Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 12:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Конституционному праву"
Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством.
Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются и культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.
Религиозные организации вправе производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки слушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.
В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.
Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государстве и иных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
13. Разделение властей.
2. Принцип разделения
властей
Прежде всего, рассмотрим само понятие
"власть". В самом обобщенном виде
власть - это способность и возможность
осуществлять свою волю, оказывать воздействие
на деятельность и поведение людей с помощью
различных средств. Ресурсы власти - это
совокупность методов и средств, использование
которых обеспечивает, поддерживает и
реализует власть.
Смысл идеи разделения властей - не допустить
злоупотребления властью, ее монополизации,
концентрации в пределах одной ветви.
Современное смысловое содержание разделения
властей, как принципа организации и функционирования
государственной власти включает:
- четкое распределение функций, предметов
ведения и полномочий органов государственной
власти - законодательной, исполнительной,
судебной, их структурных подразделений
и должностных лиц, регулируемое законами,
указами, постановлениями, положениями
и другими правовыми актами;
- независимость и самостоятельность оперативной
деятельности каждой ветви власти, каждого
органа и должностного лица в границах
права и компетенции;
- обеспечение в схеме государственной
власти механизма, взаимного уравновешивания,
сдерживания всех ветвей власти и контроля;
- гарантированное конституцией, законами,
административно-правовыми актами реальное
вовлечение общественных объединений,
организаций в процесс принятия политико-управленческих
решений и их реализации;
- социальный (общественно-гражданский)
контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный
правовыми и организационно-структурными
механизмами.
Конституция Российской Федерации от
12 декабря 1993 г. подразделяет власть на
три ветви: законодательную, исполнительную
и судебную и закрепляет за каждой из них
круг относящихся к их ведению вопросов,
их компетенцию. Законодательная власть
вверяется высшему представительному
органу - парламенту, в составе которого
заседают избранные народом представители
- депутаты. Исполнительная власть, которая
принадлежит Президенту и правительству,
обычно формируется законодательными
органами или непосредственно населением,
подконтрольна и подотчетна парламенту.
Она действует на основе закона и в его
рамках, но при этом занимает самостоятельное
и независимое положение. Законодательная
власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную
деятельность правительства. Третья, судебная
ветвь власти независима как от законодательной,
так и от исполнительной ветвей. В исключительной
компетенции судов находится осуществление
правосудия. Но и суд принимает свои решения
на основе законов, разработанных парламентом.
Разделение властей воплощается таким
образом, в сложной системе "сдержек
и противовесов", во взаимном контроле
всех ветвей власти.
2.1. Законодательная власть
Законодательная власть - представительная.
На основании выборов народ передает власть
своим представителям и таким образом
уполномочивает представительные органы
осуществлять государственную власть.
В этом смысле можно говорить о первичности
представительных органов в механизме
государственной власти, их приоритете
и верховенстве. Как отмечал Дж. Локк «законодательная
власть по необходимости должна быть верховной,
и все остальные власти в лице каких-либо
членов или частей общества проистекают
из нее и подчинены ей».
Верховенство - и это очень важно - не должно
означать полновластия законодательных
органов. Имеются сущностные и политико-юридические
ограничения этой власти. Сущностные проистекают
из ее делегированности (только народ
обладает всей полнотой государственной
власти), определяются принципиальной
зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические
ограничения связаны с тем, что любой закон,
дабы не оставаться набором фраз на бумаге,
должен соответствовать политическим
и юридическим реалиям, а также фундаментальному
праву - конституции, иначе органы конституционного
надзора могут признать его недействительным.
Законодательная власть - это делегированная
коллегиальная власть. Дж. Локк писал,
что в хорошо устроенных государствах,
где принимается во благо целого, законодательная
власть передается в руки различных лиц,
которые, собравшись должным образом,
обладают сами или совместно с другими
властью создавать законы. Название данной
ветви «законодательная власть» не означает,
что кроме законодательной деятельности,
представительные органы не выполняют
никакой другой. Не менее существенной
функцией является финансовая, реализующаяся
в праве ежегодно утверждать государственный
бюджет страны. Есть и определенные распорядительные
функции, связанные с формированием высших
исполнительных и судебных органов. Немаловажную
роль играет и осуществляемый ими контроль
за работой правительства и иных должностных
лиц исполнительной власти. В отличие
от судебной, законодательная власть вправе
давать лишь политическую оценку тем или
иным представителям исполнительной власти
и на этой основе привлекать их к ответственности.
