Шпаргалка по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Теории государства и права»

Файлы: 1 файл

ОСНОВЫ_ПРАВА_ШПОРЫ.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, юридическое лицо должно обладать следующими признаками:

  1. Организационное единство. Это означает, что юридическое лицо имеет определенную  структуру, соподчиненность входящих в него структурных подразделений и структурных единиц, систему  органов управления, обладающих соответствующей компетенцией.
  2. Имущественная обособленность юридического лица означает, что его имущество обособлено от имущества  всех других юридических и физических лиц, государства и административно-территориальных единиц.
  3. Самостоятельная ответственность юридического лица по своим обязательствам выражается  в том, что юридические лица  отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом.
  4. Самостоятельное выступление юридического лица в гражданском обороте и в любом суде  от своего имени. Это означает, что юридическое лицо может быть истцом и ответчиком  в суде, выступает в качестве самостоятельного субъекта права  в отношениях с другими органами государственной власти и управления.

Виды  юридических лиц:

 Коммерческие  и некоммерческие юридические  лица.

  • Коммерческие организации - организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками;
  • Некоммерческие организации - не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством.

 

15. Образование юридических лиц. Учредительные документы юридических лиц.

Государственная регистрация юридических лиц.

Юридические лица образуются  в  порядке, установленном законодательством  применительно к их определенным видам.

Большинство юридических лиц в  Республике Беларусь  образуются в явочно-нормативном порядке. Учредители свободно, по своему усмотрению принимают решение об образовании юридического лица, проводят необходимые процедуры и регистрируют его. Явочным этот порядок называется потому, что для признания организации юридическим лицом достаточно оформленного надлежащим органом самого факта объединения определенной группы лиц в организацию. При этом никаких специальных распоряжений или разрешений для  этого не требуется. Регистрирующий орган  проверяет  соблюдение установленного законом порядка образования таких юридических лиц и соответствие законодательству их учредительных документов. Явочно-нормативный порядок образования юридических лиц  именуют также регистрационным, поскольку юридическое лицо образуется решением собственника или в соответствии  с учредительным договором нескольких физических  или юридических лиц  с последующей регистрацией созданного юридического лица. В этом порядке  образуются  частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, общественные объединения, фонды.

Разрешительный порядок образования юридического лица имеет место, когда для возникновения юридического лица необходимо согласие какого-либо органа, предприятия или организации. Установление разрешительного порядка возникновения юридического лица имеет целью проверку законности и целесообразности создания такого рода организаций. В разрешительном порядке возникают  предприятия с иностранными инвестициями, жилищно-строительные кооперативы.

Распорядительный  порядок создания юридического лица действует, когда предприятие, организация или учреждение  возникает на основе распоряжения собственника имущества или уполномоченного им органа. В большинстве случаев в таком порядке возникают государственные предприятия и организации. Органы государственной власти и управления  в пределах своей компетенции издают приказы и распоряжения об образовании юридического лица.

Договорно-правовой способ (порядок) возникновения юридических лиц состоит в том, что юридическое лицо  образуется  на основании учредительного договора, заключаемого предприятиями, организациями или гражданами. В этом  порядке возникают, например, хозяйственные товарищества, ассоциации и концерны, создаваемые юридическими лицами.

При возникновении юридических  лиц любым из названных способов должен быть соблюден  определенный порядок. Прежде всего, необходимо один из вышеперечисленных актов,  соответствующий характеру создаваемого юридического лица (распоряжение, разрешение, договор). Затем должны быть разработаны учредительные документы.

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании  общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор  юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Сведения, которые должны содержаться в  учредительных документах, определены в статье 48 ГК.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации независимо от способа создания в порядке, определяемом законодательством. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.  В случаях, предусмотренных законодательными актами, юридическое лицо подлежит перерегистрации.      Порядок государственной  регистрации субъектов хозяйствования установлен Положением о государственной регистрации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным декретом  Президента Республики Беларусь  от 16 марта 1999 № 11 с  последующими изменениями и дополнениями.

Государственная организация осуществляется  регистрирующими органами в двадцатидневный  срок со дня подачи всех необходимых  для государственной регистрации  документов  и заполнения собственником  имущества анкеты установленного образца со сведениями, необходимыми для решения  вопроса о государственной регистрации.

На основании решения о государственной  регистрации регистрирующий орган  в десятидневный срок вносит сведения о юридическом лице в Единый государственный регистр юридических лиц  и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного образца. Руководителю зарегистрированной организации выдается удостоверение. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от регистрации может быть  обжаловано в судебном порядке.

