Билет № 1
1.
Религия, ее роль в жизни
современного общества.
Слово «религия»
имеет несколько распространенных
значений. В общем смысле, религия — одна из форм общественного сознания — совокупность представлений,
основывающихся на вере в существование богов, духов.
Выделяют несколько
мировых религий: буддизм, христианство, ислам и др. Каждое направление включает,
помимо вероучений,религиозные культы (определенные обряды), религиозные организации (церковь).
Для догматических
вероучений характерно наличие определенных утверждений — догматов, которые должны приниматься
на веру без рассуждений и логического
анализа. Боги и духи являются предметом
поклонения. Происходящие события объясняются
вмешательством этих сверхъестественных
существ.
Полезно
знать, что такие недружелюбно настроенные
друг к другу религии, как иудаизм, христианство,
ислам, основываются на одних и тех же
преданиях, входящих в священное
писание («Ветхий Завет» у христиан
— часть Библии, включающей кроме
того «Новый Завет». У мусульман — Коран). Раскол произошел
в первые века нашей эры в силу различного
отношения к личности Иисуса Христа (это
произношение принято у христиан) и порядку
отправления религиозных культов.
Христианство
на сегодня составляют православие,
католическая церковь и множество
протестантских деноминаций:
лютеране, баптисты, пятидесятники и др.
Для ранних
религий (язычество) характерно наличие
множества богов (политеизм) и поклонение
идолам, или кумирам, (идолопоклонство).
Для более поздних религий
характерно поклонение одному богу (монотеизм).
Отрицание существования
бога получило название атеизм.
Появление религий
на ранних стадиях развития общества
связывают с попытками разгадать
происхождение мира, объяснить причины
событий, недоступных пониманию
на основе известных фактов. Религиозные представления и служители
культов стали использоваться властями
для управления подданными.
В современном
обществе уровень развития науки
позволяет объяснять эти вопросы
без привлечения сверхъестественных
сил.
Формально,
Россия — светское государство, и никакая религия
не может устанавливаться в качестве государственной
или обязательной. Религиозные объединения
отделены от государства и равны перед
законом.
Тем не менее, религия
остается инструментом влияния, а во
многих странах, например, мусульманских, частью государственного аппарата.
Роль догматических
вероучений (в частности, православия)
как формы сознания, препятствующей
распространению научного знания, в
целом является отрицательной и
тормозит решение прогрессивных
задач, стоящих перед обществом.
В то же время, церковь,
будучи сложным явлением, может вносить
и полезный вклад в конкретных
вопросах, например, способствовать борьбе
за мир, организовывать помощь нуждающимся,
вести просветительную работу в
области нравственности. Многие церкви
организуют работу с молодежью, досуг.
Поскольку официальная
наука уделяет недостаточно внимания
важнейшим вопросам, волнующим людей:
смысл человеческой жизни и т.п.,
— религиозная литература для
многих становится первым шагом на
пути просвещения, становления духовной личности.
Официально
православие стало религией Древнерусского
государства в 988 г.
После
того, как в конце XIX века в России
в результате развития науки доверие
населения к церковным догматам
стало стремительно падать, нравственные
устои догматических вероучений перестали
быть непререкаемым авторитетом и утратили
свое внешнее влияние на поведение людей.
2.
В России в процессе перехода
к рыночной экономике разрыв
между теми, кто разбогател, и
теми, кто обеднел, резко увеличился.
В результате 10% самых богатых в 1993
г. получили около 40% общего дохода населения
страны. Каковы причины этого? Какие экономические
меры социальной поддержки населения
с низкими доходами использует государство?
Основные причины
обнищания населения России:
- Приватизация
В ходе приватизации наиболее доходные предприятия государственного сектора (газо- и нефтедобывающие отрасли, предприятия цветной металлургии) были за бесценок переданы в собственность частным лицам. Это привело к снижению доходов государства и, как следствие, к снижению зарплаты работников, занятых в бюджетной сфере (врачей, учителей, военных, государственных служащих) и пенсионеров.
