Шпаргалка по "Конституционному праву зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 12:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на 82 вопроса по "Конституционному праву зарубежных стран"

Содержание работы

1. Понятие КПЗС.
2. Источники КПЗС.
3. Конституционно-правовые отношения, субъекты КПЗС.
4. Понятие, сущность, характерные черты конституций зарубежных государств.
5. Виды конституций. Порядок их принятия и изменения.
6. Характерные черты и особенности конституций стран запада, принятых после 1945
7. Понятие и механизм конституционного надзора и контроля.
8. Понятие политической партии, конституционно-правовой статус политической партии.
9. Партийные системы и их виды.
10. Типология политической партии.
11. Гражданство зарубежных стран, порядок его приобретения и утрата.
12. Сущность и характерные черты конституционных прав и свобод.
13. Основные социально-экономические права и свободы.
14. Основные политические права и свободы
15. Основные личные права и свободы.
16. Понятие форм государства. Многообразие форм современных государств.
17. Понятие и классификация форм правления.
18. Монархия: понятие и виды.
19. Смешанная форма правления ( Франция).
20. Президентская республика.
21. Парламентская форма правления.
22. Понятие и виды форм государственного устройства.
23. Унитарное государство.
24. Федерация: понятие и признаки.
25. Автономия в зарубежных странах.
26. Демократический политический режим: характерные черты и виды.
27. Авторитарный политический режим.
28. Фашизм: понятие, сущность, причины появления.
29. Понятие и принципы избирательного права.
30. Избирательный процесс.
31. Мажоритарные избирательные системы. Понятие и виды
32. Мажоритарная избир. система абсолютного большинства (понятие,виды)
33. Мажоритарная избир. Система относительного большинства.
34. Пропорциональные избир. Системы, виды, ограничения,пропорционализм
35. Референдум в нов. Странах
36. Гос. Власть – как институт конституционного права. Пр-п разделения властей.
37. Место главы государства в системе гос. Органов
38. Президент. Правовое и фактическое положение в республиках с различ.
39. Компетенция главы государства
40. Парламент, порядок формирования, структура, полномочия
41. Внутренняя организация парламента, его палата в з.с.
42. Правовое положение депутата парламента
43. Законодательная процедура парламента в з.с.
44. Порядок формирования и структура правительства
45. Статус и полномочия правительства. Инст-т парламентской отв-ти прав-ва
46. Административно-территориальное устройство з.с.
47. Общая характеристика и основные принципы МСУ
48. Порядок организации и структура муниципальных органов.
49. Компетенция муниц. Органов
50. Конституция разбившихся стран
51. Высшие представительные законодательные органы (общ. характеристика)
52. Глава гос-ва и прав-ва в разб. Странах
53. Характерные черты американской конституции
54. Основы правового статуса личности в США
55. Конгресс США, стр-ра, полномочия
56. Порядок выбора президента США
57. Американский президент, статус, полномочия
58. Верховный суд США, порядок формирования и полномочия
59. Особенности американской партийной системы.
60. Особенности федерализма в США.
61. Конституция и правовая система Великобритании.
62. Парламент Великобритании, полномочия палат.
63. Правительство Великобритании, правовой статус и формирование.
64. Партийная система и политические партии Великобритании.
65. Конституция Франции (общая характеристика).
66. Партийная система и основные политические партии Франции.
67. Основной закон ФРГ. Партийная система и политические партии ФРГ.
68. Характерные черты германского федерализма.
69. Парламент ФРГ, полномочия и организация.
70. Правовой статус правительства ФРГ.
71. Конституция Италии.
72. Правительство Италии, порядок формирования и полномочия.
73. Партийная система и основные политические партии Италии.
74. Конституция Японии (общая характеристика).
75. Монарх Японии, юридич. и фактич. полномочия, политическая роль.
76. Партийная система и основные политические партии Японии.
77. Конституция Индии и её эволюция.
78. Федерализм Индии.
79. Конституционные реформы в государствах восточной европы 89-2000 г.г.
80. Конституция Польской республики.
81. Сейм, Сенат – орган гос. контроля, охрана прав Польши.
82. Президент и совет министров польской республики, порядок формирования.

Файлы: 1 файл

KPZS.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

 

 

55. Конгресс США, структура, полномочия.

 

         Конгресс США состоит из 2 палат  - палата представителей и сената. Палата представителей избирается  на 2 года в составе 435 депутатов  по одномандатным округам. Избранными  м.б. только граждане США (не  менее 7 лет проживающие на данной территории), достигшие 25 лет, и проживающие в том штате, где они баллотируются.

        Сенаторы избираются на 6 лет,  по 2 от каждого штата. Для избрания  сенатором необходимы: 30-летний возраст,  состояние в гражданстве не  менее 9 лет, проживание в штате, от которого он избирается.

        Общие полномочия: принятие закона, (поскольку обе палаты равноправны); финансовые (установление и взимание налогов, пошдин, сборов, чеканка монеты); в области экономики (обеспечение благосостояния США, вопросы торговли с иностранными государствами, содействие развитию науки и др.); в области обороны (обьявление войны, оборона, набор армии и флота), охрана общещственного порядка (создание милиции для исполнения ф.з., подавления мятежей) и осуществлять др. законодательные полномочия.

        Конгресс также может принимать  резолюции, некоторые из них  по своей юридической силе  выше обыкновенного закона. Простые  резолюции принимаются каждой  из палат по вопросам их  деятельности. 

 

58. Верховный суд США. Порядок формирования и полномочия.

 

          Главную роль в судебной системе  США играет Верховный суд США. Он состоит из 9 членов, включая председателя, которые назначаются президентом США с согласия сената.

