многофункциональной организацией, занимающейся как торговлей, так и производственной деятельностью. Производственная деятельность сводится к доводке продукта, ее упаковке и расфасовке. Среди торговых домов выделяют международные торговые дома (создаются по инициативе РФ, субъектов РФ, иностранного государства или его субъектов). Они создаются на основании международного торгового договора и межправительственного согласия (цель создания – продвижение товара за рубеж). Крупные торговые фирмы являются главными посредниками между отдельными крупными фирмами-продуцентами, группами мелких, формально независимых предприятий и важнейшими банками.
12. Понятие трансакционных издержек и их влияние на выбор вида торговой организации
На выбор вида торговой организации влияет организация создания фирм юридического лица, наличие льготного режима налогообложения, наличие иных государственных гарантий. Трансакционные издержки – это издержки, которые возникают при переходе права собственности на товар. Под большими издержками понимают: расходы на получение информации о клиенте, расходы по заключению договоров, расходы на юридическое сопровождение договоров и защиту нарушения прав, налоги и сборы. Снижение трансакционных издержек является актуальным для крупных производителей, осуществляется путем максимального усложнения производительного цикла.
13. Процедура создания коммерческих организаций
Процесс создания КО распадается на две стадии: учреждение и государственная регистрация.
Процедура государственной регистрации:
1. Представление документов в регистрирующий орган (налоговые органы РФ).
2. Проведение правовой
3. Принятие решения о
4. Выдача заявителю документа (регистрационного свидетельства), подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр осуществляется в срок не позднее одного дня с момента государственной регистрации юридического лица.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) в иных случаях, указанных в законе. Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается.
14. Понятие рынка как основы торгового оборота
Рынок – 1) система экономических отношений между продавцами и покупателями (механизм взаимодействия продавцов и покупателей); 2) совокупность сделок по купле-продаже; как сфера обращения товаров, не имеющих заменителей.
Рынок состоит из следующих элементов:
15. Классификация рынков
1) По использованию товара (потребительские, рынки-предприятия, рынки-отрасли)
2) По поведению покупателей (активные
рынки, рынки с особенностями, рынки
с различными степенями
3) По свойствам товара (рынки товаров длительного пользования, рынки скоропортящегося товара)
4) По общественному отношению (рынки
предметов первой