Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Файлы: 1 файл

3.docx

— 206.03 Кб (Скачать файл)

1. Понятие государства,  его сущность и признаки.

Государство — это общность, корпорация или объединение людей, которое в свою очередь обладает правом применять принуждение.

Основными признаками государства  являются следующие:

  1. государственная власть, кот. является публичной. Ее сущностью является подчинение одних людей другим. Назначение гос. власти заключается в обеспечении совместной деятельности людей и поддержании общественного порядка. Публичность выражается в том, что власть распространяется на все общество, действует в интересах общества, осуществляется от имени всего общества.

2) население и территория.

3) государственный суверенитет.  Он означает самостоятельность, независимость государства, которая выражается в его возможности свободно, по собственному усмотрению, решать свои внешние и внутренние дела без нарушения прав других государств и без вмешательства других государств.

4) наличие налогов и займов, кот. образуют финансовую базу для деятельности государства.

5) законотворчество. Только государство может издавать законы и иные правовые положения, обязательные для всего населения страны.

6) наличие аппарата власти

 

2. Функции и  формы государства.

Функции государства — это основные направления деятельности, в кот. выражается назначение государства.

Существует несколько  классификаций.

По сферам деятельности государства его функции подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся:

  • экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития  экономики страны;
  • социальная, направленная обеспечение всестороннего развития личности, нормальных условий жизни всех членов общества;
  • культурно-воспитательная;
  • охрана правопорядка, общественной безопасности, охрана прав собственности,  прав, свобод  и законных интересов граждан и организаций;
  • экологическая.

К внешним функциям государства относятся:

  • представительство  государства в мировом сообществе,
  • оборона страны от нападения извне, борьба за мир,
  • взаимовыгодное  сотрудничество с другими государствами в решении глобальных мировых проблем;
  • межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество, отвечающее национальным интересам;

Выполнение  функций обеспечивается государственным механизмом, т.е. системой органов и учреждений государства, подразделяемых на  органы  государственной власти, органы государственного управления, суды.

В  систему государственного механизма  входят:

а) законодательные органы  — парламенты

б) исполнительные органы —  президент, правительство, министерства, комитеты и др.

в) судебные органы  в соответствии с судебной системой государства .

г) правоохранительные органы государства — прокуратура, министерство внутренних дел.

По продолжительности: - постоянные; - временные (ч/с, война)

По степени  значимости: - основные; - неосновные (культурные)

 

Форма гос-ва – способ организации структуры гос-ва, его органов, способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме гос. устройства  и политическом режиме.

Форма правления - способ организации верховной гос. власти.

1) Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, передаётся по наследству.

По объему ограничений

а) Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия).

б) Конституционная  монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах:

  • Дуалистическая монархия — в этих гос-вах законодательная ветвь власти монарху не принадлежит, однако он может издавать акты, кот. обладают высшей юридической силой по сравнению с законом. С точки зрения политического режима эти гос-ва авторитарны.(существует в Марокко, Иордании, Кувейт, Монако и Лихтенштейне)
  • Парламентарная монархия —монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

2) Республика— форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

  • Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Президент избирается не народом, а парламентом или специально создаваемым парламентом (ФРГ).
  • Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Президент самостоятельно формирует правительство, кот. несет ответственность перед ним, при этом парламент не может ставить вопрос о вотуме недоверия к правительству (США).
  • Смешанная (полупрезидентская) республика: с одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы .

 

Форма гос. устройства – территориальная организация государства, статус его частей, а также положение государства в целом. С этой точки зрения выделяют:

1) унитарное гос-во - составные части не обладают признаками государственности. У них единая Конституция и единая система высших органов власти, единое гражданство, единая система права, административные единицы не обладают полит. самостоятельностью.

2)федерация – гос-во, в составе кот. имеются др. гос-ва. Субъекты федерации могут называться по разному – штаты, кантоны(Швейцария), земли(Германия), провинции(Канада), субъекты федерации(Россия).

3) смешанное гос-во – субъект федерации как правило не обладает правом выхода, однако на территории субъекта федерации действует собственное законодательство, применяется собственная конституция, имеется символика, самостоятельная система власти, самостоятельное гражданство.

Политический режим — способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Основными политическими режимами являются:

1) Демократия – политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство  государства в частную жизнь граждан без необходимости, идеологическое многообразие, многопартийность, разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. Один из принципов— «разрешено все, кроме того, что запрещено законом».