          Верховный суд США служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты иностранных государств или штат, но в основном он выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации. Верховный суд осуществляет конституционный контроль, будучи последней и решающей инстанцией по данному вопросу.

            Верховный суд США толкует к-цию США, проверяет конституционность законов США и штатов, проверяет законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего права(судебный преценденты).

           Верховный суд США осуществляет только последующий судебный контроль и лишь в связи с рассмотрением конкретного судебного дела, а не в виде особого иска о конституционности. Закон, признаный судом неконституционным формально судом не отменяется, суд не имеет таких полномочий,он остается в сборниках законов, но не применяется судами, т.е. лишается юридической защиты.  

 

56. Порядок выбора президента  США.

 

Президент США избирается косвенным путем-выборщиками сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может  быть избранано президентом более 2 раз. Избиратели голосуют не за кандидата, а за выборщиков президента. Кандидат в президенты должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США по рождению, проживать в сша постоянно не менее 14 лет. Кандидат сначалоа выдвигается на первичных партийных выборах, на этих же выборах выдвигаются кандидатуры на национальный създ той или иной партии. Кандидат, получивший большинство голосов в штатах обычно выдвигается официально кандидатом в президенты на съеде партии, но иногда за правилы партии предлогают и иную кандидатуру. В прочем, в последние десятилетия такая практика не применяется. Кандидаты регистрируются в штатах, но в некоторых из них став-ся дополнит-е условия для регистрации кандидатов, не принадлежащих к одной из двух главных партий. Кроме того, таким кандидатом избирательные расходы возмещаются только в том случае, если они соберут не менее 5% голосов избирателей. В каждом штате должно быть выбрано такое количество выборщиков, которое соответствует числу конгрессменов, избираемых от данного штата. 3 выборщика избир-ся также от округа колумбия(всего выборщиков 538). Каждый штат сост-с 1 избир-й округ. При подсчете голосов за списки выборщиков, используется мажоритарная система относитнльного больлшинства. После того как выборщики избранны, они голосуют за кандидатуру президента. Формально выборщики вправе голосовать за любую кандидатуру, но фактически он голосут за своего партийного представителя. Выборщики голосуют в сталицах своих штатов. Документы пересылаются в вашингтон, председателю сената. Результаты сумируются и оглашаются в присутствии членов конгресса. Избранным считается кандидат, получивший обсолютное число голосов выборнщиков 270, т.е. не один кандидат не получит абсолютного борльшимнства, палата представителей избирает през-та  

+          

          59. Особенности американской партийной системы.

 

В США уникальная политическая система партий, ее суть м/быть охарактеризована как двухпартийная система, которые  доминируют – демократическая и  республиканская. В рядах этих партий много не просто состоятельных, а супер состоятельных граждан. Попеременно у власти могут стоять активисты или руководители одной из партий. В Америке идеи социализма и коммунизма не имеют места. Правящую партию определяют по тому – чей лидер находится в Белом Доме, другая автоматически становится оппозиционной. Подобная система создает серъезные препятствия для формирования других партий. Более 100 лет на политической арене господствуют эти две партии.

      1-ая  партия 1828г – возникла демократическая партия, а 1854г – республиканская партия.

      В свое  время, (незадолго до начала и  во время гражданской войны  1861 – 1865 гг) республиканская партия  представляла интересы буржуазии  Севера, а демократическая партия  была политической организацией рабовладельцев-южан. Затем политические различия между партиями стерлись, но они по-прежнему ведут ожесточенную избирательную борьбу на уровне федерации, штатов, городов и графств.

Соц. демократич. партии более представлена и обширна. Джон Кеннеди осуществлял крупные соц. реформы, республиканцы – слон, демократы – осёл. Американские буржуазные партии децентрализованные.

В случае победы на выборах, фактически руководство партии формирует  правительство из числа членов своей  партии.Это называется – «классический тип».

 

57. Американский президент, статус, полномочия.

 

       Согласно  к-ции, исполниттельную власть  в федерации осущ-т президент.  В отличие от парламенской  республики он осуществляет эту  власть самостоятельно, а не по  совету кабинета министров. Министры выполняют роль советников през-та и не образуют прав-во, это кабинет през-та, его совещательный орган. Министры все же имеют исполн-ю власть, в частности по вопросам отнесенных к их ведению. Однако они осуществляют свою власть нга основе делегирования соответствующих полномочий през-том.

      Должности  премьер министра нет. Эту роль  выполняет президент, но он  явл-ся непрерикаемым премьером.  В кабинете през-та вопросы  реш-ся не голосованием, решение  принимает президент. 

     Президент  обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации.

     Президент  представляет гос-во внутри страны  и в международных отношенгиях,  вправе заключать международные  договоры, являются вооруженными  силами и национальной гвардией.

     Президент назначает высших должностных лиц, послов, федеральных судей и т.д Он несет ответстсвенность за подготовку и исполнение гос. Бюджета, представляет соответствующие документы конгрессу. Для реализации своих полномочии президент издает указы, и др. акты. 

 

Good Luck, student !

 

                     

60. Особенности федерализма в США.

 

       Число федераций после 1945г резко возросло, основное подразделение федерации на штаты, области, провинции, они не обладают суверинитетом, имеется четкое разделение полномочий между субъектом и центром. США- является страной с федеральной формой госуд. устройства, страна состоит из 50 штатов, но есть исключение, - Это федеральный округ Колумбия, в котором расположена столица США – ВАШИНГТОН, - эта территориальная единица не является субъектом федерации. Не один субьект не может выйти из федерации, подтверждение тому гражданская война в США  1861 – 1865 гг, в которой погибло больше американцев, чем в какой-либо другой войне.

