Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 13:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по конституционному праву зарубежных стран.
3) денатурализация – принудительное лишение гражданства государством в отношении натурализованного гражданина;
4) оптация;
5) восстановление.
Двугражданство (или двойное гражданство) – наличие у гражданина гражданства двух государств.
Многогражданство:
1) обобщающее понятие для правового положения с наличием более одного гражданства;
2) понятие, указывающее на наличие гражданства более чем двух государств.
Безгражданство – отсутствие у лица доказательств принадлежности к гражданству какого-либо государства.
Лица без гражданства
(апатриды), как правило, приравнены
в правах к иностранным гражданам,
однако, в отличие от последних, в
случае конфликтной ситуации они
не могут рассчитывать на защиту «своего»
государства. Для дополнительной защиты
апатридов в текущем
1) денатурализация не может быть произведена, если это приведет к безгражданству;
2) дети апатридов, родившиеся на территории данной страны, приобретают гражданство этой страны.
9. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Форма правления – элемент формы государства, характеризующий его с точки зрения порядка формирования высших органов исполнительной и законодательной власти и взаимоотношений между ними.
Различают две основные формы правления – монархию и республику – и их разновидности.
Монархия (единовластие, единодержавие) – форма правления, при которой пост главы государства замещается в порядке престолонаследия, как правило, членами правящей династии.
Монархия подразделяется на неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную). Конституционная монархия делится на дуалистическую и парламентарную.
Абсолютная монархия (от лат. «полный», «неограниченный», «самостоятельный», «достигший совершенства») – форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках монарха, который является единственным персонально ответственным представителем государства.
В настоящее время сохранилась на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и в Океании.
Дуалистическая монархия – форма правления, для которой характерны наличие двух главных центров власти (отсюда и название): монарха и парламента (но парламент еще слабый) и, соответственно, в определенной степени разделение властей (была распространена в Европе в XIX в., в настоящее время в классическом виде не существует).
Парламентарная монархия – это форма правления с полным разделением властей при верховенстве парламента (Великобритания, Бельгия, Испания, Япония, Швеция, Нидерланды и др.).
Республика (общее дело) – форма правления, при которой замещение поста главы государства осуществляется, как правило, путем выборов из числа граждан, обладающих пассивным избирательным правом и достигших требуемого (для занятия данного поста) возраста.
Республики делятся на: президентские, парламентарные и смешанные, а также республики советского типа и другие, имеющие отличную от указанных организацию власти (например, Ливийская джамахирия).
Президентские республики характеризуются полным разделением властей (США).
Парламентарные республики – президент получает свои полномочия от парламента или коллегии с участием членов парламента, по конституции президент может быть наделен обширными полномочиями, но ответственность за их осуществление несет правительство (институт контрасигнатуры – скрепление актов главы государства подписью главы правительства и (или) соответствующего министра, которые и несут ответственность за решение, оформленное этим актом), правительство несет коллегиальную ответственность перед парламентом (Италия, ФРГ).
Смешанные (полупрезидентские) республики сочетают в себе черты президентской и парламентарной республик (Франция).
Республики советского типа – все органы государства действуют на основе решений компартии, под ее руководством и контролем.
Смена форм правления – переход от одной формы правления к другой – процесс, отражающий происходящие в обществе изменения предпочтений.
XVIII в. был веком монархий, XIX в. – веком массового перехода от монархии к республиканской форме правления, XX в. – веком преобладания республик.
10. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО (ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО) УСТРОЙСТВА
Территориальное устройство государства – организация территории государства, проявляющаяся в определенных взаимоотношениях государства и его составных частей.
Территориальная автономия – предоставление всем частям государства (Италия, Испания) или только некоторым (Франция, Ирак) права на самоуправление в различных формах.
Национально-территориальная автономия – предоставление права на самоуправление на определенной территории компактно проживающим национальным меньшинствам.
Выделяют политическую (при
наличии права автономного
Унитарное государство – это государство, имеющее
единственную конституцию, единое законодательство,
единый бюджет, единую централизованную
систему органов государственной власти,
единую судебную систему, территорию,
разделенную на административно-
Федерация – форма государственного устройства, при которой в состав государства входят субъекты, обладающие высокой степенью самостоятельности. Федерация возникает:
1) в результате объединения ранее независимых государств (США, Швейцария и др.);
2) в результате изменения структуры унитарного государства (Мексика, Бельгия). Различают симметричные, т. е. состоящие из субъектов с относительно одинаковым статусом (Австрия, ФРГ), и асимметричные, т. е. состоящие из субъектов и иных единиц (Австралия, Индия, Венесуэла), федерации.
Зависимые территории – формы организации управления бывшими колониями и иными территориями, находящимися, как правило, на значительном расстоянии от основной территории государства.