Таким образом, законодательная власть
- это делегированная народом своим представителям
государственная власть, реализуемая
коллегиально путем издания законодательных
актов, а также наблюдения и контроля за
аппаратом исполнительной власти, главным
образом в финансовой сфере.[3]
Законодательная власть реализуется избираемым
парламентом - высшим представительным
органом государства.
Парламент включает в себя две палаты:
верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура
предохраняет парламент от поспешных
решений нижней палаты. Срок полномочий
верхней палаты более длителен, чем нижней,
ее депутаты имеют более высокий возрастной
ценз, она реже обновляется и формируется
на основе косвенных (непрямых) выборов.
Парламент и каждая палата на весь срок
своих полномочий образует комиссии (постоянные,
временные и смешанные). Наиболее распространенной
комиссией является согласительная, ее
задача - выработка согласованных решений
палат. Основное назначение комиссии состоит
в предварительном рассмотрении законопроектов.
Комиссии могут обладать правом законодательной
инициативы, контроля за правительством
и аппаратом государственного управления.
Порядок работы парламента определяется
его регламентом, в котором также закрепляются
основные стадии законодательного процесса:
законодательная инициатива, обсуждение
законопроектов на пленарных заседаниях
и в комиссиях, принятие и утверждение,
опубликование.
2.2. Исполнительная власть.
В отличие от законодательной, исполнительная
власть носит по сути вторичный (производный)
характер. Исполнительная власть носит
подзаконный характер. Все действия и
акты соответствующих органов основаны
на законе, не должны ему противоречить,
направлены на исполнение закона.
Существенные признаки исполнительной
власти - это ее универсальный и предметный
характер. Первый признак отражает тот
факт, что исполнительная власть, ее органы
действуют непрерывно и везде, на всей
территории государства. Этим она отличается
и от законодательных и от судебных органов.
Другой признак означает, что исполнительная
власть, также в отличие от законодательной
и судебной, имеет другое содержание, поскольку
опирается на людские, материальные, финансовые
и другие ресурсы, использует инструмент
служебных продвижений и систему поощрений.
В руках исполнительной власти находится
весьма грозная сила в лице ее чиновников,
армии, администрации, судей, органов безопасности,
милиции.
Указанные признаки, особенно предметный,
"силовой" характер исполнительной
власти, составляет объективную основу
для возможной узурпации всей полноты
государственной власти именно исполнительными
органами. Здесь чрезвычайно важны действенные
механизмы "сдержек и противовесов",
эффективные рычаги политической ответственности
как со стороны законодательной, так и
со стороны судебной власти.
Таким образом, исполнительная власть
- это вторичная подзаконная ветвь государственной
власти, имеющая универсальный, предметный,
организующий характер и направленная
на обеспечение исполнения законов и других
актов законодательной власти.
Исполнительная власть реализуется через
Правительство (Президента) РФ и его органы
на местах. Правительство (Президент) осуществляет
верховное политическое руководство и
общее управление делами общества. Правительство
призвано обеспечивать охрану существующего
публичного порядка, защиту внешних интересов
государства, осуществление экономических,
социальных и иных функций в сфере государственного
управления. Правительство (Президент)
назначает на высшие военные и гражданские
должности, в его ведении находится административный
аппарат.
Наиболее значимые решения, порождающие
юридические последствия и ответственность
за их исполнение, Правительство издает
в форме регламентарных актов.
За проводимый курс и осуществляемую управленческую
деятельность Правительство несет солидарную
политическую ответственность, отказ
Правительству в доверии выражается в
строгой юридической форме и путем специальной
парламентской процедуры. Вотум недоверия
приводит к отставке правительства и к
замене его новым.[4]
Принципы построения системы органов
исполнительной власти[5]:
1. Принцип федерализма.