         Высшей судебной инстанцией штата является верховный суд штата, занимается рассмотрением аппеляций на решения нижестоящих судов, так же обладают правом конституционного надзора, они могут не только отменить любой закон штата, но и ревизовать конституцию штата, а так же любой ее раздел в случае несоответсвия федеральной.

         Разделом 2 статьи 4 и разделом 1 поправки  к конституции закрепляется система  двойного гражданства, то есть  гражданство союза и соответсвующего  государственного образования. 

         В стране существует так же 2 палаты, нижняя и верхняя. Нижняя – орган общественного представительства, избирается по территориальным избирательным округам, а верхняя представляет интересы субъектов, каждый штат посылает для представительства по 2 сенатора. По методу формирования верхняя палата США (сенат) является выборным.

         В США  лежит принцип «дуалистического  федерализма», т.е. установлена сфера  исключительной компетенции союза,  а остаточная компетенция находится  в руках субъекта федерации.


 

       

           61. Конституция и правовая система Великобритании.

 

         В Англии нет консолидированной  конституции. Современная британская  неписанная конституция представляет  собой весьма сложный конгломерат  различного рода источников, она  непрерывно дополнается и изменяется, и состоит из следующих основных частей.

  Британская конституция  имеет писанную часть (статусное  право)     

– около 30 важнейших парламентских  актов, которые по содержанию являются законами. Эта часть очень неоднородна: 1215г – Великая хартия вольностей, Петиция о праве – 1628,Хабеас Корпус Акт – 1679г, Билль о правах 1689г, Законы «О парламенте» 1911 и 1949, акты посвященные Правительству – 1937, 64, 75 гг- акт о министрах короны, Акт о народном представительстве – 1949, 69, 74 гг и др. Эти акты решают вопросы основного правового положения подданных, парламента, правительства и др. главн вопр 

    2-часть –  конституции – конст. обычаи, кот. существуют на протяжении  многих веков, это свидетельствует  и о консерватизме (конституционные  соглашения). Эти соглашения играют важную роль Британской неписанной конституции. Так взаимоотношения Правит-ва и Парламента, Правит-ва и Монарха, нижней и верхней палат Парламента определяется обычаями.

        Британск. конституция  это компромисс  между буржуазией и дворянством- высшей аристократией ( монарх).

        3-ья часть конституции – отдельные  судебные прецеденты высших британских  судов ( Общее право), сложившееся  после норманского завоевания  общее для всей Англии право.  Юридической базой общего права  является доктрина «Stare decisis». Она основывается на общих принципах справедливости и разума, здравого смысла. В Великобритании нет министерства юстиции, многие судебные прецеденты имеют силу закона.

         Так же существуют доктринальные  источники, - это мнения именитых ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда пробел в праве не может быть заполнен статусом или решением суда: Это Брэктон – трактат о законах Англии 1250г, Блэкстон с комментариями 1565, Коук – 1628г, Фостер, ученые

  • Джона Локка, Эдмунда Берка, Милля, Эрскина Мэя, Дайси и другие.

 

 64. Партийная система и политические партии Великобритании.

          

             Двухпартийная система Великобритании  состоит из консервативной и  лейбористской партий.

       Третья по величине политическая партия Великобритании – либерально – демократическая партия. Она возникла в 1988г путем слияния либеральной и социал демократической партий, которые в начале 80-х годов создали двухпартийный блок, выступивший на выборах 1983 и 1987 гг, под именем альянса и собравший соответственно 25.4 и 23% голосов. На сегодняшний день либерально-демократическая партия не представляет серьезной опасности для главных партий – консервативной и лейбористской.

            Существует «палата общин» и  «палата лордов». Право на формирования правительства получает лидер партии, которая получила большинство мест( В палате общин). Премьер министр – лидер правящей партии, возглавлает правительство и обладает широкими полномочиями.

          Парламент Британии относится  к группе с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. неограниченные компетенции. Но полномочия парламента всегда ограничены, даже Британского. Полномочия – законодательные, контроль за деятельностью правительства, так же могут создаваться расследовательские комитеты (ревизия админстративного аппарата).                               Палата Лордов является судом первой инстанции по делам мэров, обвиняемых в совершении преступлений, так же «ПЛ» обладает аппеляционой юрисдикцией.                                                                                 Палата общин принимает бюджет (подготовленный), может привлеч к ответств-сти любого министра  

     В настоящее  время лидером правящей партии, и одновременно премьер – министром  является Тони Блер.

          

             62. Парламент Великобритании, полномочия палат.

   

 Общенациональное  представительное учреждение демократического  общества – парламент, имеет  многовековую историю.Дальние прародители  его – английский парламент,  испанские кортесы возникли в XII-XIII веках. Однако современные парламенты качественно отличаются от эпохи феодалов  Парламент в Великобр. состоит  из 2 палат – «Палаты общин» (нижняя), и «Палаты Лордов»(верхняя), Нижняя палата формируется посредством прямых выборов, а в верхней палате преобладает феодальный способ формирования, регулируется законом о «Пэрстве 1958г», и 1963г. Введено пожизненное пэрство на женщин, так же предоставлено право занимать места в Палате Лордов  всем Шотландским пэрам.Сейчас в Палате Лордов более 1200 пэров : 1) наследственные пэры, передают титул по наследству. 2) пожизненные пэры, не могут передавать по наследству. 3)ирландские и шотландские пэры ( в настоящее время их «ПЛ» их нет ), 4) пэры по аппеляции. 5) Духовные пэры (епископы и архиепископы англ. церкви ).   Парламент Британии относится к группе с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. неограниченные компетенции. Но полномочия парламента всегда ограничены, даже Британского. Полномочия – законодательные, контроль за деятельностью правительства, так же могут создаваться расследовательские комитеты (ревизия админстративного аппарата).                         Палата Лордов является судом первой инстанции по делам мэров, обвиняемых в совершении преступлений, так же «ПЛ» обладает аппеляционой юрисдикцией.                                                                               Палата общин принимает бюджет (подготовленный), может привлеч к ответств-сти любого министра 

            65. Конституция Франции (общая  характеристика).