2) Либеральный – является промежуточным между демократическим и авторитарным. Граждане обладают полит. правами, однако в силу эконом. отсталости и низкого уровня полит. культуры либо пользуются ими слабо, либо используют активные методы борьбы. В либеральных гос-вах полномочия гос-органов чаще всего не ограничиваются в чрезвычайных или исключительных ситуациях

3) Авторитарный - означает отсутствие подлинной демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Полит. партии либо запрещены, либо их действие явл. нецелесообразным. Полит. права немногочисленны, а в ряде случаев запрещены в целом.

4) Тоталитарный - означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризма признаки: повсеместное вмешательство в сферы общественной деятельности, основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

3. Понятие гражданского  общества и его взаимодействие  с государством.

Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других. Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.

Функции гражданского общества

  1. Защита частных сфер жизни людей.
  2. Сдерживание политической власти от абсолютного господства.
  3. Стабилизация общественных отношений и процессов.

Можно выделить две основные модели взаимодействия гражданского общества и государства: либерализм и этатизм.

С позиции либерализма чем меньше вмешательство государства в сферу гражданского общества, тем лучше для гражданского общества и, следовательно, для субъектов гражданского общества. Этатизм занимает противоположную позицию в этом вопросе: чем больше вмешательство государства (в пределах разумного), тем лучше гражданскому обществу.

В рамках этатизма различаются  два варианта регулирующего воздействия  государства на общество — авторитарный и демократический этатизм.

Авторитаризм означает способ властного воздействия на общество, при котором блокируется или разрывается обратная связь между управляющей и управляемой системами, власть стремится формировать общественные отношения. Авторитарный государственный режим представляет собой крайнее проявление этатизма. Такой режим задает общее направление социально-экономического развития, блокируя действие механизмов саморегулирования, но не разрушая их, не подавляя гражданское общество.

Противоположность авторитарному  варианту составляет демократический государственный режим. Это такой вариант этатизма, при котором параметры и пределы государственного вмешательства, особенно в экономику, определяются потребностями гражданского общества, точнее, большинством субъектов гражданского общества.

 

4. Понятие, сущность, функции  права.

Право - общеобязательн. правила поведения, исполнение кот. обеспечивается принудительной силой гос-ва.

Право понимается в объективном  и субъективном смыслах. В объективном значении -  это правила поведения, кот. направлены на неопределенный круг лиц и применяются неопред. время. В субъективном смысле -  это конкретные права и обязательности конкретн. индивида. Пример, активное или пассивное избирательное право. Активное – это право избирать; пассивное – право быть избранным. Субъективн. – право собственности.

Выделяют несколько признаков права:

1 общеобязательность - право содержит нормы, кот действуют на всей тер-рии и для всех, находящихся на этой тер-рии.

2 официальность-право должно быть закреплено в прямоустановленных источниках.

3 неперсонифицированность – право всегда адресовано не отдельным гражданам, а всем членам общества.

4 нормативность – право - совокупность правил поведения, кот.закрепляют четкие права и обязанности.

Функции права :

-регулятивная (право систематизирует и структурир. общ. отношения, кот. представляются в виде задач, прав, обязанностей и ответственности. Эта функция всегда закрепляется в Конституции, либо в акте, имеющ. высшую юр. силу).

  – охранительная (заключается в установлении мер ответственности за неисполнение обязанностей или превышение своих прав. Эта ф-ция закрепляется чаще всего в кодексах об ответственности).

– воспитательная.

  – политическая.

– теоритическая.

– методологич….

5. Принципы права.

Принципы – основные направления, в кот. реализ. права. Принципы права – основные идеи, кот.выражают его сущность. Принципы часто закреплены в конкр. нормах, но сущ. принципы, выделение кот. связано с анализом ряда норм одной или неск.отраслей права. Пример, к прямозакрепленным принципам относят в констит. праве принцип народовластия.

Принципы классифицир. в зависимости от типов и отраслей права. Кроме того принципы делят на : - общие, - межотраслевые, - отраслевые.

Общие свойственны для всего права в целом. К ним относят:

а)принцип общеобязательности норм права.

б)принцип непротиворечивости норм, кот. составляют действующее право.