- Законодательство и налогообложение
Были приняты законы, способствовавшие экспорту сырья за границу и позволяющие вывозить капитал за рубеж. Высокие налоги сделали убыточным производство товаров промышленности и сельского хозяйства. Это привело к резкому снижению производства в России, снижению зарплат, повышению безработицы.
- Отсталое производство, распад
Советского Союза
Рентабельность производителей товаров была к тому же подорвана импортом дешевых и зачастую более качественных товаров из-за рубежа, разрывом хозяйственных связей между бывшими республиками СССР, ставшими суверенными государствами.
- Рост бюрократического аппарата,
коррупция
При этом росла численность бюрократического аппарата. Бюрократические барьеры препятствовали развитию малого бизнеса — важного сектора экономики.
- Организованная преступность
Преступные группировки подкупали чиновников, несогласных убивали, захватывая новую собственность. Предпринимателей обкладывали «данью». Добивались монопольного положения на рынке, что позволяло завышать цены на свои товары и услуги.
- Низкая организованность населения
Население России в целом оказалось не готовым к создавшейся ситуации. Преобладали потребительские настроения как у избирателей, так и у депутатов. Профсоюзы были фактически «задавлены» еще при советской власти. Наиболее активные и образованные граждане в ходе Октябрьского переворота 1917 г., репрессий и пр., были высланы из страны или погибли.
Всё это позволило провести перечисленные пагубные преобразования без заметного противодействия со стороны трудящихся.
Государство практикует
следующие меры социальной поддержки
населения с низким уровнем доходов:
- Денежные или натуральные выплаты (бесплатные обеды, одежда) для безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.
- Услуги, оказываемые социальными службами (социальная работа).
- Бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, лагеря отдыха и пр.,
- Содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях ( домах престарелых и пр.)
- Бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения.
3.
Вам предложили организовать
группу из учеников вашего
класса для подготовки
выступления перед пятиклассниками на
тему «Как компьютер помогает в учебе».
Кого бы из своих одноклассников вы попросили
бы принять участие в этой работе? Какие
качества личности вы учли бы, осуществляя
свой выбор?
При ответе на этот
вопрос следует учитывать два момента:
1. Группа для
выступления должна включать
людей, способных подготовить
и провести выступление. Роли
можно распределить следующим
образом:
- кто интересуется компьютером и умеет на нем работать, — техническая часть;
- кто интересуется поэзией, литературой — тексты для выступления;
- творческие, креативные личности — «генераторы идей»;
- интересующиеся педагогикой (собираются стать учителем) — учебные программы для компьютера;
- (если Вы не собираетесь сами руководить) организаторы — общее руководство.
2. На практике
приходится брать во внимание
и заинтересованность товарищей
в данном выступлении. Тут могут
пригодиться:
- Ваши друзья, которые всегда готовы помогать Вам; или все, кто просто любит общаться;
- лидеры и другие члены коллектива, заинтересованные в приумножении своего авторитета;
- одноклассники, у которых в пятом классе учатся младшие братья или сестры (или мама ведет классное руководство в том классе);
- одноклассники, которым участие в мероприятиях нужно для портфолио (или характеристики).
Также обращаем
внимание на ответственность, дисциплинированность
— чтобы не подвели в последний
момент.
Билет № 2
1.
Власть. Роль политики в жизни
общества.
Власть — право и возможность воздействовать
на других людей, подчинять их своей воле.
Власть появилась с возникновением человеческого
общества и будет в той или иной форме
всегда сопутствовать его развитию.
Источники власти:
- Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, угроза применения силы)
- Авторитет (семейные и социальные связи, глубокие познания в какой-то области и т.п.)
- Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)
Самый примитивный
источник власти — применение или
угроза применения грубой силы, насилия
(деспотическая власть отца семейства).
К методам прямого насилия нередко
прибегает и государство. Но гораздо чаще
власть в государстве базируется на институтах
юридического права. Право является социальным источником власти, прежде всего право собственности.