 

Французская конституция 1958г –основной закон 5-ой республики Франции, с 1789г она 17-ая по счету.  Структура конституции: преамбула, 15 разделов, 85 статей. Кроме того сюда входит Декларация прав и свобод человека 1789г, действует преамбула к предшествующей французской конституции. Конституция сохраняет приемственность конституционных прав развития, - демократическая и светская, унитарная республика. Гимн «Марсельеза», дивиз – «Свобода, равенство и братство».

     Конституция  закрепляет новую систему гос.  институтов – модель смешанной республики. В центральные госуд. системы положен институт Президента, специфическое закрепление прав и свобод человека и гражданина. Большинство прав и свобод закреплено или в Декларации или в Преамбуле прежней конституции (1946г)- право на труд, профсоюзная деятельность, забастовку, медецинскую помощь, право на управления предприятиями.

      Защита  прав и свобод имеет 2 аспекта: 1) Охрана от посягательств законодателя  этих прав и свобод,,, 2) Защита  от неправомерных действий юридических  и физических лиц, органов государства.

      Особенность  коституции – концепция и институты  плебисцитарной политики, новые  подходы к соотношению внутреннего  и международного права, в 90 гг была внесена поправка о  передачи в ведение европейского  сообщества определенных полномочий ( Европейский союз ), институт конституционного надзора.

      Во Франции  нет Конституционного суда, но  есть конституционный совет: формируеся - 1/3 председатели сената, 1/3 – Правительством  и 1/3 ………… члены действуют  9 лет, каждые 3 года обновляется треть членов, нельзя совмещать должности с другими.  Конституц.  совет  учавствует в подготовке выборов президента, следит, что бы все кандидаты были в равном положении, подсчет голосов  как выборов так и референдума проводится под их контролем.

       Конст-я имеет жесткий порядок принятия поправок или изменений, Президент или Парламент имеют на это право,  для этого нужно 3/5  от общего числа голосов конгресса.

       Конституцию  Франции изменить легче, чем  конститцию США или Российской  федерации.

 

    63. Правительсво Великобритании, правовой статус  и формирование.

 

      Правительсво  центральный орган исполнительной  власти. Оно имеет приоритет в  системе разделения властей с XIX века. Формируется нижней палатой парламента (палатой общин). Право на формирование правительства получает лидер правящей партии, т.е которая получила большинство мест. Монарх не может возглавлять и присутствовать на заседаниях правит-ва, принимать решение о его формировании.

      Основной  задачей правит-ва является управление делами государства, т.е фактически выполнение законов, распорядительные функции, регламентирует социально-экономические процессы, осуществляет правотворчество и функции органов исполнения.

       Премьер  министр возглавляет правительство  и имеет широкие полномочия. Так же он пишет тронную речь королевы.

       Правительство  охватывает 2 органа: правительство  и кабинет., куда входят руководители  важных министерств и ведомств (20); большое правительство, куда уже входят все министры – младшие, без портфелей, важнейших отраслей, парлам. Секретари важнейших министерств, которые обеспечивают связь между Парламентом и Правительством, гос министры, т.е практически заместители главных министров, лорд-хранитель печатей.

        При правительстве создаются  управления, прикрепленные к конкретному министру.

        Так же создаются  постоянные комитеты, и временные.  Постоянные учреждаются кабинетом  по наиболее важным вопросам, и возглавляются обычно ведущими  министрами. Временные создаются  по мере надобности по самым различным вопросам, тоже под руководстом членов кабинета.

 

66. Партийная система и основные  политические партии Франции.

 

       Во  Франции достаточно широкая панорама  партий, характерно наличае сильных  левых и левоцентристских партий  – 1920 Франц.-социалистическая партия, Франц. коммунистическая партия при активном участии деятелей рабочего движения.

       При  призеденте Ш.де Голле (1958-1969) и  Ж. Помпиду монополистическое  положение занимала голлистская  партия, которая называлась «Союзом  новой республики» (ЮНР), а с 1968г – «Союзом демократов за республику»(ЮДР). В 1976г – наз. – «Объединение в поддержку республики»(ОПР). В период президентства д’Эстена(1974-81) ОПР учавствовала в правительственной коалиции вместе с Жискаровской партией «Союза за Французскую демократию»(СФД), образованную 1978г.

СФД – правоцентристская  группировка, в составе с республиканской  партией.

Они были лидерами 7 лет, но вскоре все изменилось, президентом  стал -  Франсуа Митеран – ФСП (демокр. социализм)(франц. соц. партия), правление 1981-95гг, «идти к справедливому обществу нужно мирным путем, даже если он займет 100-150 лет». С 1987 г – ФСП является ядром левоцентристской парламентской коалиции нижней палаты парламента. Лианель Жоспен – лидер социалистов. Союзниками ФСП являются – ФКП (франц. коммунистич партия), лидеры по времени: Морес Торес, Жак Дикло, Робер Ю. ФКП переживает кризис, т.к кризису подвержены идеи самого коммунизма. Но тем не менее ФКП имеет не самую маленькую фракцию в парламенте. Она не отрицает классовую борьбу, но не отвергает идеи реформ. ФКП ведет большую работу среди молодежи, женщин и ветеранов 2-ой мировой войны. ФКП является сейчас правящей партией. Так же сущ. – республиканская партия, радикальная партия, и другие. Президент Франции – Жак Ширак, лидер республиканской партии.

