Шпаргалка по "Теории права и государства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 03:51, шпаргалка

Описание работы

ТГП — это наука, изучающая общие закономерности государственно-правовых явлений общественной жизни.
Предмет ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений, а также система основных понятий юриспруденции.
Предмет ТГП составляют:

Файлы: 1 файл

тгп1.docx

— 56.77 Кб (Скачать файл)

2) федеративную - объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство. Виды:

а) в зависимости от принципа формирования субъектов:

– административно—территориальная; – национально—государственная; –  смешанная;

б) в зависимости от юридической  основы:

– договорная; – конституционная;

3) конфедерацию (союз суверенных гос-в, созданный для достижения опр.целей – полит., эконом.). СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

4) империя – государство, созданное в результате завоевания чужих земель и обладающее различной зависимостью ее составных частей от верховной власти.

 

18 Понятие и виды политического режима

Политический  режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Признаки демократического режима: провозглашаются и реально обеспечиваются права человека; население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии; центральные и местные органы власти выборны, сменяемы и подотчетны избирателям; государственная власть легитимна; реально действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

 

Авторитарный  режим можно рассматривать как переходное звено между демократическим и тоталитарным режимом.

Признаки: на всех уровнях власти происходит концентрация власти; разделения властей реально не происходит; в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные методы принуждения; существует частичная цензура; права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально во всем своем объеме не обеспечиваются (прежде всего в политической сфере).

 

Тоталитарный  режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки: права и свободы человека и гражданина носят формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации; государство стремится к глобальному контролю над всеми сферами общественной жизни; очень подробная регламентация (урегулированность) общественных отношений; отсутствует контроль со стороны общества за государственными органами. Разновидностями тоталитарного режима являются фашистский и расистский режимы.

 

19. Понятие и структура механизма  государства

 

Механизм  государства — это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Структура механизма государства включает в себя:

1) гос. органы - находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осущ-нии своих непосред. властных функций.

2) гос. организации —призваны осуществлять охранительную деятельность данного гос-ва (вооруженные силы);

3) гос. учреждения — осущ-ют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства;

4) гос. предприятия — осущ-ют хоз.-экон. деят-ть, производят продукцию либо обеспечивают произ-во, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) гос. служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;

6) организационные и финансовые  средства.

 

 

20. Понятие, признаки и виды органов государства

 

Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

 

Признаки органа государства:

представляет собой самостоятельный  элемент механизма государства; действует от имени государства  и по его поручению; образован  и действует на основе нормативно-правовых документов; выполняет св-венные только ему задачи и ф-ции; наделен в этой связи властными полномочиями; состоит из гос. служащих и соответствующих подразделений; имеет соответств. материальную базу и финансовые ср-ва; осуществляют свою компетенцию тремя способами: путем принятия нормативных актов (предписаний общего характера); путем принятия правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); путем конкретно-организационной деятельности; в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица; осуществляет свою деятельность на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

 

Виды. Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости  от следующих критериев:

 

· по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом  и органы, формируемые другими  гос. органами;

 

· по форме реализации государственной  деятельности — на законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы;

 

· по принципу разделения властей  — на законодательные, исполнительные и судебные;

 

· по иерархии — на федеральные, республиканские, местные;

 

· по хар-ру подчиненности — на органы «вертик.» подчинения (прокуратура, суд) и органы «двойного» подчинения;

 

· по срокам полномочий — на постоянные (прокуратура) и временные (временная администрация);

 

· по способу принятия решений —  на коллегиальные (ГД РФ) и единоначальные (Президент РФ);

 

· по правовым формам деятельности —  на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

 

· по характеру компетенции —  на органы общей компетенции и  специальной компетенции

 

21. Политическая система общества: понятие и структура

 

 Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

 

Выделяют такие компоненты политической системы, как:

 

1)  полит. орг-ция общества, включающая в себя гос-во, полит. партии и движения, общ-ные орг-ции и объединения;

 

2)  полит. сознание, хар-ющее психологические и идеологические стороны полит. власти и политической системы;

 

3) соц.-полит. и правовые нормы, регулирующие полит. жизнь общества и процесс осуществления полит. власти;

 

4) политические отношения, складывающиеся  между элементами системы по  поводу политической власти;

 

5) политическая практика, состоящая  из политической деятельности  и совокупного политического  опыта.