 в) принцип соответствия  между объект. и субъект. правом, между нормами права и правовыми отношениями.

 г) принцип подразделения  на публичное и частное право. 

д) принцип законности и принцип юр.гарантий прав и свобод граждан.

е) принцип справедливости, принцип равенства.

 ж) принцип юр.ответственности в случае совершения виновным противоправного деяния.

К межотраслевым принципам относят те, кот. свойственны неск. отраслям права (Конституция + админ.право, административн., админ-процесуальн, уголовного и уголовно-процессуального права)

Отраслевые принципы – свойственные одной отрасли права.

 

6. Понятие и  виды источников права.

Источник права понимается в широком и узком значениях. В широком – источник права – объктивн. предпосылки закрепления тех или иных правил поведения, т.е. это внешнее выражение права .В узк.значении – источник права – акты и др. способы объективирования норм права(законы, декреты, указы пр.РБ)

 Основные источники  права: 

1. правовой обычай – это санкционированное гос-вом правило поведения, которое сложилось в рез-те длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилась как устойчивая форма.

2. Юридич. прецедент (судебный и администр.)– судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, кот. гос-во придает общеобязательное значение. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридич. решения, а необходимой нормы в законодат-ве нет.

3. Нормативно-правовой акт – основной источник сис-мы права РБ. Издается компетентным госуд. органом. конституция, кодекс, закон, указ, декрет.

4. Правовая доктрина.

5. Нормативный(публичный) договор - соглашение двух или более субъектов права, в котором содержатся нормы права, регулирующие их взаимоотношения

 

7. Система НПА  в РБ.

НПА - официальный документ установленной формы, принятый в  пределах компетенции уполномоченного  гос.органа, должностного лица или путём референдума. Содерж. общеобязательные правила поведения, рассчитаны на неопред круг лиц и неоднократное применение .В исключительных случаях НПА может приниматься в отношении опред круга лиц или по времени, территории, особую группу составляют :тех. ПА, регламенты, кодексы, стандарты, правила пожарной безопасности и т.д .К НПА относятся акты законод-ва, которые вкл (ниже перечмсленные).

Система НПА:

1конституция

2.конституционные законы

3.программные зак

4.кодексы

5.декреты Презид(реглам наиболее важные стороны отношения имеющ силу закона)

7.Указы(НПА регул опред общ отношения) П.

8.Распоряжения Президента(приним для решения определ ситуации).В законод не опред место Дерективы Президента, на практике явл НПА и носит подзаконный характер.

8. Система права и система законодательства.

Система права -это обьективно существующее строение права, которое выраж в разделении единого права на отдельные части связанные между собой.

Черты Системы права:

1.единство и согласие  её частей,

2. разделение на взаимосвязанные  отрасли и инстит права.

3. обьективное строение,

4. иерархичность,

5. непротиворечивость.

Объективность системы права  заключается в том, что оно  образуется в соответствии с объективно существующими отношениями. СП отражает систему сущ общ отношений, которые и предопределяют сист права.

СП сост из 5-ти уровней:1 - нормы, 2 - правовые институты, 3 - подотрасли права, 4 - отрасли П, 5 - система права в целом.

Норма права - сформулированная госуд-вом и обеспеч гос защитой общеобязат.правила поведения.

Правовой институт - совокупность правовых норм, регулирующих обособленно в рамках отрасли, группу взаимосвязанных, однор общ отношений.

Подотрасль права - крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самост отрасль права.

Отрасль права - обособленная совокупность правовых норм, регулирующих опред сферу общ отношений специф правовым методом.

Система права  в целом - центральное звено системы права, опред развитие действующего законодат-ва.

Система законод-ва относится к внешним формам выражения права и хар сост ист права. Система законодательства объединяет все нормы права, акты(законы, указы, положения, постановления, инструкции) в их совокупности и взаимосвязи. Между Системой права и Системой законодательства сущ тесная связь, как связь содержания и формы. СП представляет собой внутреннюю структуру права, регул общ отношения. СЗ соотв категориям(форма) и представляет собой совокупность формально-юрид источники права. СП служит основным систематизатором законод квалиф, явл высшей формой систематизации. СЗ - это не правов диф система, основ на принципах субординации, не координирует его структуру компонентов.

 

9. Понятие нормы  права и ее структура. Виды  правовых норм.