Уния (от лат. «один», «единственный») – форма объединения государств.
Реальная уния характеризовалась наличием общего монарха, взаимодействием государств и созданием в них параллельных государственных структур (Швеция, Австро-Венгрия)
Личная уния – особая форма конфедеративного объединения государств, при которой каждое государство сохраняет свой суверенитет, но имеет общего с другим государством (другими государствами) главу государства, причем он является не главой унии, а главой каждого из государств, входящих в личную унию (Англия и Ганновер (1714–1837 гг.)).
Переходные формы территориального устройства государства:
1) «регионалистское государство» – формально унитарное государство, составные части которого обладают автономией, в значительной степени приближенной к автономии субъектов федерации (Испания);
2) «полуфедеративное государство» – унитарное государство, в котором официально развиваются процессы федерализации, но они еще не получили полного оформления, в частности в силу сложности и предполагаемой длительности процесса (Великобритания);
3) «квазиунитарное государство» – фактически федеративное государство с официальной перспективой интеграции частей в унитарное государство (КНР).
11. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ
В теории государства и права государственный режим рассматривается как синоним политического режима, при этом обычно выделяются демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.
В науке конституционного права государственный режим – понятие, раскрывающее фактическое распределение «центров концентрации власти» в ее верхнем эшелоне. В этом смысле для абсолютной монархии определен абсолютистский режим, для дуалистической монархии, президентской и смешанной республик – дуалистический режим, для парламентарной монархии и парламентарной республики – парламентарный и министериальный режимы, для республики советского типа – партократический.
Государственный режим – это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране.
Демократический
государственный режим
1) признанием политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики;
2) политическим плюрализмом;
3) разделением властей, ролевой автономией различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.);
4) обязательным и реальным участием в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа;
5) свободой пропаганды любой политической идеологии.
В некоторых странах те или иные из указанных признаков нарушаются, возникают разные формы полудемократических, ограниченно демократических, относительно либеральных режимов (Шри-Ланка, Египет, Турция и др.).
Авторитарный (властный) режим характеризуется:
1) признанием политических прав и свобод граждан в ограниченном объеме;
2) признанием лишь ограниченного политического плюрализма;
3) вооруженные силы часто играют политическую роль (концепция «двойной роли армии» и др.) (Латинская Америка, Индонезия, Пакистан).
Тоталитарный
режим характеризуется
1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима;
2) существует одна легальная партия;
3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается;
4) разделение властей отвергается;
5) единая обязательная политическая идеология (марксизм-ленинизм в странах тоталитарного социализма, мобутизм в Заире в 1960-1980-х гг. и т. д.). Тоталитарный режим имеет свои разновидности.
Беспартийный военный
режим, где безраздельная власть
принадлежит лидеру, существенно
отличается от фашистского или
12. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ, ИХ СУЩНОСТЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИИ
Политические партии – общественные объединения, главной целью которых является участие в осуществлении государственной власти.
Признаки политической партии:
1) свободно создаваемая автономная организация граждан государства (в единичных случаях – также коллективных членов – лейбористская партия в Великобритании);
2) устойчивая организация (деятельность протекает непрерывно), объединяющая граждан на постоянной основе;
3) объединение в партию осуществляется прежде всего на основе идеологических факторов – общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях;
4) партия – некоммерческая организация;
5) партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, используя мирные и конституционные средства;
6) партия – это организация, построенная и действующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности, открытости;
7) партия ставит своей целью завоевание государственной власти (создание правительства), участие в ней, давление на нее, используя конституционные способы. Получив власть в результате выборов, она должна использовать ее через государственные органы.
Партии могут быть созданы
только гражданами данного государства,
иностранцы и лица без гражданства
создавать партии не могут (равно
как и другие политические объединения).
Членами партии могут быть, как
правило, лишь граждане данной страны,
обладающие политическими правами
и достигшие
Для создания партии созывается учредительное собрание. Оно правомочно, если на нем присутствует установленное законом число граждан, имеющих право быть членами партии (не менее 10 в Венгрии, 50 – в Польше, Болгарии). Иногда инициаторы должны создать учредительную комиссию (из 7-21 человека в Анголе), которая проводит подготовку к созданию партии. На учредительном собрании избирают председателя и секретаря, составляется учредительный протокол о создании партии. На этом же или на другом собрании принимаются устав партии, ее программный документ. В некоторых странах партию можно не регистрировать (существует добровольная регистрация), в других она подлежит обязательной государственной регистрации, но всегда для того, чтобы стать юридическим лицом, партия должна быть зарегистрирована уполномоченными на то законом органами государства, т. е. должна быть включена в реестр (регистр) – особый список политических партий.
Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран