Система конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

Нормы конституционного права находят своё выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди них - конституция, закон, указ и другие правовые акты. Эти формы правовых актов характерны практически для всех институтов конституционного права.
Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно - правовых отношений. Каждый конституционно - правовой институт включает несколько различных источников.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
2.1. Конституция РФ - как основной источник конституционного права
2.2. Законы, договоры, соглашения и декларации как источники конституционного права
2.3. Указы и распоряжения Президента РФ, Регламенты палат Федерального Собрания,
Постановления Правительства - как источники конституционного права
2.4. Судебные решения, правовые акты СССР и РСФСР, акты органов местного самоуправления - как источники конституционного права
3. СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

конст. право.docx

— 21.85 Кб (Скачать файл)

·     по субъективному составу. Нормы одних институтов адресованы к конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других - ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;

·     по способу правовой защиты действия конституционно - правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно - правовые нормы, путём отмены соответствующих неправомерных актов и действий;

·     по специфике форм выражения охватываемых данным институтов правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;

·     по видовому характеру норм соответствующего конституционно - правового института. В одних институтах преобладают нормы - принципы, нормы - цели, нормы - дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия;

·     по степени и масштабам включённости других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно - правовых норм. Нормы некоторых конституционно - правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно - правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно - правового регулирования;

·     по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно - правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно - правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;

·     по функциям, присущим каждому конституционно - правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;

·     по принципам, свойственным каждому из конституционно - правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.

                   Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

                   Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Нормы этого института:

1.на общественные отношения путём установления определённых начал устройства общества и государства;

2.   как правило, не порождают конкретных правоотношений;

3.   определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;

4.   адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;

5.   имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путём принятия новой Конституции;

6.   устанавливаются преимущественно в конституционной форме;

7.   являются в преобладающей части нормами - принципами, нормами - дефинициями, нормами - целями;

8.   предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей “включение” всех отраслей права;

9.   призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.

                   Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют всё конституционно - правовое регулирования

                   Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:

1.   воздействуют на общественные отношения в основном путём провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;

2.   реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;

3.   входят в сферу взаимоотношений государства и личности;

4.   включает в качестве субъекта прав человека, гражданина как такового, вне связи его с каким - либо особым правовым статусом;

5.   предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;

6.   предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путём возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.

                   Институт, объединяющий нормы, регулирующие государственное устройство России, т.е. федеративное устройство, отличается специфическим кругом субъектов, возникающих на их основе конституционно - правовых отношений, их особой правоспособностью. Эти нормы, устанавливающие правовой статус субъектов, являются не только конституционными, но и договорными. В Федеративном договоре, в договорах с конкретными субъектами Федерации фиксируется разграничение полномочий между ней и её субъектами. Следовательно, нормы рассматриваемого института закрепляются не только в Конституции, но и в особых договорах, соглашениях. Для этих норм предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, - путём согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд РФ.

                   Нормы института, который определяет систему государственной власти и систему местного самоуправления, имеют следующие особенности:

1.   это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретные правоотношениях;

2.   в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;

3.   преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;

4.   для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов РФ, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

                   Таким образом, совокупность юридических особенностей, указанных выше, и придаёт определённой группе конституционно - правовых норм качество элемента отрасли, занимающего относительно самостоятельное положение в её системе. Причём исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются составляющими эти элементы нормами, т.е. предмет правового регулирования.

                   Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление её составных частей, её главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.

                   В основе такого подхода к системе отрасли лежит реальное соотношение тех сфер общественных отношений, которые являются предметом регулирования нормами конституционно - правовых институтов. Однако это соотношение может рассматриваться лишь как первичная, исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу. Правовая основа заключается в том, что между конституционно - правовыми институтами существует такая правовая форма воздействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

                   Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержится исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно - правовых институтов.

                   На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

                   Конституционно правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создаёт предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в РФ национально - государственные и государственно - территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

                   При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о её соотношении с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы - о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

                   Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формируется путём теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике её составных элементов. Система конституции - категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет её не  произвольно, а с учётом и на основе воспринятых им субъективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно - правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и её нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

                   Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно - правовых норм, а система конституции - лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно - правового регулирования.

                   Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции отправным, исходным началом являются группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразно круга субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.

                   Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно - правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям как РФ, так и республик в её составе, по уставам других субъектов Федерации.

                   И система отрасли конституционного права, и система конституции не есть нечто застывшее, раз и навсегда данное. Они развиваются, отражая уровень прямого воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.

                  

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

                   Таким образом, источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно - правовые нормы.

 

                   Конституция Российской Федерации является основным источником отрасли конституционного права, главным законом, находится на вершине всей структуры законодательных и других нормативных актов, она устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционного - правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.

                   Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами - напротив, создаёт принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно - правового регулирования.

                   Система права, говоря образно, наводит своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а кроме того, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание всё же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые принципы конституционного права: суверенитет народа, естественное право, приоритет охраны прав и свобод, разделение властей, независимое правосудие, правовое государство.

                   Я считаю, что молодёжь должна (и даже обязана) знать Конституцию своей страны не только для сдачи экзаменов и зачётов, но и в целях культурного развития, усвоения гражданских прав и обязанностей, определения своих места и роли в обществе.

                   Знание Конституции страны необходимо её гражданам, чтобы:

·     осознавать свои права и свободы, предоставляемые Основным Законом;

·     применять конституционно закреплённые права в собственных интересах и в интересах сограждан;

·     использовать реальные возможности правовой защиты своих интересов, гражданских прав и свобод.

        

 

                  

 

                   

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРатуры:

1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г.

2. Комментарий к Конституции РФ. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. “ИНФРА - М”, 2000.

Информация о работе Система конституционного права