 

    67. Основной закон ФРГ. Партийная система и политические партии ФРГ.

 

      Германская конституция говорит об обязанности трудиться, эксплуатация труда запрещена, но суд может установить принудительный труд опред. лицу. Провозглашаются и иные права и свободы. Гер-я является федеративным государством, где действуют Германские принципы федерализма. Конст. принципы разделения властей – системно-образующий, приоритет международных актов над актами внутр. законодат-ва, что говорит о развитости государства. Конституция: 14 разделов, 183 статьи, краткая приамбула. Четко разграничены полномочия цетра и земель. Отсутствует право сецессии(выход). Существ. финансовое выравнивание, т.е  богатые земли помогают бедным.

       В  Гер-ии 17 лет (1949-66) была многопартийная система с монопольно господствующей партией, это ХДС/ХСС(христианско-демократический союз / христианско-социальный союз. С 1966 по 1969гг действовала «большая коалиция» (ХДС/ХСС+СДПГ), т.е Социал демократическая партия гер-ии.

После 1969г сформированоа  коалиция СДПГ + СвДП (Свободной демократ. партии). 13 лет СвДП поддерживали СДПГ, но 1 октября 1983г эта коалиция распалась, т.к СвДП вступили в коалицию с  ХДС, что привело к смене правительства. Укрепилось положение «зеленых».

        ХДС/ХСС – лидерами были –  Аденауэр, Людвиг, Колль. Эта партия  сыграла большую роль в объединении  германии. С 30-х гг эта партия  находится в оппозиции. Социал-демократ. партия сейчас главная- лица  наемного труда, квалифицированные  рабочии. Эта партия выдвигает лозунги общенациональных интересов, а не только пролетариата, и пропагандирует идеологию «демократического социализма»: христианство, гуманистическая философия, опытное рабочее движение, учение Маркса. Герхард Шредер руководит этой партией сейчас. СДПГ насчитывает 900 тыс. человек.           1990г возникла партия демократического социализма. СЕПГ – соц. единая партия Германии. СОЮЗ 90 – «ЗЕЛЕНЫЕ». Все фашистские партии запрещены.

                   

                   70. Правовой статус правительства ФРГ.

 

     Правительство  – коллегиальный исполнительный  орган власти.

      В ФРГ  глава правительства – федеральный  канцлер – предлагается бундестагу  президентом, но последний решает  этот вопрос только после консультации  с лидерами крупнейших партийных фракций. Роль президента в деле подбора премьер-министра совершенна пассивна. Предложенный президентом канцлер избирается без обсуждения Бундестагом, после чего назначается на должность президентом.

    В ФРГ правительство  в собственном смысле слова представляет собой коллегию, состоящую из федерального канцлера и федеральных министров. Один из министров назначается федеральным канцлером на должность вице-канцлера, который заменяет главу правительства во время болезни или временного отсутствия, хотя сама по себе эта должность не имеет никаких связей с Бундестагом.

     В работе  прав-ва принимают участие: начальник  канцелярии президента республики, начальник ведомства печати и  информации, личный референт качества, так же приглашаются премьер-министры земель.

     Все важные  вопросы решаются лично канцлером,  поэтому состав прав-ва невелик,  и равен британскому кабинету.

     Орган конституционного  надзора создается без участия  правительства, но всеравно имеются  достаточные возможности для  воздействия на него.

     Функции:  управление государственным аппаратом,  исполнение законов по букве  коннституции, контроль над законодательной  деятельностью парламента, нормоустанавливающая  деятельность, составление и исполнение  бюджета, осуществление внешней  политики, контролирует и направляет деятельность всех органов и институтов, введение чрезвычайного положения и другие функции, свойственные правительству.

            

            68. Характерные черты германского федерализма.

 

Германия явл. федеративным госуд-вом, где действуют принципы федерализма. Четко разграничены полномочия между центром и землями. Некоторые города имеют статус земель Берлин, Гамбург и т.д. Отсутствует право сецессии, т.е. возможность отделения земель или городов с особым статусом от государства. Действует институт финансового выравнивания, т.е. богатые земли должны помогать бедным, они делятся своими доходами.

        Принцип самокоординации субъектов  гос-ва, т.е. земли минуя центр  заключают между собой соглашения, в основном касающихся экономических вопросов, образования.

        Принятие координационных решений  на конференциях отдельных министерств  и ведомств земель, конференциях  премьер-министров земель, где принимаются  дополнительные меры по урегулированию  отдельных вопросов, которые четко не определил и не решил законодатель.

        Федеральное право имеет перевес  над правом земель. Так же существует  наличае двойного гражданства,  союза и определенной земли. 

        Каждая земля ФРГ располагает  в бундесрате не менее чем  тремя голосами. У тех где население более 2 млн человек – 4 голоса, а свыше 6 млн- 5 голосов.

         По методу формирования верхняя  палатя явл. – назначаемой  (бундесрат)

В ФРГ устанавливаются 2 сферы компетенции: исключительная компетенция союза и сфера  конкурирующей компетенции. Эта система оставляет за союзом право в случае необходимости вообще парализовать законодательную деятельность субьектов федерации, и тем самым ликвидировать федеративную форму устройства. Некоторые субъекты имеют собственные органы конституционного надзора, осуществляющие контроль за соответствием регионального законодательства конституции.

                       

71. Конституция Италии.