Принцип федерализма обусловлен государственным
устройством Российской Федерации. Согласно
ст. 77 КРФ структура органов государственной
власти будет следующей:
- федеральные органы исполнительной власти
РФ;
- органы исполнительной власти субъектов
РФ - республик, краев, областей, автономных
округов, автономных областей, городов
федерального значения.
В юридическом аспекте принцип федерализма
проявляется в том, что:
1) компетенция органов исполнительной
власти и взаимоотношения между ними определяются
на основе нормативно-правовых актов,
закрепляющих предметы ведения и полномочия
между РФ и ее субъектами;
2) КРФ регламентирует соотношение правовых
актов органов государственной власти
РФ и ее субъектов. В главном концепция
сводится к тому, что акты федеральных
органов исполнительной власти обязательны
для аналогичных органов субъектов РФ;
акты органов исполнительной власти субъектов
РФ подлежат соблюдению федеральными
органами исполнительной власти;
3) одной из правовых форм регулирования
взаимоотношений между федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов РФ становится административный
договор. Федеральные органы исполнительной
власти по согласованию с органами исполнительной
власти субъектов РФ могут передавать
им осуществление части своих полномочий,
если это не противоречит КРФ и федеральным
законам, и наоборот.[6]
2. Принцип сочетания централизации и децентрализации.
Этот принцип оказывает большое влияние
на функционирование всей системы исполнительной
власти. Централизация вытекает из
единства этой системы, обусловленной
наличием предметов и полномочий, находящихся
в ведении федеральных органов исполнительной
власти и их совместного ведения с органами
исполнительной власти субъектов РФ. Централизованное
осуществление исполнительной власти
может сосредотачиваться в руках федеральных
органов и субъектов РФ в пределах, определенных
законодательством. В общегосударственном
масштабе более высокая степень централизации
проявляется по предметам ведения РФ,
она несколько ослаблена в отношении предметов
совместного ведения. За пределами этих
видов ведения субъекты РФ обладают всей
полнотой государственной власти.[7] В
последнем случае соотношение централизации
и децентрализации в осуществлении исполнительной
власти определяется самими субъектами
РФ.
Децентрализация означает закрепление законодательством
предметов ведения и полномочий за тем
или иным органом (видом органов), которые
он должен осуществлять самостоятельно,
без вмешательства со стороны вышестоящих
органов. При этом отсутствует расщепление
предметов ведения и полномочий по вертикали,
что имеет место при совместном ведении.
При децентрализации предметы ведения
и полномочия как бы отторгаются, обретают
высокую степень независимости от властных
полномочий вышестоящих органов исполнительной
власти.
Особой разновидностью децентрализации
является делегирование органом исполнительной
власти части своих полномочий подчиненному
органу в целях удобства управления на
основе приближенности его к объектам;
например федеральными органами исполнительной
власти создаваемым ими территориальным
органам.
Сочетание централизации и децентрализации
в осуществлении исполнительной власти
позволяет реализовывать ее единство
в многообразии.
3. Принцип законности.
Этот принцип проявляется в том, что органы
государственной власти, должностные
лица обязаны соблюдать КРФ и иные законы.
Данные требования распространяются и
на субъекты РФ.
Одним из важнейших аспектов является
вопрос о соотношении актов органов государственной
власти РФ и ее субъектов. В частности
законы и иные нормативно-правовые акты
субъектов РФ не могут противоречить федеральным
законам, принятым в соответствии с КРФ.
В случае противоречия между Федеральным
законом и нормативно-правовых актов,
созданных в РФ, действует Федеральный
закон. В случае противоречия Федерального
закона и нормативно-правовых актов, созданных
вне пределов ведения РФ, и ее совместном
ведении с субъектами РФ, действуют нормативно-правовые
акты субъекта РФ.
Исполнительная власть на местах осуществляется
посредством либо назначения центром
местных органов исполнительной власти
(местной администрации), либо выборных
органов местного самоуправления. Руководство
местными делами поручается назначенному
представителю центральной власти - губернатору.
Он возглавляет аппарат местного управления,
который составляет часть аппарата государственного
управления. В случае, когда управление
реализуется выборными органами, они имеют
определенную самостоятельность по отношению
к центральному органу исполнительной
власти.
Система органов местного самоуправления
включает в себя как выборные органы самоуправления,
так и административные службы, находящиеся
в их ведении. Эти службы образуют коммунальную
(муниципальную), администрацию, содержание
которой обеспечивается из местного бюджета.
2.3. Судебная власть.
Особая роль суда определяется тем, что
он арбитр в спорах о праве. Только судебная
власть и никакая другая отправляет правосудие.
В этом гарантии и независимости суда,
и прав и свобод граждан, и государственности
в целом. Важно, что суд не только реализует
принцип справедливости в правоприменительной
практике, но и выступает как своеобразный
арбитр в процессе законотворчества (чего
не было в советское время). Тем самым суд
выступает в качестве "сдержки и противовеса"
по отношению к двум другим ветвям власти.
Причем у суда есть определенное преимущество
по сравнению с законодательством в оперативности
приведения правопорядка в соответствии
с требованиями жизни. Суд, обращаясь к
толкованию конституции и права, может
принимать решения, руководствуясь не
только буквой, но и духом закона, аксиомами
и принципами права. Речь идет, прежде
всего, об экстремальных, исключительных
ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих
такое распределение и баланс двух других
ветвей власти, которые, в конечном счете,
гарантировали бы господство права и справедливости
в обществе. [8]
Существенная особенность судебной власти,
которая и определяет ее справедливость,
состоит в особой процедуре (методах) осуществления.
Она сводится к тому, чтобы разобрать права
и требования каждой стороны и окончательно
поставить свой приговор. Отсюда такие
признаки судебной власти, как гласность,
состязательность независимость, коллегиальность.
Таким образом, судебная власть - это независимая
специфическая ветвь государственной
власти, осуществляемая путем гласного,
состязательного, как правило, коллегиального
рассмотрения и разрешения в судебных
заседаниях спора о праве.
Роль судебной власти в механизме разделения
властей состоит в сдерживании двух других
властей в рамках конституционной законности
и права, прежде всего, путем осуществления
конституционного надзора и судебного
контроля за этими ветвями власти. Систему
органов судебной власти могут составлять
судебные органы, действующие в сфере
конституционной, общей, хозяйственной,
административной и другой юрисдикции.
Судебная власть осуществляется «посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства»[9]. В системе
государственных органов, осуществляющих
судебную власть в конституционном порядке,
выделяются следующие:
d) Конституционный Суд РФ, выступающий
как судебный орган конституционного
контроля;
e)Верховный Суд РФ, являющийся высшим
судебным органом по гражданским, административным,
уголовным и иным делам, подсудным судам
общей юрисдикции;
f) Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный
орган по разрешению экономических споров
и иных дел, рассматриваемых арбитражными
судами.
3. Система "сдержек и противовесов".
В системе высших властных структур современного
Российского государства особое место
занимает институт Президентства.
Согласно КРФ Президент является главой
государства. Он выступает как гарант
КРФ, а также как гарант прав и свобод человека
и гражданина. В установленном КРФ порядке
Президент принимает меры "по охране
суверенитета Российской Федерации, ее
независимости и государственной целостности,
обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти". Согласно со своими полномочиями
Президент назначает с согласия Государственной
Думы Председателя Правительства РФ, назначает
и освобождает высшее командование Вооруженных
сил РФ, полномочных представителей Президента
РФ, назначает выборы Государственной
Думы, референдум. Кроме того, Президент
выполняет функции, которые в основном
являются исполнительно-
Но Президент в своей деятельности руководствуется
КРФ и Федеральными законами (его указы
и распоряжения не должны противоречить
КРФ и федеральным законам). Институт Президентства
не может по своей власти стоять выше Парламента.
В то же время законодательная и судебная
власть РФ подчиняется КРФ и федеральным
законам.
В формально-юридическом плане это означает,
что суд, как и законодательная власть,
являются самостоятельными ветвями по
отношению к исполнительной власти и по
отношению друг к другу, они оказывают
сдерживающее влияние и уравновешивают
друг друга.
Реально же, как показывает опыт практического
функционирования властей, обладая относительной
самостоятельностью и сдерживая в своей
повседневной деятельности, государственные
власти не всегда уравновешивают друг
друга. В особенности это касается исполнительной
и законодательной властей. В отношениях
между ними доминирует президентская
(исполнительная) власть.
Во взаимоотношении с судебной властью
это проявляется в том, что Президент обладает
огромными конституционными возможностями
оказывать влияние на кадровый состав
судебных органов. Так Президент представляет
кандидатуры Совету Федерации для назначения
на должность судей Верховного Суда, Конституционного
Суда и Высшего Арбитражного Суда.[10] Кроме
того, он назначает судей других федеральных
судов.
В отношении с законодательной властью
доминирование проявляется в том, что
Президент обладает действенными рычагами
управления:
- право роспуска Государственной Думы;
- право назначения выборов в Государственную
Думу;
- право на внесение законопроектов в Государственную
Думу;
- право "вето" на принимаемые законы.
В то же время законодательная власть
обладает рычагами обратного воздействия:
- полномочия Государственной Думы в решении
вопроса о доверии Правительству РФ;
- право Совета Федерации на основании
выдвинутого Государственной Думой обвинения
решить вопрос об отстранении его от должности.
За проводимый курс и осуществляемую управленческую
деятельность Правительство несет солидарную
политическую ответственность, отказ
Правительству в доверии выражается в
строгой юридической форме и путем специальной
парламентской процедуры. Вотум недоверия
приводит к отставке правительства и к
замене его новым. Однако потерпевшее
поражение Правительство (в целях уравновешивания
властей), может, не выходя в отставку,
прибегнуть к досрочному роспуску Парламента
(нижней палаты) и проведению внеочередных
всеобщих выборов. Предусмотрена возможность
привлечения главы государства к судебной
ответственности за совершение преступных
деяний. При этом обвинение предъявляется
Государственной Думой, а рассмотрение
и решение дела отнесено к юрисдикции
Верховного Суда РФ и Совета Федерации.
14. Суверенитет.
Суверенитет государства - это верховенство и независимость государственной власти на своей территории и в отношениях с другими государствами.
Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ.
Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в ст. 3. - Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону".
Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.
Формы суверенитета:
- Государственный - такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику.
- Народный - означает, что именно народ является единственным источником власти. Именно он осуществляет свою власть самостоятельно
- Национальный - выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределятся в государственной, экономической, социальной и духовной сферах.
15. Экономическая основа конституционного строя РФ.
Конституционный строй - это фундаментальные принципы, ценностные ориентиры, которые должны быть незыблемыми для всех в государстве и уважаемыми всеми субъектами права.
Конституционный строй, как правовая категория отражает базовые характеристики государства и общества, которые фиксируются Конституцией, в качестве его основ.
Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.
«В Российской Федерации, - указывается в Конституции (ст. 8), - гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».
В Российской Федерации действует также Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».* Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной дея-тельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, на борьбу с местным сепаратизмом.
*См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 449.
Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе такие действия, как изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке, повышения цен, включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования и т.д.
Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (или могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе соглашения или согласованные действия, направленные, в частности, на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков).
Закон запрещает органам власти принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или физических лиц.
В Законе предусматривается государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства возлагаются на Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.
Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем.
В условиях развивающейся рыночной экономики в России производство и распределение благ осуществляются как частными, так и государственными предприятиями и учреждениями, включая предприятия и учреждения субъектов Российской Федерации.
Государство в различных формах должно нести ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом, в особенности за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы населения. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым; о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц (т.е. о занятости); о смягчении последствий нестабильности в экономике (регулирование цен и т.п.) или колебаний спроса на международном рынке о снятии внутреннего напряжения в регионах и между теми или иными сферами жизни и группами людей.
Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам - основе всего правового регулирования отношений собственности.
Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является , юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.