Норма права - санкциониров гос-вом правило поведения, выполнение которого обеспечивается принудит силой гос-ва. Гос власть реализ путём изд норм права *НП* и индивид правовых предписаний, второе всегда базируется на НП.

Структура ПН включает 3 звена: гипотеза, диспозиция, санкция. Гипотеза - указ на обстоят-во, при котором данная правовая норма действует, т.е.условия действия данной нормы.(простые, сложные, альтернат, в зависим от условий).Диспозиция - само правило поведения.(простые (сод само правило повед),описательные (опис правило повед),ссылочные, бланкетные). Санкция -неблагоприятное воздействие в случае невыполнения диспозиции.(абсолютно определённые и относительно определённые(допуск альтернат их применения)).

Виды правовых норм:

  • полные(имеют прямозакл трёхзвенную структуру) и логические(имеют прямозакл трёхзвенную структуру, котор вывод применением юрид  тех.).
  • Дозволяющие (в них есть дозволение), обязывающие(есть требования поступить так или иначе), запрещающие(есть требования воздержаться от опред действий).
  • Императивные (предписывание действий независимо от воли субьекта(запрещающие)), Диспозитивные - нормы, действующие, если иного не предусмотрено субьектом (в хоз и гражд праве)).
  • Общие, конкретные и специальные(содержащие исключения).
  • Нормы-диференциации(сод опред осн понятий), нормы-принципы(в кот закрепл основное начало), нормы-рекомендации(носят рекомендательный характер).

 

  1. Понятие и виды правовых отношений.

Правовые отношения  – это общественные отношения, урегулированные нормами права.

В правоотношении выделяют: содержание, субъектов и объектов.

Для характеристики правоотношений используют понятие юридического факта - жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Виды  правоотношений

Правоотношения по функциям права бывают:

- регулятивные - возникают из фактов правомерного поведения субъекта, т.е. такого, которое соответствует нормам права (большинство гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений)

- охранительные - возникают из фактов неправомерного поведения субъекта, т.е. такого, которое требует определённой реакции государства (уголовные, административные правоотношения). Связаны с возникновением и осуществлением юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы

Правоотношения по характеру обязанности бывают:

- Активного типа - обязанность совершить определенные действия в пользу другой стороны

- Пассивного типа - обязанность воздержаться от нежелательных для другой стороны действий.

Правоотношения по степени определенности субъектов бывают:

- абсолютные - определена только одна сторона — носитель субъективного права, а все другие обязаны воздерживаться от нарушения его законных прав и интересов (отношения собственности: точно определен собственник, а все другие обязаны не мешать ему осуществлять свои права; отношения по реализации политических свобод /свободы слова, собраний, печати/: недопущение государством препятствий их законному осуществлению; отношения авторства и др.).

- относительные - точно определены права и обязанности всех участников, как управомоченных, так и правообязанных (покупатель и продавец, юрист и клиент, преподаватель и студент; любое гражданско-правовое обязательство, возникающее из договоров, из причинения вреда).

Виды правоотношений по отраслям права:

- конституционно-правовые (отношения  гражданства);

- административно-правовые (отношения по взиманию и уплате налога);

- гражданско-правовые (отношения  купли-продажи вещи или ценных  бумаг);

- трудовые (отношения по  трудовому договору) и др.

Виды правоотношений по субординации в правовом регулировании:

 - материально-правовые - возникают на основе норм материального права: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и др.

 - процессуально-правовые возникают на основе норм процессуального права и производны от норм материального права — административно-процессуальные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и др.

Виды правоотношений по волеизъявлению сторон:

- договорные — изъявляется воля как управомоченной, так и обязанной сторон.

- управленческие — достаточно  изъявления воли только управомоченной стороны.

11. Содержание, субъекты  и объекты правоотношений.