 

      Конституция –  основной закон государства. Конституция  Италии не имеет приамбулы.  Текст конституции состоит из раздела «Основные принципы» и двух частей – «Права и обязанности граждан» и «Государственный строй Республики». 10 глав и разделов, 139 статей.

      Так же она   как и многие другие провозглашает  лозунг народного суверенитета. В статье №1 сказано: «Италия – демократическая республика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах Конституции».

      Закрепляются  принципы частной собственности,  принцип разделения властей не  выражен семантически точно, он как бы подразумевается, из нее исходит. Провозглашаются и устанавливаются демократические свободы граждан и подданных. Определяет принципы организации системы высших органов гос. власти и порядок ее деятельности.

      Конституция  Италии является жесткой по характеру её изменения, и предусматривает возможность применения специальных процедур изменения конституции. В статье 138 сказано: «Законы, изменяющие Конституцию, и другие конституционные законы принимаются каждой из палат после двух последовательных обсуждений с промежутком не менее трех месяцев и одобряются абсолютным большинством членов каждой палаты при втором голосовании». Принятые в таком порядке поправки могут быть вынесены на референдум по требованию 1/5 членов одной из палат парламента, пяти областных советов или пятисот тысяч избирателей. Если же во 2-ом голосовании поправка к конституции одобрена кфалифицированным большинством 2/3 голосов, то референдум не проводится.

      Существует  конституционный суд, члены которого  назначаются президентом, парламентом и магистратурой в равных долях.

             

                69. Парламент ФРГ, полномочия и организация.

 

     В Германии двухпалатный парламент: верхняя палата – бундесрат, и нижняя палата – бундестаг – 50% избирается по земельным партийным спискам с 5% заградительным барьером.

     Функции:  законотворчество, решение финансово-бюджетных  вопросов, орган контрольных вопросов (право депутатского запроса,  контрольная деятельность комитетов  и комиссий. Их 20).

      В германском парламенте тщательно разработан законодательный процесс и право законодательной инициативы. Существует процедура трех чтений законопроекта. Право законодательной инициативы у: Правительства, члены Бундесрата, члены Бундестага. Для внесения законопроекта требуется поддержка не менее чем 15 депутатов нижней палаты. Правительство широко использует данное право. Правительственные законопроекты  первоначально отправляются в верхнюю палату на 3 недели, а уже затем в нижнюю палату независимо от решения верхней палаты парламента.

      При  отклонении нижней палатой правительственного  законопроекта, президент может  обьявить состояние законодательной  необходимости и тогда законопроект  принимается только верхней палатой  по предложению правительства.

      Партийно-фракционный принцип лежит в основе деятельности нижней палаты, т.е. там действует правящая партия и примыкающие к ней.

      Комитеты  Бундестага образуются по принципу  пропорционального представительства  фракций.

      Верхняя  палата-Бундесрат, каждая земля  имеет от 3 до 6 назначаемых представителей, среди них руководители правительства земель. Всего там 68 депутатов. Она защищает особые интересы земель. По методу формирования – пропорциональные, т.е. чем больше население, тем больше представителей. На практике рассматривает большинство законов.

Существует должность  председателя (президента) Бундесрата. Так же палата учавствует в выборах  президента, назначает судей конституционного суда. Правит-во земли в любой  момент может убрать неугодного члена  Бундесрата.

      Бундестаг  может выразить канцлеру недоверие,  при условии что может быть  избран новый канцлер- конструктивный  вотум недоверия. Канцлер избирается  по предложению президента Бундестагом  без обсуждения.

 

  72. Правительство Италии, порядок формирования и полномочия.

 

      Прав-во  – совет министров, Джулиано  Амато – лидер фракции «Олива».

      53 правит-ва  сменилось с 45 по 67 гг. В Италии  парламентский способ формирования  правительства. Право но формирование  правительства получает та партия  или патийная коалиция, которая победила на выборах и получила большинство мест в нижней палате парламента. Статья 92 Итал. конст: «Президент Республики назначает председателя совета министров и, по его предложению, министров».

       В Италии не существует законов, ограничивающих численный состав правительства или определяющих номенклатуру министров. Ст. 95 Конституции предписывает создание президиума совета министров, который является внутриправительственным органом. В него входят председатель совета министров, вице-председатели, министры без портфеля и государственные вице-секретари при председателе.

       Председатель  совета министров руководит общей  политикой правительства и несет  за нее ответственность, осуществляет  представительство страны на  международной арене.

       В  Италии существуют специальные  органы- «национ. совет экономики  и труда» - консультативный орган  правительства и парламента, имеет  право законодательной инициативы

       Орган конституционного  надзора создается без участия  правительства, но всеравно имеются достаточные возможности для воздействия на него.

        Функции: управление государственным  аппаратом, исполнение законов  по букве коннституции, контроль  над законодательной деятельностью  парламента, нормоустанавливающая  деятельность, составление и исполнение бюджета, осуществление внешней политики, контролирует и направляет деятельность всех органов и институтов, введение чрезвычайного положения и другие функции, свойственные правительству.

 

73. Партийная система  и основные политические партии Италии.

 

        Партийная система в Италии  сформировалась в конце 40-х  и в 50-е гг.

При Муссолини была лишь одна партия, а затем стихийно начинает формироваться многопартийность. 1974г  принятие Конституции – равенство  всех полит. партий, принцип плюрализма. Партия ХДП создала современную Италию, преобладают неоконсервативные ценности с упором на католицизм, частную собственность.