Специфической
разновидностью является политическая власть — способность определённой
социальной группы или класса осуществлять
свою волю, оказывать воздействие на деятельность
других социальных групп или классов.
В отличие от иных видов власти (семейной,
общественной и др.), политическая власть
оказывает своё влияние на большие группы
людей, использует в этих целях специально
созданный аппарат. Наиболее сильным элементом
политической власти является государство
и система государственных органов.
Слово «политика»
греческого происхождения, переводится как искусство управления государством.
Политика — деятельность общественных
классов, партий, групп, определяемая их
интересами и целями, а также деятельность
органов государственной власти. Часто
под политической борьбой подразумевают
борьбу за власть.
Выделяют следующие
виды власти:
- Законодательная (парламент)
- Исполнительная (правительство)
- Судебная (суды)
- В последнее время средства массовой информации характеризуются как «четвёртая власть» (владение информацией)
Роль политики в жизни общества
- Политическая власть необходима для организации
общественного производства, которое
требует подчинения всех участников единой
воле, а также для регулирования других
взаимоотношений между людьми в обществе. Идеальная модель «правового государства» — признание населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.
- В демократическом гражданском обществе власть обеспечивает и охраняет, в
первую очередь, права и свободы личности.
- На практике, власть достигается и с использованием, в той или иной мере, силы. Такая власть служит для того, чтобы эксплуатировать
подчинённых, население.
Авторитарная
власть разделяет общество на немногих,
отдающих приказы и большинство,
эти приказы принимающее. Отношения
во всех сферах жизни отмечены властью,
а не свободой. И так как свобода может
быть создана только свободой, авторитарные
общественные отношения не воспитывают
и не могут воспитать личность в свободе
— это может сделать только участие во
всех областях жизни, самоуправление (wikipedia.org).
2.
Люди, жившие в первой половине
ХХ века, не знали ни телевизора,
ни мобильного телефона,
ни стиральных машин. А для их детей и внуков
все это, как и сверхзвуковые самолеты,
кондиционеры, персональные компьютеры,
стало частью обычной жизни. Какие выводы
о развитии науки и образования можно
сделать из этих фактов?
На этот вопрос существует, как минимум,
две точки зрения:
1. Наиболее распространен
следующий подход: Наука и образование
в последние 100 лет развиваются
стремительными темпами. Часто
говорят, что «коренные изменения
в системе научных знаний в
XX в. превратили науку в непосредственную
производительную силу общества». Особых успехов достигла
технология производства сплавов металлов,
полимерных материалов, полупроводников
и цифровой техники, а также кибернетика
(на ней основана компьютерная техника)
и другие фундаментальные науки (математика,
физика, химия). Что и сделало возможным
производство названных высокотехнологичных
изделий.
Данный скачок
в развитии науки стал возможен благодаря
новым подходам в образовании, в
частности, его глубокой специализации,
внедрению эффективных методик обучения
и контроля знаний. Часто приводится мнение,
что объем информации в современном обществе
удваивается каждые 2 года.
Интернет делает
образование общедоступным.
2. Другой
подход отмечает, что рост производства
товаров сопровождается дальнейшим ухудшением
качества жизни населения, если принимать
во внимание:
- загрязнение окружающей среды и продуктов питания (бытовые отходы, нефтепродукты, ядохимикаты, отходы ядерных электростанций);
- неблагоприятную среду обитания в мегаполисах (высокий уровень шума, загазованность атмосферы, нарушение естественных биоритмов организма и всего уклада жизни);
- сокращение площади местообитаний для большинства видов животных и растений, что приводит к снижению продуктивности естественных экосистем и вымиранию видов.
Это свидетельствует
об одностороннем развитии науки, поставленной
на службу крупным промышленным корпорациям
с целью извлечения максимальной
прибыли путём роста производства
и потребления. Общественные науки
не указывают пути преодоления сложившейся ситуации, а пытаются
оправдать существующий порядок.