Содержание правоотношений включает:

- субъективные права – это права конкретного субъекта. Под субъективным правом понимается установленная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения. Сущность субъективного права состоит в:

  1. возможности действия
  2. возможности требовать. Например, право требовать возврата долга по договору займа
  3. возможности отказа от действий
  4. возможность обратиться за защитой своего нарушенного права в правоохранительные органы

- юридические обязанности  - это мера должного поведения обязазанного субъекта. Если от субъективного права можно отказаться, т.е.  не использовать его, то от юридической обязанности отказаться нельзя. Юридическая обязанность также имеет три варианта своего проявления. Это может быть:

  1. обязанность совершать действия. Например, покупатель, как сторона договора купли-продажи, обязан заплатить за товар обусловленную сумму денег
  2. обязанность воздержаться от действий. Продавец обязан воздерживаться от нетактичного поведения в адрес
  3. обязанность нести юридическую ответственность. Если продавец допустит нарушения служебной дисциплины, то он будет обязан нести дисциплинарную ответственность

Субъекты правоотношений включают в себя физических и юридических лиц, которым принадлежат субъективные права и юридические обязанности. Виды субъектов правоотношений:

1) индивидуальные субъекты (физические лица) – это граждане, иностранные граждане; лица без  гражданства (апатриды), лица с  двойным гражданством

2) коллективные субъекты  – это государства, административные  и территориальные единицы, население  и юридические лица.

Чтобы быть субъектом правоотношений он должен обладать правосудебностью – это предусмотренная нормами права способность быть участниками правоотношения.

Состав правосубъектности физического лица:

• правоспособность – способность иметь права и исполнять обязанности;

• дееспособность - способность индивида самостоятельно, своими осознанными действиями, осуществлять субъективные юридические права, обязанности и нести ответственность;

• деликтоспособность - способность нести ответственность за совершенные правонарушения.

Чаще всего у лица одновременно возникает правоспособность и дееспособность. Исключение составляет право собственности, кот. имеет каждый гражданин с рождения, но реализовать это право лицо может только с достижения совершеннолетия. Деликтоспособность чаще всего связана с возрастом, а также с состоянием здоровья и реже наличием специальных условий, напр., для должностных преступлений субъектом может быть только должностное лицо.

Объекты правоотношений – это то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения. К объектам относятся материальные и нематериальные блага, объекты интеллектуальной собственности, культурные ценности и законные интересы. Человек не может быть объектом правоотношения.

12. Понятие правонарушения, его социальная природа и состав.

Юридический факт - жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Наиболее существенным является деление юридических фактов по связи с волей участников правоотношения. Выделяются правовые действия и правовые события. Действия – это факты, кот. зависят от воли стороны, события – не зависят.

Действия могут быть правомерными, т.е.  соответствующими правовым предписаниям, не нарушающим их, и неправомерными, которые правовым требованиям не соответствуют, нарушают их.

Юридические акты – это действия, которые совершены с целью добиться конкретного правового результата. Юридические поступки – правомерные действия, которые не преследуют правовых целей, но объективно  порождают правовые последствия. Так, создание литературного произведения является актом творчества, но в результате возникают авторские права писателя, поэта, ученого.

Неправомерные действия делятся  на правонарушения и объективно противоправные деяния. Различие между ними в том, что правонарушение порождает отношения юридической ответственности, а объективно противоправное деяние юридической ответственности не влечет. Правонарушения делятся в зависимости от вредности последствий на преступления и иные правонарушения.

Преступление представляет собой наиболее тяжелое общественно опасное деяние (действие или бездействие), наносящее существенный вред государству или обществу.

Преступление в зависимости  от тяжести делится на 4 группы:

  • на представляющие большой общественной опасности
  • менее тяжкие преступления
  • тяжкие преступления
  • особо тяжкие преступления

К иным правонарушениям относятся административные правонарушения, дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты, а также материальные правонарушения в трудовом праве.

Разграничение правонарушений и преступлений может проводиться  не только по общественной опасности, но и по размеру вреда характеру  личности и условий совершения правонарушения.

 

  1. Понятие, сущность и функции Конституции. Виды конституций.

Конституция – основополагающий акт, кот. закрепляет порядок создания и деятельности высших органов гос-ва, территориальное устройство гос-ва, основы полит. системы и основы правового положения граждан в данном гос-ве.

Идея Конституции появилась  в 18 веке как способ ограничения  власти монарха. Идея о необходимости  писанной Конституции впервые появилась в Англии, где до сих пор нет писанной К. Конституция в современном мире имеет 2 значения: материальное и формальное. В материальном значении К. представляет акт, в кот. Закрепляются полит, эконом. основы гос-ва, основы взаимодействия личности и гос-ва. В формальном значении Конституция – это акт, кот. обладает высшей юрид. силой в гос-ве.