        Итальянская народная партия  образовалась вместо ХДП, хотя  она малочисленная. Демократическая  партия левых сил  1991г в результате трансформации стала коммунистической. С конца 70-х коммунистич. партия начала проповедовать идеи еврокоммунизма. Союзником демокр. партии левых сил явл. партия коммунистич. преобразований. Общественно-политич. движение, партия – «Вперед, Италия» (Сильвио Берлускони) без фиксированного членства. «Национальный альянс» - реформированная монархо-фашистская партия середины 90 гг. «Итальянское социалистическое движение» - национальные правые силы – старое название.

        В Италии существует большое число буржуазных партий, региональных партий.

        Транс-национальная радикальная  партия 1955 г, она допускает двойное  членство, мягкие  наркотики, гомесексуализм.

        С 1996 г. – правящая партия  - ДПЛС.

        Парламент двухпалатный: «Палата депутатов» и «Сенат республики».

Президент избирается парламентом  на совместном заседании палат 2/3 голосов. Председатель «Сената» выполняет функции  президента, если тот не в состоянии  выполнять свои функции.

        В настоящее  время партийная система Италии дезорганизована и переживает смутные времена. Утрата доверия отразилась в законах, например было отменено государственное финансирование политических партий.

 

   76. Партийная система и основные политические партии Японии.

 

       В Японии доминантно – партийная политическая система – 2-ая половина 50-х гг ХХ века. Существует одна правящая партия.

       ЛДПЯ  – японский вариант неоконсерватизма. Задача – построение государства  благоденствия, незыблемость и  приоритет отношений со старшим  братом – США.

       Союзником  ЛДПЯ – является центристская  партия Комейто, или партия  «чистой политики» (Возникла в  1964г).

       Социал-демократическая  партия, бывшая социалистическая, основана  в 1949г, более 200 тыс. членов. Партия не отрицает классовую  борьбу, защита среднего японца.

       В  последнее время действуют принципы  государственного финансирования  политических партий.

       Парламент  : 1-ый возник в 1891г, носил  сословный характер. Парламент 1946 г – «палата представителей»  - нижняя, и «палата советников» - верхняя (250). Можно быть членом лишь одной палаты. Ограничен депутатский иммунитет.

       Нижняя  палата действует – 4 года, верхняя  6 лет. Активное избирательное  право – 20 лет (официальный  реестр избирателей).

       1 раз  в год собирается сессия, но могут собираться и внеочередные сессии по требованию ¼ депутатов.

       Большинсто  вопросов решает нижняя палата  – законотворчество, финансы   и т.д. 

       Палаты  могут быть распущены в течении  40 дней.

       Каждый  член парламента может работать в двух комитетах.

       Объединен  законодательный комитет, где  представлена и верхняя и нижняя  палата.

        Право законодательной инициативы  носит коллективный характер.

               

74. Конституция Японии (общая характеристика).

 

        1889г – 1-ая японская Кунституция, ограниченная дуалистическая монархия, она действовала по 1945г, с этого момента реальная власть перешла к американским оккупационным властям, которые изолировали монарха.

         Ноябрь 1946г, - новая японская Конституция, которая вступила в силу 3 мая 1947г, и действует и по сей день. Она установила либерально-демократический политический режим, признала незыблемость прав и свобод человека, она впервые установила модель демократической ограниченной парламентской Монархии.

         Возник бикомиральный парламент, который стал центром принятия решений, парламент формировал правительство.

         Японская конституция закрепляла  приоритет общепризнанных норм  и правил международного права  над актами страны.

         Статья 9 – характерная черта конституции Японии – отказ от политики войны, от содержания постоянных военных сил, агрессии, применении силы в международных отношениях.

         С начала 50-х годов восстаговление  военной мощи, но это несопостовимо  с огромным экономическим потенциалом, техникой. Вооруженные силы – силы самообороны и не более.

         Имеются не только политические  и экономические права, но и  социальные – право на труд, проведение забастовок, образование  профсоюзов. Статья 21 конст. – право  на свободу слова, печати, и всех других форм выражения мысли.

         Порядок изменения конституции  жесткий, но не сверх жесткий,  нужно чтобы законопроект был  принят каждой из палат большинством  в 2/3 голосов, а затем он должен  быть одобрен на референдуме  или принят парламентом вторично после новых парламентских выборов.

         Структура – краткая преамбула, 11 глав (10 основных – 103 статьи). 11-ая  глава – дополнительные положенния, которые регламентирую вопросы  приемственности конституционных  прав регулированиия.

         Глава 3 – права и обязанности  граждан и народа.

         Глава 2 – отказ от войны.

Японская конституция – одна из качественных и дееспособных  в мире.

                  

                        77. Конституция Индии и её эволюция.

 

    

       1949г – конституция, которая принималась учредительным собранием. Структкра: развернутая преамбула, 460 статей, объединенных в 25 частей, 12 приложений.

        Это самая  большая конституция в мире, внесено  более 500 изменений и дополнений. Характерные черты : она закрепила образование суверенного независимого государства – индийского союза, она закрепила демократическую федеративную республику с сильным влиянием парламентаризма. Индия – парламентская республика.

        Парламент  имеет бикамеральную структуру, нижняя палата – «народная» 5 лет 550 депутатов ( часть депутатов не избирается или избирается в упрощенном порядке, т.к. небольшое число мест резервируется).

Верхяя палата – «Совет штатов», 250 членов – 6 лет.

        Народная палата формирует правительство.

Процедура конституционного надзора может возбуждаться по конкретному  поводу, каковым является судебное дело. Признание закона неконституционным  означает его отмену.

 

75. Монарх Японии, юридич. и фактич. полномочия, полит.  роль.

 

      Главой государства является монарх – император. Страна Япония самая старая монархия в мире, возникшая более 2600 лет назад ( в 660г до н.э.) – Акихито 125 монарх династий, которая ни разу не прирывалась.