 

22. Место и роль государства  в политической системе общества

 

Государство занимает центральное, ведущее  положение в политической системе  общества, так как оно:

 

•  выступает в качестве единственного  официального представителя всего  народа;

 

•  является единственным носителем  суверенитета;

 

•  обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным  для управления обществом;

 

•  обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией (полицией), службой безопасности и т.п.);

 

•  обладает, как правило, монополией на правотворчество;

 

•  обладает специфическим набором  материальных ценностей (государственная  собственность, бюджет, валюта);

 

•  определяет главные направления  развития общества;

 

• выполняет общесоциальные функции и т.п.

 

Государство выступает не только самостоятельным  субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов  политических отношений, обладая в  этой сфере весьма широкими полномочиями:

 

•  может устанавливать в  законодательстве правовой режим организации  и функционирования всех иных субъектов  политики — политических партий, движений, групп давления и т.п.

 

•  регистрирует их соответствующими органами и привлекает к участию  в общественных и государственных  делах.

 

•  может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять  меры принуждения за соответствующие  правонарушения.

 

23. Подходы к понимаю права

Право — это система нормативных  установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

 Три основных подхода к  определению его понятия и  сущности: а) нормативный, рассматривающий  право только как систему юридических  норм (нормативное, или так называемое  «узкое» понимание права); б) социологический,  отождествляющий право с регулируемыми  им общественными отношениями;  в) философский, связывающий право  с мерой свободы и справедливости.

 Социологический и философский  подходы дали «широкое» понимание  права, когда в его понятие  включились и нормы права, и  правосознание, и правоотношения, и т.д. 

 Естественное право основано на идее существования у человека естественных, неотчуждаемых прав, обусловленных самой его человеческой природой, таких как право на жизнь, свободу, равенство, право на счастье, на справедливое отношение к человеку и др.

 Идея естественного права,  естественных прав человека эволюционировала  вместе с развитием общества  и права. Как замечает проф. В.А. Туманов, доктрина естественного  права «стара почти так же, как и само право, сопровождая  «действующее право» на всем  его историческом пути». И основной  смысл идеи естественного права  с самого начала ее зарождения  состоял в том, что естественные  права человека выдвигались в  качестве некоего ориентира, своего  рода критерия для оценки правового содержания закона (писаного права). Еще знаменитый оратор и государственный деятель Древнего Рима Марк Туллий Цицерон говорил: «Несправедливый закон не создает право».

 

24. Понятие и признаки права

 

Право - это система установленных  или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной  защитой.

 

Различные учёные выделяют различные  признаки права, среди них наиболее распространены:

  • Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);
  • Общеобязательность (действие распространяется на всех либо на большой круг субъектов);
  • Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);
  • Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);
  • Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);
  • Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм).

 

25. Сущность и назначение  права

 

При рассмотрении сущности права важно учитывать два  аспекта:

 

1)то, что любое право  есть, прежде всего, регулятор  (формальная сторона);

 

2)то, чьи интересы обслуживает  данный регулятор (содержательная  сторона).

 

Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное  право Италии тождественны по своей  сущности. Между тем это в корне  неверно. Главное в сущности права — его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает. Наряду с этими (основными) существует и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.- Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал

 

- прежде всего, право  - регулятор общественных отношений;  право активно воздействует на  государство путем установления  общеобязательных правил поведения  и для государственных служащих, и для государственных органов;  оно закрепляет сложившиеся в  обществе экономические, общественные  и другие отношения, а тж. существующий  государственный и общественный  строй.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории права и государства"