Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 18:57, шпаргалка

Описание работы

Предмет и методы теории государства и права как науки.
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук.
Причины и формы возникновения государства и права.
Основные теории происхождения государства.
Типология государств: основные подходы.
Типы права: формационный и цивилизационный подход. Их достоинства и недостатки.
Основные теории правопонимания в мировой и отечественной юриспруденции: естественно-правовая, нормативистская, социологическая, психологическая, марксистская, историческая.
Понятие права и его признаки.
Право в объективном и субъективном смысле. Частное и публичное право.
Принципы права: понятие, виды

Файлы: 1 файл

ТГП(к экзамену).docx

— 290.94 Кб (Скачать файл)

Пятая форма права  – юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье.

Юридическая доктрина как источник права:

1) оказывает существенное влияние на сознание законодателей;

2) разрабатывает юридические термины и конструкции;

3) ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства;

4) определяет тенденции и закономерности развития государства и права.

Шестая форма  права – религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права. Последним, седьмым, источником права является нормативно-правовой акт – принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

    1. Понятие и виды нормативных правовых актов.

Понятие и виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений  в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных  актов вводятся в действие юридические  нормы.

Акты  применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они  обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую  силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно  показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в  системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся  на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

1) закон – одно из основных источников права;

2) установлен особый порядок принятия;

3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

4) регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;

3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

4) особый порядок принятия.

Президент не имеет  права отклонять федеральные  конституционные законы; обязан подписать  их и обнародовать. Федеральный закон  представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует  в строгом соответствии с федеральным  конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

    1. Закон: понятие, признаки, виды.

Закон в  системе нормативно-правовых актов

По юридической  силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Закон обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее важные, основополагающие отношения, содержит нормы права и принимается в особом процессуальном порядке.

Так, например, Закон  Российской Федерации:

1) принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа Российской Федерации;

2) содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом;

3) обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами Российской Федерации. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов;

4) имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации;

5) является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить.

Особый интерес  представляет деление законов в  зависимости от их значимости в системе  действующего законодательства. По этому  основанию различают законы конституционные  и текущие. Конституционные законы – это законы, вносящие изменения  и дополнения в Конституцию, а  также законы, необходимость издания  которых предусмотрена непосредственно  Конституцией.

По предметам  ведения Российской Федерации Федеральным  Собранием принимаются федеральные  конституционные законы и федеральные  законы, которые не могут противоречить  федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К их числу, в частности, относятся:

1) чрезвычайное положение;

2) принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта;

3) изменение статуса субъекта Российской Федерации;

4) описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;

5) референдум и др.

На территории РФ применяются только те федеральные  законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной  Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральный конституционный закон  считается принятым, если он одобрен  большинством не менее трех четвертей  голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы. Законы разнообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены  особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они  действуют, и т. д. Конституция – акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, которые посвящены различным  сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции.

    1. Юридическая сила нормативных актов: понятие, значение. Иерархия нормативных правовых актов в РФ.

Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органов государственной  власти субъектов Федерации. В самом  общем виде иерархическую систему  нормативно-правовых актов России можно  представить следующим образом:

Конституция РФ является основой  всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов  определяется следующим:

принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа;

устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и  государственного строя;

содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру  и компетенцию высших органов  государственной власти и управления;

принимается, изменяется в  результате соблюдения усложненной  процедуры правотворчества.

ФЗ принимаются в РФ ГД, после чего передаются на рассмотрение СФ для одобрения. Закон считается  одобренным, если за него проголосовало  более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен СФ. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.

Особая группа ФЗ — ФКЗ, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия — требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.

Нормативно-правовые акты Президента РФ. Президент — глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место  и обязательны и для исполнения на всей территории РФ. В качестве предмета регулирования указов выступают  основные направления внутренней и  внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и  законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы  относительно быстро принимаются и  вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами  или Правительством.

Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство Российской Федерации  осуществляет исполнительную власть в  стране и, реализуя эту задачу, принимает  постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие н.характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Нормативно-правовые акты министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит  в том, что министерства и ведомства  могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях  и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями  Правительства. Поэтому издание  любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих  органов, хотя на практике часто бывает по-иному.

Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные  нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может  издавать постановления и распоряжения.

Общим для всех видов подзаконных  актов Российской Федерации является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т. е. граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют  режим законности и правопорядка государства.

Н.договор. Договор — эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор.

Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай — неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина того заключается в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион.

Обычай, санкционированный  государством,— весьма редко встречающаяся  форма права.

В ст. 5 Гражданского кодекса  установлено новое понятие — «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе или нет.

    1. Действие нормативных правовых актов во времени.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"