       Среди  японцев сильны монархические  настроения, до конца 1945 г монарх обладал неограниченной властью. Он считался сыном неба, божественной фигурой. В 1945 г император отказался от идеи божественности императорской семьи. Престол переходит от отца к старшему сыну, женщины не наследуют трон.

        Император – символ государства и единства народа, назначает премьер-министра по представлению парламента и лишен самостоятельности.

        Он по совету и с одобрения  кабинета выполняет свои функции:  промульгация законов, договоров,  поправок к Конституции, правительственные указы, созывает парламент, распускает палату представителей, объявляет всеобщие парламентские выборы, подтверждает назначения и отставки высших должностных лиц государства, явл. гарантом полномочий верительных послов и посланников, подтверждает всеобщие и частичные амнистии, смягчает уголовные наказания и восстанавливает в правах, осуществляет награждения, принимает иностранных послов и посланников.

        Монарх очень редко совершает  международные визиты. Он не голосует  и не может претендовать на выборные должности.

 

       «Синто» - официальные  решения японского Монарха. 

 

       Главный  судья и 14 судей Верховного  суда Японии назначаются императором  по представлению кабинета.  

                            

                                       78. Федерализм Индии.

 

        Субъекты, составляющие федерацию,  не являются государствами и  не обладают суверинитетом. Лишены  права учавствовать в международных  отношениях, а в случае нарушения  союзной конституции субъектом,  то центральная власть имеет право применения принудительных мер по отношению к субъекту федерации. Это право центральной власти закреплено в конституции Индии.

        Также в Индии присутствует  двойное гражданство, т.е. каждый  гражданин считается гражданином  союзи и гражданином соответствующего государственного образования. Соответствующее положение содержится в Конституции Индии.

         В Индии установлена трехчленная  система разграничения компетенции  между союзом и субъектами. Разграничение  компетенции между союзом и  штатами регулируется гл.1 ч. XI Конституции и седьмым приложением к конституции. В первую очередь входят вопросы отнесенные к исключительному ведению союза ( 98 пунктов ).

          2 –ая сфера – компетенция  штатов, но они не носят исключительного  характера, т.к. в условиях чрезвычайного положения союз может принимать и вмешиваться в законодательство штатов.

          3-ья сфера – совместные компетенции.  Совместные законы и ведение,  но в случаях противоречия, преимущество  имеет союзные законы и инициативы.

          Ворпросы неотнесенные не к одной из сторон, автоматически относятся к союзам.

          Высокая степень централизации  в государстве

 

79. Конституционные реформы в государствах восточной европы 89-2000 г.г.

 

      Восточная Европа  в период расцвета СССР попала под влияние Советского союза. Все страны пытались строить социализм и коммунизм, копируя советский опыт. Некоторые из стран добились отдельных успехов, другие скромных.

      После  системного кризиса социализма, социалистическо-коммунистические - институты начали разрушаться, произошел слом одного строя другим. Первой страной, где произошел слом, была Польша, и затем он прокатился по всей Восточной Европе.

     В Восточной  Европе приняли новые конституции:

     В 92г  – Чехия, Словакия, Новая Югославия.

     В 97г  – Польша.

     В 98г  – Албания.

     В Венгрии  действует старая конституция  49г, но с изменениями. Она  всецело соответствует общепризнанным  международным стандартам, т.е. те, которые соответствуют ООН.

     Конституционные  реформы проводились по следующим направлениям: либерально-демократические ценности, установлены параметры нового строя, которые соответствуют традициям, закреплены положения о плюрализме, уважение прав и свобод гражданина, установление республиканской формы правления, парламентская республика. Федерация утвердилась лишь в Новой Югославии. Так же утверждался институт судебного надзора и контроля.

 

81. Сейм, Сенат – орган гос. контроля, охрана прав Польши.

 

         Конституция закрепила модель разделения властей и смешанной республики.

          Законодательная власть: парламет  двухпалатный – сейм и сенат. 

В сейме 460 депутатов, которые  избираются по мажоритрно-пропорциональной системе. В Сенате 100 депутатов. Обе  палаты действуют по 4 года.

          Избирательное право в Польше с 18 лет, сенатором можно стать лишь с 40 лет.

          Все основные вопросы решаются  сеймом.

Все, что характерно для  стран запада, характерно и для  Польши, в парламенте могут образовываться комитеты.

         Законодательная инициатива принадлежит депутатам, президенту и правительству.

         Сенат может рассматривать принятые  сеймом законы.

Существует защитник гражданских прав, в деятельности этих органов отражается влияние  сейма.

        

 

80. Конституция Польской республики.

 

         Конституция Польской республики принята в 1997г, была одобрена парламентом и так же одобрена на референдуме.

         Структура:  краткая преамбула, 243 статьи, объединенные  в 13 разделов. Она закрепила характер  Польского государства как демократического и правового, закрепила форму государства как смешанной республики, закрепила принцип разделения властей, широкий круг прав и свобод граждан, статус бикамерального парламента, унитарную природу государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

82. Президент и совет министров польской республики, порядок формирования.

 

          Президент в Польше избирается на 5 лет.

       Избирательное  право в Польше с 18 лет, сенатором  можно стать лишь с 40 лет.

        С 89г – существует единоличный  глава государства, после 89г  президент избирается тайным всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Максимум президент может находится на своем посту 2 срока.

        Президентом может стать только  польский гражданин, который получит  более половины поданых голосов  избирателей.

        Правительство формирует президент и сейм, после чего правительство обязано представить свою программу в течении 14 дней.


 

 

                                   

(c) Vadim Chernov.                  Mailto: Chernov@vad.as                 http://www.SoorToor.chat.ru


Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву зарубежных стран"