Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 17:12, шпаргалка

Описание работы

Предмет и методология теории государства и права. Теория государства и права в системе юридической науки и практики.
Наука - это система обобщённых знаний. ТГП - это система обобщённых знаний о государстве и праве. Наука: а) сумма, обобщение б) знание достоверные, дающие рекомендации к применению на практике. Значение: 1) Расширение общественно-политического кругозора (ориентирование в политике).

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 151.08 Кб (Скачать файл)

 

Принципы правового государства. Понятие и содержание. Их отражение в Конституции Р.Ф.

Принципы — это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.

1. Принцип  приоритета права. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права».

Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (референдумы). В конечном счете приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип  правовой защищенности человека  и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.

Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов. Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

3. Принцип  единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

4. Принцип  правового разграничения деятельности  различных ветвей государственной  власти. Власть в государстве может олицетворять один человек, она может принадлежать группе лиц. В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти.

17. Проблемы формирования правового  государства в РФ (экономические, политические, социальные и духовные)

Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг. и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью.

Преемственность же названного процесса выражается в следующем: а) мировая идея. правового государства без колебаний воспринята российскими общественно-политическими и официальными структурами, юридической научной общественностью; б) в Конституции, других законодательных актах и научных разработках прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого, причем как дореволюционной, так и Советской России.

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.

В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов — это не самое главное.

 

 

  1. Гражданское общество. Взаимосвязь гражданского общества и государства.  

Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Структура гражданского общества                     

  1. Политические партии.
  2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
  3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
  4. Научные и культурные организации, спортивные общества.
  5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
  6. Независимые средства массовой информации.
  7. Церковь.
  8. Семья.

Признаки современного гражданского общества:

  • наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • развитость и разветвленность демократии;
  • правовая защищенность граждан;
  • определенный уровень гражданской культуры.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:

·         равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;  ·         гарантированная юридическая  защита  прав  и  свобод  граждан  на  основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;  ·         экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого  иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;                ·         гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства  и   партий   общественные   объединения   по   интересам   и профессиональным признакам;                   ·         свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;             ·         создание необходимых материальных и прочих условий  для  развития  науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных  перед законом членов общества;          ·         свобода создания и деятельности средств  массовой  информации  вне  рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;               ·         существование механизма, стабилизирующего отношения между государством  и гражданским обществом (механизм консенсуса), и  обеспечение  безопасности функционирования последнего  со  стороны  государственных  органов.  Этот механизм, формальный или  неформальный,  включает  законодательные  акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д. 

Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные  отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая  в  данный  момент  политическая  партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в  своей  деятельности с государственным аппаратом. Таким образом, государство и гражданское общество  неразрывно  связаны друг с другом, составляют  две  части  единого  общественного  организма

1. Понятие «гражданское  общество» и  «государство»  характеризуют различные,   но   внутренне   взаимосвязанные,   взаимополагающие    стороны (элементы) глобального общества,  общества  как  единого  организма.  Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь  в  определенных аспектах. Гражданская жизнь в  той  или  иной  степени  пронизана  феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

2. Разграничение гражданского  общества и государства,  являющихся составными частями глобального  целого,  естественно  закономерный  процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной  сфер,  с  одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.

3. Гражданское общество  — первооснова  политической  системы,  им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство  как институт — эта система учреждений и норм,  обеспечивающих  условия  бытия  и функционирования гражданского общества.

4. Гражданское общество  не есть некая совокупность  автономных индивидов, законом  жизни  которых  является  анархия.  Это  форма  общности людей,  совокупность  ассоциаций  и   других   организаций,   обеспечивающих совместную  материальную  и  духовную  жизнь  граждан,   удовлетворение   их потребностей   и   интересов.   Государство   есть   официальное   выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество —  сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых,  региональных  интересов. Государство же — сфера  выражения  и  защиты  общих  интересов.  Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю  государства,  чтобы  в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля  определяется потребностями и интересами гражданского общества.

5. Чем больше развито  гражданское  общество  в  смысле  прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать  и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор  для развития  демократичности  государства.  Вместе  с  тем,  чем  демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского  общества до наивысшей  формы  объединения  людей  и  их  свободной  индивидуальной  и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации  — это   общество   с   развитыми   экономическими,   культурными,   правовыми, политическими отношениями между  индивидами,  группами  и  сообществами,  не опосредованными государством.          

Гражданское общество" и "государство" представляют собой понятия, которые отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу.      

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"