Шпаргалки по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:36, шпаргалка

Описание работы

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.
Конституционное право – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений

Файлы: 1 файл

otvety_po_konstituts_pravu.doc

— 509.00 Кб (Скачать файл)

34.Организация  законодательной и исполнительной  власти субъектов РФ.

 

Система государственной власти в  России имеет два уровня – федеральный  и региональный.

 Установление общих принципов  организации государственной власти  субъектов РФ входит в совместное  ведение Российской Федерации  и субъектов РФ, а система органов  государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно. Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ установил систему органов государственной власти регионов, которую составляют:

1. законодательный (представительный) орган государственной власти;

2. высший исполнительный орган государственной власти;

3. иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Деятельность органов государственной  власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1. государственная и территориальная целостность России;

2. распространение суверенитета России на всю ее территорию;

3. верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России;

4. единство системы государственной власти;

5. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

Законодательные органы власти субъектов  РФ

Законодательный орган имеет статус постоянно действующего высшего  и единственного органа законодательной  власти субъекта РФ. Его функции  составляют законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения, а также самостоятельное решение вопросов организационного, правового,  информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Большинство законодательных органов  субъектов РФ являются однопалатными, лишь в некоторых республиках  законодательные органы власти состоят  из двух палат.

Заседания законодательного органа являются открытыми, но допускается и закрытая форма, что устанавливается регламентом этого органа.

Полномочия законодательного органа:

1. утверждение программ социально-экономического развития региона;

2. установление налогов и сборов и порядка их взимания (по предметам ведения субъекта РФ);

3. установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов, установление отчетности о расходовании средств этих фондов;

4. управление и распоряжение собственностью субъекта РФ;

5. утверждение и расторжение договоров субъекта РФ;

6. установление порядка проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ;

7. проведение выборов в органы местного самоуправления;

8. установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ и др.

Законодательный орган государственной  власти субъекта РФ: принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ.

Законом субъекта РФ:

1. утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ;

2. устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ;

3. утверждаются программы социально- экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;

4. утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчеты об их исполнении;

5. устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

6. утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ и др.

Постановлением законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ:

1. принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;

2. оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ; назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ;

3. оформляется согласие на назначение на должность отдельных должностных лиц субъекта РФ, если такой порядок предусмотрен Конституцией, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта РФ и др.

Полномочия законодательного органа субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

1. принятия решения о самороспуске;

2. роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ в случае принятия нормативного правового акта, противоречащего актам высшей юридической силы, если такие противоречия установлены судом, а законодательный орган не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

В случае роспуска законодательного органа назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган субъекта РФ.

Организация исполнительных органов  государственной власти в субъектах  РФ

Исполнительная власть в субъектах  РФ – это часть единой государственной  власти Российской Федерации.

Исполнительный орган власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти, обеспечивает исполнение федерального и регионального законодательства на территории субъекта РФ, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Основной особенностью организации  исполнительных органов государственной власти субъектов РФ является двухуровневая система правового регулирования, обусловленная следующими факторами: во-первых, разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; во- вторых, необходимостью обеспечения единства системы органов исполнительной власти.

Высший исполнительный орган государственной  власти субъекта РФ разрабатывает и  осуществляет меры по обеспечению комплексного социально- экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Высший исполнительный орган государственной  власти субъекта РФ: а) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; б) разрабатывает для представления в законодательный орган субъекта РФ проект бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ; в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган субъекта РФ; г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ; д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ.