 

16. Наименование юридического  лица, его местонахождение

В целях обеспечения нормального гражданского оборота законодательство предусматривает индивидуализацию юридического лица, которая осуществляется путем присвоения юридическому лицу определенного наименования. Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму, род деятельности данного юридического лица, его местонахождения, вышестоящий орган или собственника. Наименование может быть обычным, фирменным или условным.

Фирменное наименование имеет ту особенность, что юридическое лицо приобретает индивидуальное название, например, ЗАО «Милавица», ООО «Амалфея». Условное наименование может быть цифровым, например, завод 407 ГА.  Условное наименование может выражаться в  словесном сокращении  полного наименования, например, объединение МАЗ и т.д. Наименование юридического лица указывается в его  учредительных документах. Юридическое лицо  вправе выбрать любое фирменное наименование по своему усмотрению, требуется только, чтобы оно обладало новизной, то есть не было использовано до этого другим субъектом хозяйствования.

Право на наименование является личным неимущественным правом юридического лица, и после  регистрации юридического лица это право  охраняется законом. Право на фирменное наименование неотчуждаемо, юридическое лицо имеет исключительное право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию юридического лица обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной  регистрации. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных  документах.

Органы юридического лица.

Юридическое лицо представляют органы и представители. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется  законодательством  и учредительными документами. Различают единоличные и коллегиальные органы юридического лица. Единоличные— директор, управляющий, начальник, президент и т.п., коллегиальные органы — президиум, правление, совет и т.п. В корпоративных организациях (хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, общественных объединениях)  высшим органом управления является общее собрание участников (членов) или собрание уполномоченных. Органы юридического лица формируются по разному: избираются участниками (членами), назначаются собственником имущества юридического лица, нанимаются по контракту с собственником имущества и т.п.

При необходимости  постоянного  совершения каких-либо действий за пределами  своего места нахождения, юридическое  лицо может создать с этой целью  филиалы или представительства. Представительством является  обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия. Представительство осуществляет не  хозяйственные или иные  основные функции юридического лица, а совершает от его имени юридические действия, прежде всего по представительству и защите его интересов, например, в административном центре той или иной территории.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства. В этом качестве выступают  отдельно расположенный цех или иное основное или вспомогательное  производство, отдельно расположенный факультет вуза и т.д.

 

17. Прекращение юридического лица

Правосубъектность  юридических  лиц  прекращается  в связи  с реорганизацией или ликвидацией. Прекращение  юридического лица путем  реорганизации не влечет прекращения  его прав и обязанностей. Все  имущественные и личные неимущественные права передаются к другим юридическим лицам.

Реорганизация юридического  лица может быть осуществлена по решению  его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами. Реорганизация в определенных случаях,  установленных законодательством, осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе и суда.

Реорганизация может осуществляться  в одной из следующих  форм: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

При слиянии одного юридического лица с другим все права и обязанности  каждого из них переходят к  вновь создавшемуся юридическому лицу.

При присоединении одного юридического лица к другому к последнему переходят  права и обязанности присоединенного юридического лица.

При  разделении юридического лица его права и обязанности переходят  к вновь возникшим юридическим  лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава  юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них  в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого  вида (изменение  организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят пава и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением пав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу.

Юридическое лицо  считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь  возникших юридических лиц.

Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без  перехода прав и обязанностей в порядке  правопреемства к другим лицам. Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация производится по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Добровольная ликвидация может  быть произведена  при следующих основаниях:

  1. в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо;

2)   в связи с достижением  цели, ради которой оно создано;

            3)  в связи с признанием судом  недействительной регистрации юридического  лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.

Принудительная ликвидация  производится  по решению суда или иных органов  в случаях, предусмотренных законодательными актами, в частности, при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с  иными  неоднократными или грубыми  нарушениями законодательства, либо  при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей  уставным целям юридического лица или признания судом недействительной регистрации юридического в связи с допущенными  при его создании нарушениями законодательства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Процедура ликвидации юридического лица состоит из нескольких стадий:

  1. Выявление  кредиторов ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия  сообщает в органах печати о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований его кредиторами.  Кроме того, ликвидационная комиссия  письменно уведомляет кредиторов о ликвидации.
  2. Составление промежуточного ликвидационного баланса. Он составляется по истечении срока для предъявления кредиторами своих требований. Промежуточный ликвидационный баланс  направляется учредителям (участникам) юридического лица на утверждение, который затем является основанием для выплаты  денежных средств кредиторам по  требованиям, признанным  ликвидационной комиссией.
  3. Продажа имущества ликвидируемого  юридического лица. Если  у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств  для удовлетворения требований  кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица.
  4. Выплата денежных сумм кредиторам производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом в порядке очередности. Очередность удовлетворения требований установлена статьей 60 ГК.
  5. Составление ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который  утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Информация о работе Шпаргалка по «Теории государства и права»