Шпаргалка по "Теории государства и праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:52, шпаргалка

Описание работы

Вопрос №1. Предмет науки теории государства и права. Методы науки теории государства и права.
Вопрос № 2. Теория государства и права в системе юридических наук.
Вопрос №3. Причины возникновения государства и права. Теории происхождения государства.

Файлы: 1 файл

Теория Госуд. и Права.docx

— 42.97 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  №4. Понятие и признаки государства.

 

Ответ.

Государство – суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций.

Основные признаки государства:

1.Организация  политической публичной власти – состоит в том, что:

  • Эта власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему органов, осуществляющих социальное управление;
  • Она внешне и официально представляет всё общество;
  • Её цель – обеспечить поддержание цивилизованного правопорядка.

2.Суверенитет – верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране (внутренний суверенитет), способность проводить международную политику

3.Территория – земная поверхность, воздушное, водное пространство, недра (собственно территория) и территория посольств, консульств, военные и гражданские морские и воздушные суды, космические объекты, территории военных баз, находящиеся под флагом государства (квазитерритория).

4.Налоги и  сборы – регулярно взимаемые с населения денежные средства, установленные законом и необходимые для функционирования государства.

5.Правотворчество – только государство может осуществлять деятельность по созданию юридических норм

6.Легализованное  принуждение – состоит в том, что только государство (его органы) вправе применять принуждение (насилие) ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства не территории государства.

Дополнительные признаки государства:

  • Государственная символика (герб, гимн, флаг, столица)
  • Единое экономическое пространство
  • Единая валюта
  • Единая транспортная и энергетическая системы
  • Единая система мер и весов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  №5.  Общая характеристика государственной власти.

 

 

Ответ.

Известно, что  политическая или – что одно и  то же – государственная власть не единственный вид общественной власти. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и бесклассового общества, как для общества в целом, так и различных составных его образований.

Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Термины «политическая власть» и «государственная власть», равно как и стоящие за ними понятия, – синонимы. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, т.е. такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

??????????????

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №6. Типология государства: соотношение цивилизационного и формационного подходов к классификации государства.

Ответ.

Под типом  государства понимаются взятые в  единстве наиболее общие черты различных  государств, система их важнейших  свойств и сторон, порождаемых  соответствующей эпохой, характеризующихся  общими сущностными признаками.

До последнего времени  в теории государства и права  вопросы типологии государств рассматривались  преимущественно с позиции формациошюго подхода. Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория общественно-экономической формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения.

Известная «триада» К. Маркса делит мировую историю  на три макроформации: первичную (архаичную), вторичную (экономическую) и третичную (коммунистическую), получившие название общественных. Основными критериями такой классификации являются, во-первых, наличие или отсутствие частной собственности; во-вторых, наличие или отсутствие противоположных классов; в-третьих, наличие или отсутствие товарного производства. Следовательно, государственно-организованное общество — элемент экономической общественной формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы производства: азиатский, античный, феодальный, буржуазный. В этом случае в основу деления истории социального развития положена идея естественно-исторического процесса смены одной общественно-экономической формации другой, причем каждая последующая логически и исторически вытекает из предыдущей, в которой подготавливаются все экономические, социальные и политические предпосылки перехода к новой, более высоко организованной формации.

Первой общественной формацией  считается первобытно-общинная, которая не знала ни частной собственности, ни классов, ни товарного производства. Переход к государственно-организованному обществу связан с изменениями в базисе первобытного общества, с несоответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил, что предполагает эпоху социальной революции. Изменения в способе производства, основывающиеся на возникшей частной собственности, появление классов и различных социальных групп с противоположными экономическими и социальными интересами требовали их политического оформления в виде государства.

Каждая новая  общественно-экономическая формация на первом этапе становления обеспечивает прогресс в развитии производительных сил в силу того, что производственные отношения по своему характеру опережают их уровень. Второй этап характеризуется соответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества, что свидетельствует обычно о его расцвете.

Наряду с  формационным подходом к решению  вопроса типологии государств широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.

В самом общем виде понятие «цивилизация»  можно определить как социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. А. Дж. Тойнби пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации.

Понятие цивилизации он сформулировал  как относительно замкнутое и  локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Из 21 цивилизации, считает А. Дж. Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т. д.). Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и праву"