Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:49, шпаргалка
Рабоат содержит 37 ответов на вопросы подисциплине "Теория государства и права"
Каждый человек в Российской Федерации имеет право на неприкосновенность частной жизни, что означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.
Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Политические права и свободы — это права, принадлежащие человеку как члену политического сообщества, когда он выступает прежде всего в качестве гражданина государства. Это права и свободы граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности, в управлении государством.
К политическим правам относятся: Свобода мысли и слова. Это означает, что каждый человек может излагать свое мнение публично как в устной, так и письменной форме. Обязанность соблюдать это положение распространяется на государство, любую партию, общественную организацию, отдельную личность.
Право на информацию является элементом свободы мысли и слова, это право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг и включают в себя право на свободное осуществление экономической деятельности, право частной собственности, право на свободный труд.
Социальные права тесно связаны с экономическими правами. К ним относятся право на отдых, право на жилище, право на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.
Культурные права, зафиксированные в Конституции, связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.
Конституционные обязанности человека и гражданина тесно связаны с правами и свободами.
17) Характеристика
Конституционные характеристики российского государства
Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация – это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство. Все эти характеристики тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.
Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos – власть народа) означает, что:
1) во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России; 2) во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства; 3) в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума.
Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства – унитарной и федеративной – Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.
18) Суверенитет государства и его признаки.
СУВЕРЕНИТЕТ - верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.: 1) С. государственный - верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т.ч. в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего С.; 2) С. национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного государства; 3) С. народный - полновластие народа, т.е. обладание социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный С. является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.
Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на собственной территории и за ее пределами в процессе общения с другими странами.
Для того чтобы обладать суверенитетом, страна должна иметь суверенную государственную власть. Важнейшим признаком такой власти является ее независимость.
Суверенная государственность означает наличие в государстве таких органов и организаций, которые обеспечивают полную независимость от других стран, способность решать свою судьбу самостоятельно.
К таким органам,
например, относится парламент. В
нем работают депутаты, которым граждане
доверили право принимать законы,
различные государственные
Кроме того, у суверенного государства должен быть глава государства. Например, президент. Он также принимает меры для охраны суверенитета страны.
Необходимо также и правительство, которое непосредственно следит за финансами, обороноспособностью, экономикой и т.д., то есть обеспечивает все, что необходимо для надежного суверенитета.
У суверенного государства должны быть суды, прокуратура, милиция, армия, финансовые и налоговые службы, свои системы образования и здравоохранения и т.д. Если все перечисленное имеется, это еще не означает, что суверенитет страны высок. Многое зависит от качества того, что должно обеспечивать суверенитет.
19)Народовластие и формы его осуществления.
Конституция
РФ гласит: Граждане Российской Федерации
имеют право избирать и быть избранными
в органы государственной власти
и органы местного самоуправления,
а также участвовать в
В этих условиях наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении выборов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации и Президента России. Так, что проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей является не второстепенной.
В соответствии с нормами международного права ст. 3 Конституции России устанавливает, что референдум и выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Конституция предоставляет гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Народовластие и основные формы его осуществления в РФ. Единство представительной и непосредственной демократии
В конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственном источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или, иначе говоря, демократическим государством
В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одного субъекта - народ.
Народовластие означает принадлежность всей власти народу, а так же свободное осуществление этой власти в полном соответствии сего суверенной волей и коренными интересами.
В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, то есть гражданами государства, так как она выступает в форме самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладание властью и ее осуществление, определяющий, что решение любых государственных задач или реализаций властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.
Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст.3 Конституции РФ).
20) Принцип разделения властей
Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё в работах.
Сущность принципа разделения властей . В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой , различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга , действуя как система сдержек и противовесов , предотвращая монополизацию власти каким –либо одним институтом государства .*
Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться. Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное ограничеие их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.**
Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них.
Принцип разделения властей в России.
Понимание принципа разделения властей в постреволюционной России.
1) Теория
“разделения властей” –
2) Учение
о разделении властей
3) По словам Ф .Энгельса теория разделения властей представляет собой “….. не что иное , как прозаическое деловое разделение труда , примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля”.**
4) С утверждением
капиталистического строя
Марксистско-ленинская
теория отвергает теорию
21) Понятие и структура государственного аппарата.
Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:
1) Механизм
государства состоит из людей,
специально занимающихся
2) Государственный
механизм представляет собой
сложную систему органов и
учреждений, которые находятся в
тесной взаимосвязи при
3) Функции
всех звеньев государственного
аппарата обеспечиваются
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"