Кроме этого, выделяют фактические  и юридические Конституции. Юридическая  К. – это нормы, кот. закреплены в Конституции независимо от их декларативности. Фактические К. – нормы, кот. реализованы в гос-ве. Если какие-то нормы конституции не совпадают, то говорят о фиктивной конституции, а если совпадают, то говорят о живой Конституции.

В отношении единства Конституции  не единого мнения. Преобладает:

  1. Конституция – это основной закон гос-ва, кот. отражает баланс или расстановку полит. сил в гос-ве на момент принятия Конституции
  2. Конституция явл. основным законом гос-ва и общества. Последнее проявляется в том, что в Конституции ряда стран закреплены основы взаимоотношений между полами, супругами, основы экономической деятельности

Функции Конституции:

  • Регулятивная
  • Охранительная
  • Идеологическая
  • Политическая

Виды Конституции:

а) в зависимости от способа объективирования:

- писанные (1 или несколько актов, кот. обладают высшей юрид. силой)

- неписанные (совокупность актов, судебных прецедентов и обычаев)

б) по способу изменения и дополнения

- гибкие (для изменения и дополнения достаточно принятия обычного закона)

- жесткие (К, для изменения кот. требуется, во-первых, квалифицированное большинство парламентариев от полного состава законодательного органа, во-вторых, иногда требуется двойной вотум, т.е. голосование за изменения и дополнение К. квалифицированным большинством через опред. промежуток времени, либо усложненный двойной вотум – то же самое, только разным составом палат парламента, в-третьих, требуется ее принятие специально создаваемым органом, в-четвертых, либо требуется принятие на референдуме.

в) в зависимости от способа принятия:

  • Законодательные
  • Народные
  • Актраированные (дарованные)

13. Понятие юридической  ответственности, ее признаки  и виды.

Юридической ответственностью называется применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренной санкцией нарушенной нормы, в установленном для этого процессуальном порядке.

Юридическая ответственность  неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Государство издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-принудительный характер.

Основная  черта юридической ответственности – штрафное, карательное назначение. При этом кара – не самоцель, а средство перевоспитания правонарушителя. Наряду с наказанием юридическая ответственность выполняет правовосстановительную функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав личности или государства.

Юридическая ответственность  тесно связана с санкцией правовой нормы и в этом качестве предстает  как принудительно исполняемая  обязанность, возникшая в связи  с правонарушением и реализующая  в конкретном правоотношении.

Основанием для юридической ответственности является правонарушение.

Основные  признаки характеризующие юридическую ответственность:

  • она опирается на государственное принуждение, на особый аппарат; это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права;
  • наступает за совершение правонарушения и связана с общественным  осуждением;
  • выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя типа личного, имущественного, организационно-физического характера;
  • воплощается в процессуальной форме.

Все эти признаки юридической  ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует  об отсутствии юридической ответственности  и позволяет ограничивать её от других правовых и не правовых категорий.

Таким образом, юридическая  ответственность представляет собой  возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в  лице его специальных органов  и правонарушителем, на которого возлагается  обязанность претерпевать соответствующие  лишения и неблагоприятные последствия  за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержаться  в нормах права.

Виды юридической  ответственности. Общей целью всех видов ответственности является охрана правопорядка с помощью мер государственного принуждения.

В соответствии с видами правонарушений юридическая ответственность классифицируется как:

  • Уголовная ответственность, она наступает за преступления и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Возлагается она специальным правоприменительным актом – приговором суда, определяющим соответствующим деянию меру наказания.;
  • Гражданско-правовая ответственность, она предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. Осуществляется гражданско-правовая ответственность не только в судебном, но и в арбитражном, административном порядке.
  • Административная ответственность, она следует за административные правонарушения. Предусмотрены следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация отдельных предметов, временное лишение специального права, исправительные работы, административный арест;
  • Дисциплинарная ответственность, она применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины. Рабочие и служащие, нарушившие трудовую дисциплину, привлекаются к дисциплинарной ответственности администрацией предприятия, организации.
  • Материальная ответственность, она наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.
  1. Конституция Республики Беларусь: ее юридические характеристики, структура, порядок принятия и изменения.

 

Конституция РБ была принята 15 марта 1994 на 13 сессии 12-го созыва Верховного совета РБ. В нее было внесено 2 изменения на республиканских референдумах.