 

35 Понятие и  виды принципов избирательного права

 

Под принципами избирательного права  понимаются основополагающие, руководящие  начала, идеи, требования и условия, без соблюдения которых любые  выборы не могут быть признаны легитимными. Их главное предназначение обеспечить соответствие результатов референдумов и выборов реальному волеизъявлению избирателей. Принципы избирательного права, выражающие сущность демократизма в стране, закрепляются на конституционном уровне. Конституция РФ в ст. 32 и 81 утверждает в качестве основополагающих принципов такие принципы как свобода выбора, всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и добавляет еще добровольность. Главным принципом избирательного права, вытекающим из основ конституционного строя РФ, является принцип свободы выборов. Именно свободные выборы являются высшим непосредственным выражением народовластия. Свобода выборов обеспечивается: свободой волеизъявления каждого избирателя – гражданин выражает свою волю абсолютно свободно, без какого-либо принуждения извне; свободными условиями подготовки и проведения выборов, в частности, свобода предвыборной агитации, независимость избирательных комиссий от какого-либо незаконного вмешательства в их деятельность.В отдельную группу выделяются принципы участия граждан РФ в выборах. Речь идет о субъективных избирательных правах гражданина: о праве избирать (активное избирательное право) и праве быть избранным (пассивное избирательное право).

принципы избирательного права 

1. всеобщее избирательное право. Всеобщим является такое избирательное право, при котором все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, – быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, также других обстоятельств. В то же время имеются и ограничения на реализацию избирательных прав: ценз судимости. Не имеют права избирать, быть избранными лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Ценз оседлости ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина РФ на определенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина РФ на данной территории (устанавливаются только Конституцией РФ). Ценз предыдущего избрания – условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. (Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд – ст. 81 п. 3 Конституции РФ). Возрастной ценз – достижение гражданином определенного возраста (депутатом государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года – ст. 97 п. 1 Конституции РФ).

2. РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, означает, что граждане РФ участвуют в выборах на равных основаниях: все избиратели имеют на выборах равное количество голосов (как правило, один); каждый депутат должен представлять одинаковое число избирателей, т.е. должна быть соблюдена единая норма представительства в соответствии, с которой образуются равные по количеству избирательные округа. Первое условие обеспечивается тем, что избиратель не может, быть включен более чем в один список избирателей. Второе – ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем.

3. ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. Гражданин РФ голосует на выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Помимо прямых существуют и косвенные многостепенные выборы, при которых граждане голосуют не за кандидатов, а за выборщиков, а те в свою очередь, голосуют либо за вышестоящих выборщиков, либо за самих представителей. Чем больше будет ступеней, тем больше будет нарушаться первоначальная воля избирателей.

4. ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ – принцип избирательного права, означающий исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (скрытая кабина). Давление, запугивание избирателя преследуется по закону. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, чтобы не индефицировать бюллетень, т.е. установить личность избирателя.

ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ граждан в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти РФ. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав. Обязательность и периодичность проведения выборов. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Если соответствующими органами выборы не назначаются, то это вправе сделать суд общей юрисдикции. Срок полномочий всех выборных органов, а также полномочия депутатов не может быть более 5 лет.

Территориальный принцип организации  выборов. Выборы проводятся по территориальным избирательным округам различных моделей, а голосование проводите на территориальных избирательных участках.

Среди принципов избирательного права  можно выделить группу принципов, обеспечивающих избирателям возможность реального выбора и контроля за соблюдением законности проведения выборов. К ним относится, в первую очередь гласность выборов. Главная задача – обеспечить подлинность и не фальсифицированность выборов. Это достигается путем законодательного закрепления такой технологии проведения выборов, которая не позволила бы исказить волю избирателей. В этих целях деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется, открыто и гласно. Основные избирательные действия осуществляются под особым общественным контролем в лице наблюдателей, представителей общественных объединений, средств массовой информации. Обязательно опубликование в установленные законом сроки информации об основных избирательных действиях, а также о размерах избирательных фондов кандидатов в средствах массовой информации.

Альтернативность выборов. Количество кандидатов зарегистрированных в избирательном  округе, обязательно должно быть больше количества мандатов подлежащих распределению в данном округе. Таким образом, у избирателей должна быть возможность реального выбора достойного кандидата срединескольких претендентов. В противном случае выборы откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов.

Информация о работе Шпаргалки по "Конституционному праву"