Система гарантий
конституционных прав и свобод человека
и гражданина
1)Понятие гарантий
конституционных прав и свобод
человека и гражданина, их виды.
Гарантии прав и свобод– это условия, средства, меры,
направленные на обеспечение практического
их осуществления, охрану и защиту.
2)Государственная
защита прав и свобод человека
и гражданина
Государственная защита прав
и свобод человека и гражданина - это обязанность
государства и его органов признавать,
соблюдать и защищать права и свободы
человека и гражданина
Защита прав и свобод
государством является основным, главным
способом во всем правозащитном механизме.
Это обусловлено рядом причин:
во-первых, государство
располагает системой органов, которые
обязаны осуществлять деятельность
по защите прав и свобод.
Во-вторых, государство
имеет в своем распоряжении набор эффективных
средств не только для защиты и восстановления
нарушенных прав и свобод, но и для недопущения
подобных нарушений.
В-третьих, только
акт государственного органа обладает
необходимой обязательной силой в отношении
всех иных актов.
В-четвертых, государство
располагает аппаратом принуждения с
целью привлечения подобных нарушений.
Все остальные способы защиты прав и свобод
дополняют, но не подменяют государственную
защиту.
Обязанность по защите
прав и свобод граждан призваны выполнять
как Российская Федерация, так и все входящие
в нее субъекты, органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
Они должны обеспечить права и свободы
гражданина в границах своих полномочий
присущими им способами, методами и средствами
на всей территории России.
Еще одной гарантией осуществления
прав и свобод человека является создание
различных форм контроля гражданского
общества над государственным аппаратом,
в том числе привлечение представителей
общественности к работе коллегиальных
органов. Сюда относится, например, включение
10 представителей общероссийских общественных
объединений и правозащитных организаций
в состав Высшей квалификационной коллегии.
Кроме того, практически все без исключения
общественные объединения в той или иной
мере участвуют в общественном контроле
в соответствующей сфере государственной
деятельности.
3)Президент РФ
как гарант прав и свобод
человека и гражданина
Важнейшими организационно-правовыми
гарантиями прав и свобод граждан является
соответствующая деятельность государственных
органов и в первую очередь Президента
РФ, гаранта прав и свобод гражданина (ч.
2 ст. 80 Конституции РФ). В обязанности Президента,
в частности, входит:
1) обеспечение условий, при
которых работали бы все государственные
структуры в строгом соответствии
с формулой «разрешено только
то, что дозволено», в том числе
в сфере обеспечения внутригосударственного
механизма, реализации защиты правового
статуса личности;
2) обеспечение согласованности
функционирования всего государственного
механизма в интересах общества
и достижения общегосударственных
целей;
3) определение основных
направлений внутренней и внешней
политики государства (с учетом
общественного мнения);
4) приостановление действия
актов органов исполнительной власти
субъектов РФ в случае противоречия их
Конституции РФ, федеральным законам и
международным обязательствам Российской
Федерации (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ);
5) осуществление помилования
(п. в ст. 89 Конституции РФ).
4)Судебная защита
прав и свобод человека и
гражданина
Судебная защита —это один
из важнейших государственных способов
защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права, осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.
Судебной защите прав и свобод
индивида в правовом государстве отводится
важная роль. Правовое государство не
может ограничиться лишь закреплением
в конституции перечня прав и свобод граждан,
оно обязано гарантировать их осуществление
правовыми, экономическими, политическими
и культурными средствами. Судебная защита
является механизмом, заставляющим государство
в лице его органов и должностных лиц выполнять
принятые им на себя обязанности. Судебная
защита становится в современных условиях
важнейшей гарантией прав и свобод каждого
человека и гражданина. Право на судебную
защиту обеспечивает реализацию прав
и свобод граждан, потерпевших от преступлений
и злоупотреблений
Преимущества судебной защиты
перед иными механизмами представляются
по ряду причин неоспоримыми. Судебная
защита обладает только ей присущей совокупностью
особенностей, позволяющей считать её
универсальным, а потому наиболее эффективным
способом защиты нарушенных прав и свобод
личности.
Во-первых, судебная защита
распространяется на неограниченный
круг лиц. Конституция РФ применительно
к субъекту, права и свободы которого обеспечиваются
судебной защитой, употребляет термин
«каждый», что подчеркивает неперсонифицирован-ность
судебной защиты, отсутствие каких-либо
формализованных ограничений на использование
этого способа защиты субъективного права
и законного интереса. При этом право на
судебную защиту гарантируется не только
гражданам РФ, но так же иностранцам и
не имеющим гражданства лицам.
Во-вторых, судебная защита
распространяется на все без исключения
права и свободы, принадлежащие индивиду,
как в силу прямого указания Конституции
РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного
закрепления, но не противоречащие закону.
В-третьих, судебная защита
обладает гарантией высокой эффективности
в виде обязательности исполнения судебного
акта, имеющего силу закона, а также наличия
правовых механизмов его принудительного
исполнения.
В-четвертых, судебная защита
в ряде случаев является единственной
возможностью восстановления права либо
удовлетворения законного интереса, например,
установление юридического факта, ограничение
дееспособности, реабилитация незаконно
осужденного и т.п.
В-пятых, судебная защита обладает
высоким уровнем надежности, ибо осуществляется
в специфических процедурных формах, гарантирующих
справедливое рассмотрение и разрешение
любого дела.
В-шестых, судебная защита доступна
и позволяет лицу проявлять максимум активности,
а следовательно, сочетать государственную
защиту с собственной инициативой в защите
своих прав и свобод, гарантированной
ч.2 ст.45 Конституции РФ.