Конституция имеет прямое действие на территории РБ, т.е. отсутствие в законодательстве норм не лишает возможности ссылки на нормы, закрепленные в Конституции РБ.

Конституция РБ относится  к жестким, т.к. для ее дополнения требуется квалифицированное большинство, двойной вотум и референдум. Внесение дополнений и изменений в Конституцию возможно Нац. Собранием, либо республиканским референдумом, а изменение след. разделов – только путем республиканского референдума:

  1. Основы Конституционного строя
  2. Личность. Общество. Государство.
  3. Президент. Парламент. Правительство. Суд.
  4. Действие Конституции и порядок ее изменение.

Для принятия закона о внесения изменений в Конституцию требуется  двойной вотум, т.е. принятие этого  закона ПП и СР дважды квалифицированным большинством с промежутком временем не менее 3-х месяцев. Изменения и дополнения в Конституции не могут быть проведены в период чрезвычайного и военного положения, а также в последние месяцы полномочий ПП. Этот закон вносится в ПП либо президентом, либо гражданами в количестве не менее 150 тыс. законопроект считается принятым, если за него проголосовало 2/3 части депутатов.

Проект закона направляется в ПП, а также др. субъектам  правозаконодательной инициативы. Законопроект доносится до сведения депутатов ПП не менее, чем за 20 дней до его рассмотрения на заседании ПП. Проект докладывается в ПП Президентом, или его уполномоченным лицом(если законопроект вносился президентом), или председателем ПП(если вносился гражданами). Решение о прекращении обсуждения принимается большинством – не менее 2/3 от депутатов ПП. Рассмотренные и принятые ПП законопроекты вместе со стенограммой заседания ПП и документами, кот. Были представлены субъектом, внесшим данный законопроект, направляется в СР. председатель СР направляет законопроект в постоянную комиссию по законодательству или нескольким постоянным комиссиям. Члены СР и др. постоянных комиссий обсуждают законопроект в своих постоянных комиссиях и направляют либо в 1 комиссию, либо в головную комиссию (если было много). Рассмотрение законопроекта СР начинается с заключения постоянной комиссии. По результатам обсуждения законопроекта на голосование ставится вопрос о его одобрении. Решение оформляется постановлением СР и направляется в ПП в 5-дневный срок


 

  1. Понятие конституционного строя.

Конституционный строй – порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека, а государство действует в соответствии с Конституцией.

Под Конституционным строем понимается определенная форма или  способ организаций государства, основанный на его Конституции.

Конституционный строй имеет следующие важнейшие признаки (черты):

  1. подчинение государства праву;
  2. прежде всего, признание и гарантированность неотъемлемых прав человека, существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права;
  3. разделение властей, система сдержек и противовесов как важнейшее сдерживающее начало против сползания власти к авторитаризму и тирании;
  4. многообразие форм собственности;
  5. политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских;
  6. наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов.

Структурные элементы Конституционного строя:

  • Политические отношения
  • Экономические отношения
  • Социальные отношения
  • Духовно-культурные отношения

Основы Конституционного строя, согласно Конституции РБ, составляют демократизм, правовое государство, признание  государством его прав и ценностей, социальное рыночное государство и  т.д.

19. Конституционные характеристики государства Республики Беларусь: правовое, демократическое.

Правовое государство  предполагает не только наличие законодательства, но и чтобы оно было демократичным  по своему содержанию

Признаки правового  государства:

  1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
  2. Деятельность оганов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Взаимная ответственность личности и государства.
  4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая ид социальная защищенность.
  5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
  6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

Демократическое гос хар-ся политич правами граждан, закреплен в Конституции многопартийности. Гос органы действуют в пределах предоставленных им полномочий. В демокр обществе широко развит институт гражданского общ-ва, т к граждане занимают активную жизненную позицию

 

20. Конституционные характеристики государства Республики Беларусь: социальное, унитарное.

Социальное  государство – служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Основная роль – создать такие условия, чтобы гражданин мог обеспечить себя и свою семью.

 

Унитарное государство - форма государственного или национально-госу-дарственного устройства, при котором территории государства подразделя ется на административно-территориальные единицы

  • -единая Конституция, котор распростр свое действие на всю территорию гос-ва и обладает высшей юрид силой;
  • - действует единая ситема высших органов гос власти (закон,<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size


Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"