5)Уполномоченный
по правам человека в РФ,его
функции,порядок назначения,статус,полномочия.
Уполномоченный по
правам человека в Российской Федерации —это должностное лицо, призванное
рассматривать жалобы граждан Российской
Федерации и находящихся на территории
РФ иностранных граждан и лиц без гражданства
на решения или действия (бездействие)
государственных органов, органов местного
самоуправления, должностных лиц, государственных
служащих. Уполномоченный по правам человека в
Российской Федерации, назначается Государственной
думой:С 18 марта 2014 года — Элла
Александровна Памфилова.
Функции
Согласно Федеральному
конституционному закону «Об Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:
восстановлению нарушенных
прав,
совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
развитию международного сотрудничества
в области прав человека,
правовому просвещению по вопросам
прав и свобод человека, форм и методов
их защиты.
Полномочия
— обеспечивает защиту
прав и свобод граждан, их соблюдения и
уважения государственными органами,
органами местного самоуправления и должностными
лицами;
— в случае массового нарушения прав и
свобод граждан Уполномоченный выступает
с докладом на очередном заседании Государственной
Думы о создании парламентской комиссии
по расследованию фактов нарушения прав
и свобод граждан и о проведении парламентских
слушаний;
— обращается в суд с заявлением в защиту
прав и свобод, нарушенных решениями или
действиями (бездействиями) государственного
органа, органа местного самоуправления
или должностного лица;
— обращается с ходатайством о возбуждении
административного производства либо
уголовного дела в отношении должностного
лица;
— обращается с ходатайством о проверке
вступившего в законную силу решения,
приговора суда или постановления суда
либо постановления судьи;
— обращается в Конституционный Суд Российской
Федерации с жалобой на нарушение конституционных
прав и свобод граждан в конкретном деле.
Омбудсмен не вправе
принимать решения, отнесённые к компетенции
других государственных органов автономного
округа, органов местного самоуправления
и должностных лиц.
6)Деятельность органов местного
самоуправления общественных объединений
как гарантии прав и свобод
человека и гражданина
Конституция РФ в качестве
форм защиты прав и свобод человека предусматривает
защиту прав и свобод органами местного
самоуправления (ст. 130); защиту прав и свобод
общественными объединениями и профессиональными
союзами, правозащитными организациями
(ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48). Рекомендуется
рассмотреть указанных органов и организаций
по защите прав и свобод человека и гражданина.
В связи с этим целесообразно проанализировать
федеральные законы «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ», «Об общественных объединениях».
Анализ ст. 17 Федерального
закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» позволяет сделать
следующий вывод: местные органы имеют
достаточно большие полномочия в области
обеспечения и защиты трудовых, жилищных,
социальных и других прав и свобод. Органы
местного самоуправления наиболее приближены
из всех органов власти к населению, проживающему
на данной территории. Поэтому они в состоянии
принимать все необходимые меры, направленные
на недопущение нарушений прав граждан
и на защиту и восстановление нарушенных
прав.
Следующим звеном
в конституционном механизме защиты прав
и свобод человека является защита прав
и свобод общественными объединениями,
профессиональными союзами и правозащитными
организациями. В ч. 1 ст. 30 Конституции
РФ говорится, что каждый вправе защищать
свои интересы с помощью различных объединений,
включая профессиональные союзы.
Не менее важную роль
в системе защиты прав граждан играют
профессиональные сообщества адвокатов.
Адвокатская деятельность — это квалифицированная
юридическая помощь, оказываемая на профессиональной
основе лицами, получившими статус адвоката
(ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г.
«Об адвокатской деятельности и адвокатуре
в Российской Федерации»[147]). Она не является
предпринимательской и направлена на
защиту прав, свобод и интересов граждан,
на обеспечение доступа их к правосудию.
7)Самозащита прав и свобод
человека и гражданина P.S в учебнике
на 271 стр
8)Международные гарантии прав
и свобод человека и гражданина
Международно-правовые
гарантии закрепляются во Всеобщей декларации
прав человека, международных пактах и
других документах. Их осуществлением
занимаются ООН, ее органы, а также организации,
действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ),
через различного рода международные
программы и проекты. Важное значение
в этом плане имеет деятельность Совета
Безопасности, комитетов Генеральной
Ассамблеи, Международного Суда ООН и
специализированных учреждений – Комитета
по правам человека, Комитета по правам
ребенка, Комитета против пыток. Обязательства
по реализации основных прав и свобод
возлагают на себя и государства, являющиеся
членами ООН.
2)Правовая природа и конституционные
принципы федеративного устройства
Российского Федерации
Принцип государственной
целостности означает, что Россия является
единым государством, а не простым соединением
ее отдельных частей. Территория каждого
из 89 субъектов Федерации находится в
составе Федерации, являясь ее неразрывной
частью. Это исключает возможность расчленения
территории Федерации. Последняя обеспечивает
целостность и неприкосновенность своей
территории.Целостность территории —
важный фактор нормального функционирования
государства, единства экономического
пространства, системы государственной
власти. Она является условием равного
правового статуса всех граждан страны
независимо от места их проживания.
Принцип единства
системы государственной власти — логическое следствие того,
что единственным источником власти в
стране является ее многонациональный
народ. Данный принцип гарантирует целостность
государства, слаженность в деятельности
всех государственных органов. Государственная
власть едина — различны органы, ее осуществляющие.
В соответствии с принципом разделения
властей на федеральном уровне государственную
власть осуществляют законодательные,
исполнительные и судебные органы.